Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обучение в Московских высших женских курсах.




 

С первых лет своей работы МВЖК завоевали в России большой авторитет. Сюда стремились поступить учиться девушки из различных городов, однако отсутствие общежития являлось серьезным препятствием. Кроме того, с курсисток взимались относительно большая плата за обучение (50 руб. в год), что делало невозможным поступление на них многих девушек даже из средних слоев общества. Среди постоянных слушательниц около 50 процентов было приезжих. Социальный состав первых курсисток был весьма разнообразным, но он отражал общее тогда положение – высшее образование было привилегией господствующих классов.

На МВЖК принимались девушки, окончившие семь классов женских гимназий, институтов и других учебных заведений, равных по объему преподаваемых предметов.

При подаче прошения о приеме требовалось представить: а) метрическое свидетельство о рождении, б) аттестат об окончании средней школы или свидетельство о сдаче экзаменов при учебном округе, в) свидетельство о политической благонадежности, г) письменное разрешение родителей, опекунов или мужа, если просительница была замужем, д) фотографические карточки.

 

Желающие заниматься на МВЖК могли быть постоянными слушателями (т. е. обязаны были посещать все обязательные предметы, писать сочинения, держать выпускной экзамен) и вольнослушателями. Допускалось прослушивание и отдельных предметов. Постоянные слушатели должны были представлять документ о среднем образовании (или выдержать вступительный экзамен по русской и всеобщей истории и по русской и всеобщей литературе). [1, С. 15]

 

Царское правительство не взяло на себя никаких забот о материальном обеспечении курсов. Им не разрешили первоначально даже создать «Общество для доставления средств». МВЖК начали свою работу на средства частных лиц, общественности и сборов за обучение со слушательниц. К концу 80-х годов руководство курсов смогло приобрести собственные помещения.

Попечительский комитет МВЖК, состоявший из лиц, сочувствующих женскому образованию, смог обеспечить часть слушательниц стипендиями.

Занятия на курсах проходили обычно с утра по три-четыре часа в день (с 15 сентября по 1 мая). Как пишет в своих воспоминаниях курсистка Е. Щепкина, на лекциях «набиралась такая масса народу, что не хватало стульев, слушали стоя», записывали «много и усердно». К занятиям слушатели относились серьезно, вдумчиво. «Профессора находил на курсах всегда серьезную и благородную аудиторию».

Курсистки с большой теплотой отзывались о преподавателях. И это не случайно. Здесь работали ведущие ученые Москвы. В своих воспоминаниях курсистка С. К. Тихонова-Коссовская писала: «Я не могу обойти молчанием те прекрасные часы, которые приходилось переживать на лекциях Ключевского. Какое меткое, блестящее остроумие, какое умение кратко и сильно очертить во весь рост любое историческое лицо. Случалось, что смех не смолкал в зале, но Ключевский оставался совершенно серьезным». [1, С. 15]

 

Социальный состав слушательниц был пестрый: «На курсы собирались, главным образом, дамы, барышни, представительницы высшей буржуазии, начиная с жены богача Третьякова», – вспоминает Щепкина (Л. 9). Однако позже на курсах становилось все больше представителей «скромной интеллигенции», а затем и разночинцев. Появилось даже неформальное деление курсисток на «носящих бантик», т. е. состоятельных, и на бедных. Вот как образно описывает происходившие изменения другая курсистка Е. С. Некрасова: «У подъезда стояло несколько карет; в зале шумели шлейфы шелковых платьев. Мне помнится этот шум на московских курсах весь первый год. Потом, через год, через два, этих звуков, нарушающих тишину аудитории, уже не было, и не от того, чтобы на следующий год контингент слушательниц оказался другой, – нет, у подъезда по-прежнему стояли разные домашние экипажи, среди слушательниц встречались княжеские фамилии. Но колорит простоты быстро сделался преобладающим, сменил прежнюю пышность костюмов». [5, С. 3]

 

Для многих курсисток учеба на МВЖК была тяжелым испытанием, не все выдерживали его. Так, окончившая курсы О. Н. Цубербиллер, вспоминала: «Зажиточные семьи предпочитали отправлять дочерей за границу для усовершенствования в знании иностранных языков, это считалось «приличным» занятием для девушек.

Большинство курсисток приезжало в Москву из провинции. Это были дочери учителей, среднего и медицинского персонала, мелких служащих. <…>

Курсы, на которые мы так стремились, не давали никаких прав. И все же ученье на курсах казалось победой: девушка вырвалась из удушающей семейной среды, чувствовала себя самостоятельной и независимой.

Жили мы в очень скверных бытовых условиях. Общежитий почти не было, кроме нескольких, устроенных благотворительными учреждениями.

В очередь на койку в таком учреждении записывались при поступлении на курсы: считалось большой удачей, если очередь доходила через три года и студентка была обеспечена кровом хоть непродолжительное время. Большинство учащихся снимало комнаты у грубых и сварливых «хозяек». <…>

За право ученья мы платили 50, а затем 100 рублей в год, в два срока. Для многих день уплаты превращался в тяжелую драму: за не взнос денег исключали с курсов. Бывали случаи, когда измученные девушки кончали самоубийством, не собрав необходимой суммы. <…>

После окончания немногие из нас могли работать в научной области. <…>

С тяжелым сердцем разъезжались мы после окончания курсов по медвежьим уголкам царской России. Часто в перспективе была лишь возможность всю жизнь преподавать арифметику, так как многие самодуры инспектора «принципиально» не допускали женщин к преподаванию в старших классах гимназии. Наши знания, полученные ценой огромных лишений, часто пропадали зря».

 

Слушательницы должны были получить не только общее, но и научное образование, поэтому в программу включались некоторые специальные дисциплины математического и естественного факультетов. Всеобщая и отечественная история, всеобщая и отечественная литература, история культуры и искусства рассматривались как обязательные предметы. К необязательным были отнесены древние языки, новые иностранные языки, политическая экономия, энциклопедия права, математика, физика, космография, гигиена, ботаника, зоология, минералогия и химия.

Предполагалось обеспечить право слушательницам сдавать экзамен на звание старшей учительницы. Его получали те, кто прослушал полный курс и мог представить свидетельство об успешном окончании женской гимназии или документ от учебного округа об успешном испытании на звание домашней учительницы. [3, С. 15]

 

Таким образом, создание Московских высших женских курсов дало толчок для развития образования не только для женщин, так как оно помогло осознать больные места во внутренней политике страны того периода.

 

 

 

Заключение

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) - одно из старейших учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять позиции флагмана высшего педагогического образования страны.

В истории отечественной науки, культуры и образования Московскому педагогическому государственному университету принадлежит особое место. Создателям вуза во второй трети XIX века удалось решить вопрос, предопределивший развитие не только образования, но и общества России в целом на все последующие годы. С созданием МВЖК женщины любого сословия в России смогли получить высшее образование на Родине, тогда как ранее незначительная часть девушек из привилегированных слоев общества получала его в зарубежных университетах. Это событие стало выдающимся завоеванием демократической общественности России.

 

В общественном движении 60 –х годов XVIII века уделялось много внимания вопросу о праве женщины на образование. В печати появлялись статьи, в которых авторы, рисуя картины мрачного быта трудящихся, подчеркивали, что главная причина этого заключается в необразованности и грубости матерей семейств. Выход из такого положения они видели в образовании девочек как будущих матерей». Считая, что без образования матерей семейства действительно нельзя водворить совершенно правильных и добрых отношений в семействах», Добролюбов справедливо указывал, что всякий разговор о пользе женского образования и даже признание за женщиной юридических прав на образование останется пустым звуком, если не будет коренным образом изменено материальное и общественное положение женщины».

К середине XIX века среди женщин наблюдается массовое стремление к получению высшего образования. Нельзя сказать, чтобы вполне естественное и законное стремление женщин к образованию было встречено в обществе с пониманием. Началась упорная борьба с вековыми предрассудками, с установившимся привычным укладом жизни.

Настойчивая борьба женщин за право на получение образования вызвала в 60-е годы XIX в. живой интерес общественности к проблеме женского образования; кроме дискуссий о путях его развития, стали создаваться многочисленные комиссии, подаваться в правительство проекты и прошения.

Женское высшее образование в России развивалось в основном на вольных» началах. Оно не было государственным. Совсем другое дело – государственные высшие учебные заведения, куда женщины не допускались. По юридическому положению они были подведомственны различным министерствам и управлениям и финансировались казначейством. Их штатные преподаватели, обслуживающий персонал были чиновниками различных классов.

Студенты этих учебных заведений подчинялись строгому ведомственному регламенту, были обязаны носить форму, могли претендовать на стипендию и материальную помощь из казенных фондов, а после завершения обучения и сдачи государственных экзаменов получали право на классный чин и место на государственной службе. Ничего этого женщины не имели. Исключение составляло лишь медицинское образование ввиду специфичности врачебной работы с женщинами.

Министр просвещения Д. Толстой, объясняя причины открытия высших женских курсов, писал: Высшие женские курсы… прямо отвечают видам правительства, потому что могут служить к предотвращению прискорбных явлений – отбытия русских женщин за границу для такого обучения, причем они не могут не возвращаться обратно, иначе как с идеями и направлениями, не соответствующими строю нашей жизни».

В Положении о публичных высших женских курсах в Москве» указывалось, что курсы имеют целью дать девицам, окончившим гимназический или институтский курс, возможность продолжить свое дальнейшее образование. Сначала курсы были двухлетними, а позже стали четырехлетними.

Значение МВЖК в истории образования в России, и в частности высшего женского образования, очень велико. Являясь первым высшим женским учебным заведением, МВЖК положили начало другим подобным учреждениям в Киеве, Казани, Петербурге и других городах.

Высшее образование открывало женщинам огромные перспективы и давало возможность реализовать свои потребности, давало определенную независимость. И введение высшего женского образования было огромным достижением для России, превозмогшей предрассудки и старые обычаи в отношении женщин.

 

Список литературы:

1.Очерки истории Московского педагогического государственного университета. – М.: Прометей, 2002. – 480 с.

2.Ректоры МПГУ. 1872-2000. Очерки.

3.Московский педагогический государственный институт имени В.И. Ленина. (Типография МГПИ им. Ленина)

4.Московский педагогический государственный университет. 125 лет – М.: «Флинта», 1997

5.«У истоков высшего женского образования в России: организованная деятельность В.И. Герье в свидетельствах современников». (Т. Н. Иванова, 2009)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных