Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чувственное и рациональное познание, интуиция.




Чувственное познание - познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Тремя основными формами чувственногопознания являются: · ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств · восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. · представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Чувственное познание является основойэмпирических методов К числу эмпирических методов познания относятся:
  • наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • измерение - определение отношения измеряемой величины к
  • эталону (например, метру);
  • сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.  
Рациональное познание – познание посредством мышления. Рациональное познание осуществляется в форме: · понятия · суждения · умозаключения. Теоретические методы опираются на рациональное познание К числу теоретических методов относятся: · анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); · синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; · классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); · формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); · аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; · моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); · идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); · дедукция - движение от общего к частному; · индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.   Интуиция – способность постижения истины в результате «озарения», без опоры на доказательства.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды знаний:

  • Житейское (обыденное) – носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию.
  • Практическое – овладении вещами, преобразовании мира.
  • Художественное – целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
  • Научное – понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов.

Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер.

7. Формы знаний:

· Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

Конформизм — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Задаткиврожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Рефлекс —реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.

Лекция 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных