Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Показатели социальной мобильности




Скорость (дистанция) мобильности – вертикальная социальная дистанция, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Интенсивность (объем) мобильности – число индивидов, меняющих социальные позиции за определенный период времени.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта.

К маргиналам относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.

Типы маргиналов:

· Этномаргиналы. Возникают в результате миграции в чужую этническую среду.

· Экономические маргиналы. Порождены потерей работы и материального благополучия.

· Религиозные маргиналы. Лица, стоящие вне традиционных религий или конфессий.

· Социомаргиналы появляются в связи с незавершенностью социального перемещения.

· Политические маргиналы возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры.

· Биомаргиналы. Люди, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства.

Лекция 2.

Социальные группы

Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество раз­личных социальных общностей и групп.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характери­зующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности:

· Сходство условий жизнедеятельности.

· Общность потребностей.

· Наличие совместной деятельности.

· Формирование собственной культуры.

· Социальная идентификация членов общности, их само­причисление к этой общности.

Социальные общности отличаются необычным разнообра­зием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

· по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

· по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы);

· по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных об­разований (очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «ква­зигруппами. Для них характерна непрочность взаимо­связей между контактирующими людьми.

Социальное общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажи­ры в автобусе).

Виды социальных общностей:

· Классовые общности и слои.

· Исторические формы общности.

· Социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети).

· Корпоративные общности.

· Этнические и территориальные общности.

· Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и груп­повые (социальные группы).

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции).

Появление социальных групп связано:

· с обще­ственным разделением труда и специализацией деятельности,

· вызвано исторически сложившимся разнообрази­ем условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Виды социальных групп:

Ø Малая группа – (от трех до 30 человек), находятся в прямых взаимоотношениях между собой (семья, класс).

Ø Большая группа – (нация, класс, страта).

Ø Первичная группа -взаимодействие носит непосредственный характер (группа друзей).

Ø Вторичная группа – формально – деловой характер взаимодействий (профсоюзы, политическая партия).

 

Ø Номинальная группа – искусственно сконструированная группа (пассажиры пригородных поездов).

Ø Реальная группа – реальные признаки (русские, дети, учителя, горожане).

Ø Формальная (официальная) группа – (школьный класс, футбольная команда).

Ø Неформальная (неофициальная) группа – поэтический клуб, организация болельщиков).

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочен­ное определенными нормами взаимодействия частей. Соци­альная структура организует общество в единое целое.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных