Противоречия принципы методы средства и формы процесса обучения
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.
Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.
Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.
Названные формы организации учебной деятельности весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.
Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.
Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении.
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.
- освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);
- выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.
Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы).
методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.
Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся.
Под школьной лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
Рассказ, школьная лекция, объяснение относятся к числу монологических или информационно-сообщающих методов обучения.
Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.
Сущность метода иллюстрации и демонстрации состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, и выступать в качестве источника новых знаний.
При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала.Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Весьма существенное значение имеет также умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным.
Важнейшие приемы изложения нового материала:
постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся
изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников
обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения (по Б.П. Есипову) это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.
Лабораторные работы - это такой метод обучения при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем - пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).
Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Сущностьпроцессаобучения, егофункциииструктура. Обучениеестьцеленаправленныйпедагогическийпроцессорганизацииистимулированияактивнойучебно-познавательнойдеятельностиучащихсяпоовладениюнаучнымизнаниями, умениямиинавыками, развитиютворческихспособностей, мировоззренияинравственно-эстетическихвзглядовиубеждений. Задачипроцессаобучения 1. Стимулированиеучебно-познавательнойактивностиобучающихся. 2. Организацияпознавательнойдеятельностипоовладениюнаучными, знаниямииформированиюуменийинавыков. 3. Развитиемышления, творческихспособностей. 4. Выработкадиалектико-материалистическогомировоззренияинравственно-эстетическойкультуры. Признакипроцессаобучения 1. Двустороннийхарактер (Учение - процесс, входекоторогонаосновепознания, упражненияиприобретенногоопытавозникаютновыеформыповеденияидеятельности, изменяютсяранееприобретенные. Преподавание - упорядоченнаядеятельностьпедагогапореализациицелиобучения (образовательныхзадач), обеспечениеинформирования, воспитания, осознанияипрактическогоприменениязнанийучащимися). 2. Совместнаядеятельностьучителейиучащихся. 3. Руководствосостороныучителя. 4. Специальнаяпланомернаяорганизацияиуправление. 5. Целостностьиединство. 6. Соответствиезакономерностямвозрастногоразвитияучащихся. 7. Управлениеразвитиемивоспитаниемучащихся. Функциипроцессаобучения Образовательная - составляетпроцессовладениязнаниямииформированияучебныхуменийинавыков. Воспитательная - состоитвтом, чтоучебнаядеятельностьвоспитываетученика, унегоформируютсянравственныекачества, взгляды, убежденияидругиекачестваисвойстваличности. Развивающая - состоитвформированиииразвитиипсихическихпроцессов, свойствикачествличности. Учениедолжнопостоянноповышатьобщийуровеньразвитияучащихся.Реализацияназванныхфункцийпроцессаобученияобеспечиваеткомплексныйподходкпроцессуформированияличностишкольника.
Противоречияпроцессаобучения Противоречие - основаразвития, егодвижущаясила. Противоречияпроцессаобученияобеспечиваютегосамодвижение, являютсяегодвижущимисилами. Приведемпримерынекоторыхпротиворечийпроцессаобучения. 1. Противоречиемеждуобъемомобщественно-историческихзнанийиобъемомзнаний, усваиваемыхобучаемым. (Разрешениеэтогопротиворечияведеткпостоянномусовершенствованиюсодержанияобразования). 2. Противоречиемеждуиндивидуальнойпознавательнойдеятельностьюобучаемогоитемуровнем, формамииметодамипознания, которымиондолженовладеть. (Разрешениеэтогопротиворечияопределяеттемпыистепеньинтеллектуальногоразвитияобучаемого). 3. Противоречиемеждудостигнутымуровнемразвитияобучаемогоивыдвигаемойходомобученияучебнойзадачей. (Правильнопоставленнаяучебнаязадачаактивизируетпознавательнуюдеятельностьобучаемого, обеспечиваетуспешностьовладениязнаниямииразвитиемобучаемого). 4. Противоречиемеждузнаниями, имеющимисяуобучаемогоиотсутствующими. 5. Противоречиемеждуимеющимисязнаниямииспособамиихприменения. 6. Противоречиемеждужитейскимипредставлениямиинаучнымизнаниями. Типыобучения 1. Объяснительно-иллюстративное. 2. Проблемноеобучение. 3. Развивающееобучение.4. Программированноеобучение. Объяснительно-иллюстративноеобучение - учительизлагаетзнаниявобработанном, «готовом» виде, ученикивоспринимаютивоспроизводятего. Объяснениевсочетанииснаглядностью - главнымиметодамитакогообученияявляютсяслушаниеизапоминание - ведущиевидыдеятельностиучащихся, абезошибочноевоспроизведениеизученного - главноетребованиеиосновнойкритерийэффективности. Объяснительно-иллюстративноеобучениеимеетрядпреимуществ: оноэкономитвремя, сберегаетсилыучителейиучащихся, облегчаетучащимсяпониманиесложныхпонятий, обеспечиваетдостаточноэффективноеуправлениепроцессомобучения Достоинства: систематичность, относительномалыезатратывремени.Недостатки: слабореализуетсяразвивающаяфункцияобучения, деятельностьученикарепродуктивна. Преподнесение «готовых» знанийиосвобождениеучащихсяотнеобходимостисамостоятельноипродуктивномыслитьприихосвоении, атакженезначительныевозможностииндивидуализацииидифференциацииучебногопроцесса. Проблемноеобучение - этосистематическоевключениеучащихсявпроцессрешениятворческихзадачпрактическогоипознавательногохарактераприизученииузловыхположенийучебнойдисциплины. Особенностьюпроблемногообученияявляетсято, чтоучительнесообщаетготовыхзнаний, аорганизуетучениковнаихпоиск: понятия, закономерности, теориипознаютсявходепоиска, наблюдения, анализафактов, мыслительнойдеятельности, результатомчегоявляетсязнание. Ценностьзнанийтакогородазаключаетсявтом, чтоуучащихсяформируютсянавыкисамостоятельногомышленияиболееэффективноформируютсяубеждения.Достоинства: развиваетмыслительныеспособностиучащихся, интерескучению, творческиесилы. Недостатки: невсегдаможноприменятьиз-захарактераизучаемогоматериала, неподготовленностиучащихся, квалификацииучителя; требуетмноговремени, всилучегопроблемноеобучениевполномвидеиспользуетсянечасто. Развивающееобучение - этоориентацияучебногопроцессанапотенциальныевозможностичеловекаиихреализацию. Егоструктура - цепьусложняющихсяпредметныхзадач, которыевызываютуученикапотребностьвовладенииспециальнымизнаниямиинавыками. Осуществляетсявформевовлеченияучащихсявразличныевидыдеятельности, использованиедидактическихигр, дискуссийит.д. Сутьразвивающегообучениявтом, чтоученикнетолькоусваиваетконкретныезнания, уменияинавыки, ноиовладеваетспособамидействий. ЛеонидВладимировичЗанковвразработкеновойсистемыобученияисходилизположенияЛ.С.Выготского: обучениедолжновестизасобойразвитие. Дидактическиепринципы, разработанныеим, вотличиеоттрадиционныхнаправленынадостижениеобщегоразвитияшкольников, котороеобеспечиваетиформированиезнаний: 1. Принципведущейролитеоретическихзнанийвначальномобучении. 2. Принципобучениянавысокомуровнетрудности. 3. Принципобучениябыстрымтемпом. 4. Принципосознанияшкольникамипроцессаучения. 5. Принципцеленаправленнойисистематическойработынадобщимразвитиемвсехучащихся, втомчисленаиболееслабых. Программированноеобучениепредставляетсобойособыйвидсамостоятельнойработыучащихсянадспециальнопереработаннымучебнымматериаломиосуществляетсякакчеткоуправляемыйпроцесс, т. к. изучаемыйматериалразбиваетсянамелкие, легкоусваиваемыедозы. Онипоследовательнопредъявляютсяученикудляусвоения. Послеизучениякаждойдозыследуетпроверкастепениусвоения. «Шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка. Главноепонятиепрограммированногообучения - обучающаяпрограмма - совокупностьматериалаипредписанийработысним. Программыбываютлинейные, разветвленные, смешанные. Прилинейнойпрограммевтомслучаееслиученикнеправильновыполнилзадание, ондолженповторитьвесьсоответствующийматериаливыполнитьзадание. Вслучаеразветвленнойпрограммыеслизаданиеневыполненоученикууказываютнаегоошибкиидаютзаданиеповторитьименнотепараграфы, которыеприведутегокправильномуответу. Достоинства: мелкиедозыусваиваютсябезошибочно, чтодаетвысокиерезультаты; темпусвоениявыбираетсяучеником Недостатки: невсякийматериалподдаетсяпошаговойобработке; ограничиваетсяумственноеразвитиеученикарепродуктивнымиоперациями; возникаетдефицитобщенияиэмоцийвобучении. Главнойособенностьюпрограммированногообученияявляетсято, чтоученикнеможетприизученииучебногоматериаласделатьследующегошага, еслионнеусвоилпредыдущегоматериала. Хорошоорганизованнаяиндивидуальнаяработасучащимисятожеможетрассматриватьсякакобучениесэлементамипрограммирования, таккакприэтомпрограммируетсявесьпутьпознавательнойдеятельностиучащегося, когданакаждомшагуобученияобучающийрасполагаетсредствамипостоянногоконтролязазнаниямииразвитиемучащегося. Идеиипринципыпрограммированногообученияпородилирядновыхтехнологий, например, блочно-модульноеобучение, прикоторомматериалгруппируютвблоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|