Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личность В.И. Герье.




Основание МВЖК положило начало российскому высшему женскому образованию. Это было поистине эпохальное событие. Тогда в разрешении «женского вопроса» Россия опередила многие западноевропейские демократические государства.

История МВЖК и в целом высшего женского образования неразрывно связана с именем профессора всеобщей истории Московского университета, Владимира Ивановича Герье. Он родился в 1837 году в семье управляющего помещичьим имением. Его предки происходили из Лотарингии, откуда перебрались в Гамбург, а затем в Россию. Владимир рано осиротел. В 1845 г. Его отец умер, а семья осталась без средств к существованию и пользовалась помощью благотворительных организаций. Он никогда не забывал об этом. В зрелом возрасте, добившись прочного общественного положения и материального достатка, Владимир Иванович очень часто выступал жертвователем, оказывал поддержку нуждающимся, считая своим долгом отдать то, что когда-то получил сам. Он был членом московских городских попечительств «О бедных», «О домах трудолюбия».

Высокий, худой, с вытянутым лицом, самой выдающейся чертой которого был длинный и тонкий нос; очень тщательно причесанный на косой пробор, со столь же тщательно расчесанной на две стороны окладистой бородой; одетый в простой сюртук, он всей своей фигурой напоминал протестантского пастыря. Внешность не располагала в его пользу: он как будто боялся уронить свое достоинство и оделял себя от всех неприступной стеной. Многие считали его суровым, сухим и скупым человеком. На самом деле он просто никогда не афишировал своей помощи людям. Было бесчисленное количество лиц, которым он оказывал материальную помощь.

Характерной чертой его натуры была потребность трудиться. «Личный труд есть великое условие и главный рычаг человеческой культуры», - считал В.И. Герье. В детстве и юности он упорно учился, несмотря на бедственное материальное положение и отсутствие высоких покровителей. В 1858 г. Герье окончил историко-филологический факультет Московского университета «первым кандидатом» с двумя золотыми медалями и был оставлен при кафедре всеобщей истории для написания диссертации и приготовления к ученому званию профессора. Столь же целеустремленно и самоотверженно он занимался научной работой, оставив значительное историографическое наследство, педагогической деятельностью, воспитав многочисленных учеников, организацией образования, создав Московские высшие женские курсы, общественной деятельностью, являясь одним из лидеров либеральной московской профессуры.

Политическая благонамеренность Герье послужила одним из главных оснований при решении вопроса об открытии в Москве Высших женских курсов. Владимир Иванович отстаивал право на существование своего детища, саму целесообразность высшего женского образования, ратовал за расширение учебной программы курсов и увеличение сроков обучения на них, по-отечески защищал слушательниц, нередко ставивших его в сложное положение своим участием в политических акциях. Все это, с одной стороны, осложнило его отношения с Министерством, тем более, что ко второй половине 70-х годов эпоха реформаторских увлечений правительства подходила к концу, начинали набирать силу консервативные тенденции в политике. С другой стороны, позитивно изменялось отношение к Герье либерально настроенной общественности. В течение 30 лет он участвовал в работе 14 земских комиссий «О пользах и нуждах общественных».

В 80-90-х Герье воспринимался общественностью как один из видных лидеров московской либеральной профессуры[2, С. 25-26].

Судьба В. И. Герье не проста и в чем-то трагична. «Сам западноевропеец, он требовал от русской действительности западноевропейских форм и действий, - писал о нем крупный русский историк Ю.В. Готье. – Стремясь к «разумному» компромиссу между обществом и тогдашним правительством, он всю жизнь оставался строгим конституционалистом и, понимая жизнь страны как договор о правах и обязанностях между обществом и правительством, слыл до 1905 года опасным либералом, а после – заядлым черносотенцем. В сущности, он не был ни тем, ни другим, и ни одна из сторон его не понимала». Сложившееся мнение о нем как о консерваторе стало причиной провала В.И. Герье при избрании его в 1868 году в первый раз на должность профессора Московского университета. И хотя министр народного просвещения граф Д.А. Толстой назначил его по высочайшему повелению сверхштатным ординарным профессором, Герье посчитал невозможным продолжать работу, взял отпуск и уехал в двухлетнюю заграничную научную командировку. Таким образом, когда в Москве добивались открытия женского вуза, его будущего директора попросту не было в России.

В «женском вопросе», усиленно тогда обсуждавшемся российской общественностью, Герье видел две взаимосвязанные проблемы: как расширить сферу применения женского труда и как развивать женское образование. При всем этом главным, преобладающим трудом женщины В.И. Герье считал труд в семье. Однако условия городской жизни, а также рост числа женщин, которые не могли устроить свою семью, повышал значимость профессионального образования.

Естественное право женщин прилагать свой труд к воспитательной деятельности, указанной им природой, и требования рациональной педагогики начальной и женской школы, наконец численный недостаток учителей, полагал Герье, требуют расширения поля деятельности женщин в области преподавания и устранения существующих в этом деле препятствий. Однако открытие доступа женщинам в университет В.И. Герье находил ненужным и вредным, поскольку это вступало в противоречие со строго научным направлением университетских курсов.

В своих воспоминаниях Герье утверждал, что его сочувствие делу женского образования не было следствием увлечения модными идеями о равенстве мужчин и женщин, а вытекало из наблюдений за интересом к науке, проявленным его ученицами. Вспоминая о начале своей педагогической деятельности, он писал: «…Вопрос о содействии высшему образованию русских девушек сделался одним из интересов моей жизни, и я предался ему всецело».

Вернувшись в Россию в начале 1871 г., В.И. Герье обратился к попечителю Московского учебного округа князю П.А. Ширинскому-Шихматову с докладной запиской о целесообразности открытия в Москве высших женских курсов. Герье изложил основную цель работы курсов - подготовка женщин к педагогической деятельности без повторения элементарных знаний, усвоенных слушательницами в средней школе [1, С.11-13].

Открытие Высших женских курсов в Москве явилось подлинным праздником и важным событием общественной жизни не только Москвы, но и всей России. С первых лет своей работы МВЖК завоевали в России большой авторитет.

В.И. Герье читал на курсах лекции по всеобщей истории по два часа в неделю на протяжении с 1872-1888 гг. Он относился к своим профессорским обязанностям как к высокому служебному долгу и «стадо первокурсников-разгильдяев» (по выражению Ю.В.Готье) пытался воспитать и дисциплинировать в таком же духе. Профессором он был прекрасно подготовленным: прошел школу П.Н. Кудрявцева и С.В. Ешевского, слушал лекции Т.Н. Грановского и немецких профессоров, хорошо знал новые языки, критически анализировал источники.

Занятия Герье были содержательны, студенты литографировали их конспекты. Он относился к ученицам строго, но по-отечески, помогал материально нуждающимся, ездил по полицейским участкам вызволять арестованных участников студенческих беспорядков. Однако этот крупный университетский и общественный деятель никогда не был популярен среди студентов. Занятия его не любили и по возможности избегали. Когда студент на занятии проявлял самостоятельность и делал выводы, не соответствовавшие мнению самого Герье, он обрушивал на несчастного язвительную и уничижительную критику. Хотя его занятия были полезны и содержательны, они не приучали студентов к самостоятельной исследовательской работе [1, С.17-19].

В одном из документов, который Герье готовил для министра народного просвещения, он написал, что «никогда не забудутся те, кто способствовал основанию первого Женского Университета в России». Владимир Иванович имел в виду представителей власти, но в первую очередь это утверждение справедливо по отношению к нему самому.

В.И. Герье умер в 1919 году. Это была богато одаренная от природы, очень деятельная и легкоранимая натура. Жизнь и деятельность Герье – это не только ошибки, драмы и разбитые иллюзии, но и урок потомкам. Урок принципиальности, честности, трудолюбия, подлинного подвижничества на педагогической ниве [2, С.42-43].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных