Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Национальные композиторские школы 19-20 веков.




ыход на международную арену во 2-ой половине XIX века национальных композиторских школ Чехии, Норвегии, Финляндии, Испании. Общий подъем национального движения в этих странах, рост национального самосознания, внимание к народному эпосу и фольклору.

Бедржих Сметана (1824-1884) – основоположник чешской музыкальной классики, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Оперное творчество композитора. Новаторская трактовка жанра комической оперы в «Проданной невесте». Претворение народно-бытовых танцевальных и песенных жанров. Роль хоровых сцен. Симфоническое наследие Сметаны. Связь с программным симфонизмом Берлиоза и Листа. Программно-симфонический цикл «Моя Родина». Национальные истоки музыкального тематизма. Своеобразие композиционных принципов в построении цикла из шести симфонических поэм.

Антонин Дворжак (1841-1904). Самобытность Дворжака-симфониста. Симфонизация жанров народной бытовой музыки («Славянские танцы», «Славянские рапсодии»). Симфонии Дворжака. Симфония «Из Нового света», ее место в мировом концертном репертуаре. Лирическая природа дарования Дворжака. Значение концерта для виолончели с оркестром. Камерные ансамбли Дворжака.

Народная музыка Норвегии. Ее основные жанры, ладоинтонационные, ритмические особенности.

Эдвард Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыкальной классики. Композиторская, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Грига. Общая лирическая направленность его музыки. Воплощение тем и образов норвежского фольклора. Ладовое своеобразие мелодики и гармонии.

Инструментальные ансамбли Грига (сонаты для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, квартет); особенности их тематизма, трактовки сонатного цикла. Фортепианные произведения Грига (баллада, «Лирические пьесы», соната). Концерт для фортепиано с оркестром.

Песни и романсы Э.Грига. Особенности песенных циклов. Фортепианные транскрипции песен.

Важнейшие вехи общественной жизни Испании XIX века. Возрождение национальных жанров музыкального театра, собирание и публикация народных песен, издания старинной испанской музыки. Богатство и разнообразие народного музыкального творчества.

Расцвет испанской музыкальной культуры в конце XIX века. Ренасимьенто – новое национальное направление испанской музыки.

Исаак Альбенис (1860-1909) – виднейший представитель музыкального искусства Испании конца XIX века, композитор и пианист. Инструментальная музыка Альбениса. Претворение ладоинтонационных и ритмических особенностей испанской народной музыки, ее инструментального колорита. Фортепианные произведения Альбениса.

Энрико Гранадос (1867-1916) – композитор, пианист, педагог. Национальные истоки его творчества. Фортепианный цикл «Гойески», Арагонская рапсодия, Испанское каприччио.

Мануэль де Фалья (1877-1946). Национальные истоки его творчества. Влияние французской культуры. Национальный характер музыкального языка в сочетании с импрессионистскими приемами письма. «Ночи в садах Испании» для фортепиано и оркестра, балет «Любовь-волшебница», «Испанские пьесы» для фортепиано. Влияние идей И.Стравинского. Неоклассицистские тенденции в творчестве М. де Фальи.

 

17.Творчество французских композиторов группы «шесть»

Эрик Сати (1866–1925) – один из самых своеобразных композиторов начала XX века. Принимал участие в формировании импрессионизма, но потом выступил против него. Эксцентричность в названии и содержании произведений, парадоксальные высказывания и пренебрежение к красоте звучания. «Три пьесы в форме груши» для фортепиано (1903) «В лошадиной шкуре» для оркестра (1911).

Балет «Парад» (1917) – создан в содружестве с Ж.Кокто и П. Пикассо. Поразил публику новизной эстетики настолько, что на премьере разыгрался скандал. Подчеркнутая грубоватость музыкального языка, широкое использование шумов (в партитуре звучание пишущей машинки и автомобильной сирены), декорации и костюмы в духе кубизма. В музыке – дух мюзик–холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий. Драма с пеним. «Сократ» (1920) – лучшее сочинение Сати. Оказал большое влияние на эстетические принципы «Шестерки», но вскоре отошел от этой группы.

Композиторы французской «шестерки»:

Луи Дюрей (1888–1979), Жорж Орт (1899–1983), Артюр Онеггер (1892–1955), Жермен Тайфер (1892–1983), Дариус Мийо (1892–1974), Фрэнсис Пуленк (1899–1963) и ее вдохновитель Жан Кокто (1899–1963) – писатель, поэт, драматург, художник, скульптор, автор либретто многих опер и балетов. Возникновение французской «шестерки» как противопоставление импрессионистической утонченности. «Довольно облаков, туманов, аквариумов и ароматов ночи нам нужна музыка земная, музыка повседневности!..» Ж. Кокто. Петух и Арлекин.

Луи Дюрей — композитор, общественный деятель и музыкальный критик. Участник Движения Сопротивления, возглавлял подпольный национальный комитет музыкантов. Его «Песню борцов за свободу» пели французские партизаны. Член Французского комитета сторонников мира. Среди сочинений: комическая опера «Случайность» (1923–1925), кантаты, в том числе, на слова В.В. Маяковского, оркестровые, камерно–инструментальные и фортепьянные произведения. Театральная музыка,

Жорж Орик – композитор и музыкальный деятель. Участвовал в антифашистском движении. Являлся президентом Общества по охране авторских прав композиторов и музыкальных издателей. Одним из первых использовал приемы джаза, увлекался мюзик–холлом, активно работал в области кино. В сотрудничестве с СП. Дягилевым и для его труппы создал ряд балетов, в т.ч. «Матросы» (1924). Среди лучших сочинений – «хореографическая трагедия» «Федра» (1949).

Жермен Тайфер — композитор. В 1937 году участвовала в создании массового спектакля «Свобода». С 1942–1945 находилась в эмиграции в США. Среди сочинений выделяются концерты для инструментов и для голоса с оркестром. Автор оперы «Жил–был кораблик» (1951), балета «Чудеса Парижа» (1949). Писала оркестровые, камерно–инструментальные и фортепьянные произведения.

Дариус Мийо (1892–1974) занимает видное место в музыке XX века. Композитор и дирижер.

Композитор большого самобытного дарования. Несколько лет провел на дипломатической службе в Бразилии, в качестве секретаря посла Франции (П. Клоделя). Знакомство с музыкой Южной Америки нашло отражение в «Бразильских танцах», подкупающих свежестью мелодии и остротой ритмов. Испытал влияние музыки И.Ф. Стравинского. Его стиль — политональный, ритмически импульсивный, с четко прослеживающейся фольклорной основой. «Маленькие симфонии» – увлечение политональностью (каждый голос партитуры написан в собственной тональности). «Бык на крыше» (1924) – музыкальный фарс. «Провансальская сюита» для симфонического оркестра (1936) – прекрасное по своей мелодической свежести произведение. Опера «Христофор Колумб» (1930). Балет «Сотворение мира» (1923).

Творческий путь Артюра Онеггера (1892—1955) яркого композитора XX столетия, большого и взыскательного мастера.

Оперно–ораториалъный жанр – оратория на библейскую тему «Царь Давид»(1921). Основываясь на синтезе элементов различных видов искусств, создал новые разновидности сценических жанров. Оратория «Жанна д'Арк на костре» (1935) – драматические страницы, оставляющие глубокое впечатление.

Симфоническая музыка – картина «Пасифик – 231», в которой изображен бешеный бег мощного паровоза. Трагические переживания военных лет воплощены в музыке второй и третьей («Литургической») симфоний. Вторая (1942) – полна драматизма и тревоги, музыка большого эмоционального напряжения. «Литургическая» (1946) – большая гуманистическая идея, искреннее повествование человека, пережившего ужасы войны и надеющегося на мирное будущее (эпиграф симфонии – «Дайте нам мир»). Пятая симфония («De tre re», 1951) – противопоставление атональному искусству.

В книге «Я композитор» (1951) – высказал ряд критических замечаний по поводу атонализма.

Творчество Франсиса Пуленка (1899 – 1963) – выдающегося композитора и пианиста.

Яркие достижения Пуленка – буффонная опера «Груди Тирезия» (по Г. Аполлинеру, 1944), трагедийная опера «Диалоги кармелиток» (по Ж. Бернаносу, 1956), лирико–психологическая моно опера «Человеческий голос» (по Ж. Кокто, 1958). Большое место в творческом наследии Пуленка занимают камерно–вокальные (св. 160 песен, на слова Г. Аполлинера, П. Элюара, М. Жакоба, Л. Арагона, Ж. Кокто и др.) и хоровые произведения.

Оперное творчество. Монодрама «Человеческий голос» (1958) –лучшее произведение композитора. Жанр монодрамы. Параллели с оперой «Ожидание» А. Шѐнберга. Музыкальная драматургия. Деление на сцены. Чередование ариозных эпизодов, речитативов и ариозных «связок».

Патриотическая кантата «Лик человеческий» (1943). Вершина творчества Пуленка, на стихи Элюара, издано подпольно, 1943. Прославляет свободу.

Камерные и другие сочинения: (хоропое творчество, балеты, концерты, сонаты). Композитор–лирик, Пуленк придавал большое значение мелодии, его называли «французский Шуберт». Опираясь на традиции французской народной песенности, развивал также принципы музыкального интонирования К. Дебюсси и вокально–декламационности М.П. Мусоргского. Оставаясь преимущественно в рамках тональной системы, Пуленк использовал усложнѐнные гармонические средства (многотерцовые структуры) и др.

Значение творчества Пуленка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных