Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Чувственное и рациональное познание, интуиция.
Чувственное познание - познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Тремя основными формами чувственногопознания являются:
· ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств
предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств
· восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.
· представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Чувственное познание является основойэмпирических методов
К числу эмпирических методов познания относятся:
- наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
- эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
- измерение - определение отношения измеряемой величины к
- эталону (например, метру);
- сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.
| Рациональное познание – познание посредством мышления.
Рациональное познание осуществляется в форме:
· понятия
· суждения
· умозаключения.
Теоретические методы опираются на рациональное познание
К числу теоретических методов относятся:
· анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
· синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
· классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
· формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
· аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
· моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
· идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
· дедукция - движение от общего к частному;
· индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
| Интуиция – способность постижения истины в результате «озарения», без опоры на доказательства.
| Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний:
- Житейское (обыденное) – носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
- Практическое – овладении вещами, преобразовании мира.
- Художественное – целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
- Научное – понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов.
Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер.
7. Формы знаний:
· Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Конформизм — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
Рефлекс —реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.
Лекция 4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|