Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Воспитание как педагогическое явления Цели и задачи воспитания
Сущностьизадачипроцессавоспитания. Рассмотримразличныеподходыкопределениюпонятиявоспитания. Воспитаниекакобщественноеявление - процесспередачиобщественно-историческогоопытановымпоколениямсцельюподготовкиихкобщественнойжизнииктруду, осуществляемыйобществомвцеломивовсехсферахобщественнойжизниидеятельности.Воспитаниекакпедагогическоеявление - целенаправленноеипланомерноесозданиеусловийдляосвоениячеловекомкультуры, переводаеевличныйопытчерезорганизованноедлительноевзаимодействиеснимивоздействиенаразвитиеиндивидасостороныокружающихвоспитательныхинститутовсучетомегопотенциальныхвозможностейсцельюстимулированияегосаморазвития, самостоятельностииформированияличности. Воспитаниевширокомсоциальномсмысле - совокупностьформирующихвоздействийвсехобщественныхинститутов, обеспечивающихпередачуизпоколениявпоколениенакопленногосоциально-культурногоопыта, нравственныхнормиценностей.Подвоспитаниемследуетпониматьцеленаправленныйисознательноосуществляемыйпедагогическийпроцессорганизацииистимулированияактивнойдеятельностиформируемойличностипоовладениюобщественнымопытом: знаниями, практическимиумениямиинавыками, способамитворческойдеятельности, социальнымиидуховнымиотношениями. Этотподходктрактовкеразвитияличностиполучилназваниедеятельностно-личностнойконцепциивоспитания. Сущностьэтойконцепциисостоитвтом, что, тольковключаярастущегочеловекавразнообразныевидыдеятельностипоовладениюобщественнымопытомиумелостимулируяегоактивностьвэтойдеятельности, можноосуществлятьеговоспитание. Задачивоспитания 1. Целостноеформированиеличностисучетомцеливсестороннегогармоническогоразвитияличности. 2. Формированиенравственныхкачествличностинаосновеобщечеловеческихценностей, социальноориентированноймотивации, гармоничностиинтеллектуальной, эмоциональнойиволевойсферразвитияличности. 3. Приобщениешкольниковкобщественнымценностямвобластинауки, культуры, искусства. 4. Воспитаниежизненнойпозиции, соответствующейдемократическимпреобразованиямобщества, правамиобязанностямличности. 5. Развитиесклонностей, способностейиинтересовличностисучетомеевозможностейижеланий, атакжесоциальныхтребований. 6. Организацияпознавательнойдеятельностишкольников, развивающейиндивидуальноеиобщественноесознание. 7. Организацияличностнойисоциальноценной, многообразнойдеятельности, стимулирующейформированиеобусловленныхцельювоспитаниякачествличности. 8. Развитиеважнейшейсоциальнойфункцииличности - общения. Воспитательноевоздействиенаправленонаконкретнуюличностьили определеннуюгруппулюдей. Воспитаниеосуществляетсячерез: специальныеучебно-воспитательныеучреждения; организациииобъединения (семья, различныетипышкол, учреждениясоциальнойзащиты, поддержкиикоррекции); учреждениядополнительногообразования; детскиеиюношескиеобъединенияиобъединенияпоместужительства. Последовательностьпедагогическихдействий: - ознакомлениесобщиминормамиитребованиями; - формированиеотношений; - формированиевзглядовиубеждений; - формированиеобщейнаправленностиличности. Составныечастивоспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое, идеологическое, экономическоеидр. Приорганизациипроцессавоспитанияможнорассматриватьсистемуследующихотраслей. Педагогика - сущность, закономерности, тенденции, перспективывоспитания; теорияиметодикапроцессавоспитания: принципы, содержание, формы, методысредстваорганизации, управленияиосуществления; деятельностьинститутоввоспитания. Психология - индивидуальные, возрастные, групповыеособенностиизакономерностиразвитияиповедениялюдей, психическиепроцессыисвойства. Медицинаифизиология - гигиеническиефакторыразвития, особенностифизиологическогоразвития, влияющиенапроцессвоспитания, порождаемыеим. Философия - познавательное, ценностное, социально-нравственноеиэстетическоеотношениечеловекакмиру; онтологическиеигносеологическиеосновывоспитания. Биологияигенетика - естественные (природные) основыиусловияразвития, отражающиесянапроцессеирезультатахвоспитания. Социология - социальныеусловия, факторыиинститутыразвитиячеловека, ихсоотношение, характеристепеньвлияния, социальныйзаказсистемевоспитания. Экономикаиправо - воспитаниеиэкономическоеразвитие, экономическаябазавоспитания; нормативно-правовоеобеспечениесоциализацииличности, правовоевоспитание. Этнография - отношениекчеловекуивоспитанию, закономерностииспецификавоспитанияуразныхнародов, элементынароднойисемейнойпедагогики. Общиезакономерностиипринципыпроцессавоспитания. Закономерностивоспитания - устойчивые, повторяющиесяисущественныесвязиввоспитательномпроцессе, реализациякоторыхпозволяетдобиватьсяэффективныхрезультатоввразвитиииформированииличности. Проблемазакономерностейипринциповвоспитания - однаизключевыхпроблемпедагогики. Выявитьзакономерные, повторяющиесясвязивпроцессевоспитания, значитобеспечитьвозможностьдостиженияжелаемогорезультатавпедагогическойдеятельности. Общиезакономерностивоспитания. 1. Необходимостьодновременнойивзаимосвязанной, т. е. комплексной, организацииразличныхвидовдеятельностикакпредпосылкивсестороннегоразвитияличности. (Воспитаниеразвивающейсяличностипроисходиттольковпроцессевключенияеевдеятельность. Существуютразличныевидыдеятельности: игровая, учебно-познавательная, общественно-политическая, художественно-эстетическаяидр.). 2. Воспитаниеестьстимулированиеактивностиформируемойличностиворганизуемойдеятельности. (Спсихологическойточкизренияпервопричинойактивностичеловекаявляютсятевнутренниепротиворечиямеждутем, какойонестьикакимондолженбыть, которыеонпереживаетвразличныхжизненныхобстоятельствахикоторыепобуждаютегокдеятельностиикработенадсобой). 3. Впроцессевоспитаниянеобходимопроявлятьвысокийгуманизмиуважениекличностивоспитанникавсочетаниисвысокойтребовательностью. 4. Впроцессевоспитаниянеобходимооткрыватьпередучащимисяперспективуихроста, помогатьимдобиватьсярадостиуспехов. 5. Впроцессевоспитаниянеобходимовыявлятьиопиратьсянаположительныекачестваучащихся. 6. Воспитаниедолжноосуществлятьсявколлективеичерезколлектив. 7. Впроцессевоспитаниянеобходимодобиватьсяединстваисогласованностипедагогическихусилийучителей, школы, семьииобщественности. Сучетомэтихзакономерностейдолжнаосуществлятьсякакучебнаяработавшколе, такивоспитаниеуучащихсяличностныхкачеств. Втеснойвзаимосвязисзакономерностямивоспитаниянаходятсяпринципывоспитательногопроцесса. Принципывоспитательногопроцесса - этообщиеисходныеположения, вкоторыхвыраженыосновныетребованияксодержанию, методам, организациивоспитательногопроцесса. Рассмотримзакономерностиисвязанныеснимипринципывоспитания. 1. Цели, характерисодержаниевоспитанияопределяютсяобъективнымипотребностямиобщества, интересамигосударства, социокультурнымииэтническиминормамиитрадициями. Принципобщественнойнаправленностивоспитания Принципсубъектности (развитиеспособностиребенкаосознаватьсвое «я») 2. Результатывоспитанияобусловленысогласованностьюпедагогическихвоздействий, влияниемобъективныхисубъективныхфакторов. Принципединствавоспитательныхвоздействийсемьи, школы, коллектива, общественныхорганизаций ПринципучетавозрастныхииндивидуальныхособенностейПринципсочетанияпрямыхипараллельныхпедагогическихвоздействий 3. Позитивнаяреакцияличностинапедагогическиевоздействияобусловленаучетомеепотребностей, интересовивозможностей, уважительнымитребовательнымотношением, опоройнаположительное, созданиемоптимистическихперспективличностногоразвития. Принципличностно-ориентированногоподходаввоспитанииПринципгуманистическойнаправленностивоспитанияПринципопорынаположительноевчеловеке 4. Эффективностьвоспитаниядетерминированастепеньюсобственнойактивностиличности, вкоторуюонавключена, мотивамиучастиявдеятельности, характеромпедагогическогоруководствадеятельностьюдетей. ПринципдеятельностногоподходаввоспитанииПринципстимулированияактивностиличности Принципсочетанияпедагогическогоруководствадеятельностьюсразвитиеминициативыисамостоятельностивоспитанников Принципвариативностидеятельности, соответствияеесодержанияизменяющимсяпотребностям, интересам, возможностямличности 5. Эффективностьвоспитаниявподростковомиюношескомвозрастеобусловленаспособностьювоспитателейпонятьстремлениерастущегочеловекаксамостоятельностиинезависимостииотказатьсяотпрямыхимперативныхспособовпедагогическоговоздействия. Принципсотрудничестваввоспитательныхвзаимодействиях («скрытый» характервоспитательныхвоздействий) Принципактивизациинравственно-волевыхсилподростковсвозбуждениемнепосредственногоинтересакделу 6. Эффективностьвоспитанияобусловленапризнаниемличностикакцелостностиисоответствующейорганизациейсистемывоспитательныхвоздействийивзаимодействий. ПринципцелостногоподходаввоспитанииПринципединствавоспитанияиобучения ПринципориентированностипедагогическойдеятельностиивзаимодействийнаформированиевединствесознанияиопытадеятельностиПринципэстетизациидетскойжизни Требования, предъявляемыекпринципамвоспитанияОбязательность - принципывоспитания - этонесовет, нерекомендация: онитребуютобязательногоиполноговоплощениявпрактику. Комплексность - принципынесутвсебетребованиекомплексности, предполагающееиходновременное, анепоочередное, изолированноеприменениенавсехэтапахвоспитательногопроцесса. Равнозначность - средипринциповнетглавныхивторостепенных, тех, чтотребуютреализациивпервуюочередь, итаких, осуществлениекоторыхможноотложитьназавтра. Одинаковоевниманиековсемпринципампредотвращаетвозможныенарушениятечениявоспитательногопроцесса. Движущиесилыпроцессавоспитания. Воспитаниекакобщественноеявлениепредставляетсобойорганическуючастьвсейобщественнойжизни. Поэтомуегопротиворечияявляютсяотражениемболееобщихпротиворечийобщественнойжизни. Вместестемвоспитаниеобладаетсобственнымиспецифическими, присущимитолькоемупротиворечиями. Каклюбойпроцесс, воспитаниеразвиваетсяврезультатедействиясовокупностивнешнихивнутренних, объективныхисубъективныхпротиворечий. Объективныевнешниепротиворечия, обусловленныесоциальнымипроцессамииявлениями: - противоречия, порожденныеглобальнымиполитическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационнымипроцессамиикатаклизмами, происходящимивмиреистране; - противоречиямеждууниверсальнымиожиданиямиобществавотношенииподрастающегопоколенияисобственными, субъективнымипотребностямидетейимолодежи, отражающимисоциокультурную, возрастнуюииндивидуальнуюситуациюразвития; - противоречия «отцовидетей», которыетрадиционнообнаруживаютсявразличномопытепоколений, аотсюдаивразницемировоззренческихпозиций, нравственно-эстетическихценностей; этипротиворечиясуществоваливсегда, новнастоящеевремяонирезкоактуализировалисьвсвязисрадикальнойломкойсоциально-экономическихотношений, идеологии, морали, атакжеврезультатепропагандынравственныхидеалов, образцовжизни, моделейповедения, чуждыхзначительнойчастипредставителейстаршегопоколения, и, наоборот, охотновоспринимаемыхмолодыми; - противоречия «отцовидетей», отражающиеновыйукладсемейнойжизнииродственныхотношений: ограниченностьмежпоколенногообщенияивзаимодействия; усиливающеесястремлениемолодежикматериальнойидуховнойнезависимости, относительнаясоциально-эмоциональнаязакрытость; утратавзрослымиролиосновногоисточникаиинтерпретатораинформации; - противоречиямеждувозрастающимитребованиямикобразованию, обусловленнымитемпамииперспективамисоциально-экономическогоразвития, соднойстороны, асдругой - дефицитомсредств, направляемыхобществомнаразвитиесистемыобразованияивоспитания, определеннойинертностьюпедагогическойнаукииобразовательнойпрактики. Объективныевнутренниепротиворечия, отражающиедиалектикусамогопедагогическогопроцесса: - противоречиемеждуактивно-деятельнойприродойребенкаисоциально-педагогическимиусловиямиегожизни (недостатокопыта, знаний, уменийинавыковдляреальногоучастиявжизненномпроцессе); - противоречиемеждуиндивидуальнымтворческимпроцессомстановленияличностиимассово-репродуктивнымхарактероморганизациипедагогическогопроцесса; - противоречиямеждувнешнимитребованиями (внешнимвлиянием) ивнутреннимистремлениямиивозможностямидетей; («Воспитаниеестьпринудительное, насильственноевоздействиеодноголицанадругоесцельюобразоватьтакогочеловека, которыйнамкажетсяхорошим...» Л. Н. Толстой «Воспитаниеиобразование»). - противоречия, отражающиеразницувцеляхимотивахдеятельности: деятельностьзаданная, инициированнаяпедагогом, невсегдаотвечаетожиданиямрастущегочеловека; - противоречия, порожденныенесоответствиемреальныхвозможностейвоспитуемыхтемтребованиям, которыекнимпредъявляютобщество, школа, родители; - противоречия, обусловленныетем, чтопотребностиицелишкольниковтолькочастичносовпадаютсожиданиямиицелямипедагогов; - противоречиемеждусоциальнымизадачами, которыенеобходиморешитьивозможностямиихрешения. Субъективныепротиворечия, порожденныенесовершенствомсамогопроцессавоспитания, сложившейсясистемойвоспитательныхимежличностныхотношений: - противоречиемеждуцелостностьюличностиифункциональнымподходомкееформированию, многопредметностьюимногоцелевымхарактеромучебно-воспитательногопроцессавучрежденияхобразования; - противоречиемеждуотставаниемпроцессагенерализациизнанийиуменийинарастающейнеобходимостьюприменятьпреимущественнообобщенныезнанияиумения; - противоречиемеждубурнымростомзнанийиограниченностьювозможностейпедагоговиобразовательныхучрежденийвихпереработкеипередаче; - противоречиемеждуформальнымпризнаниемопределяющегозначениядеятельностивразвитииличностиифактическимпреимущественнословеснымхарактеромвоспитания; - несоответствиевоспитательноговлиянияшколыисемьи; - целенаправленноевлияниевоспитателейистихийноевлияние «улицы». Методыисредствавоспитания. Методывоспитания - этоспособывоздействиянасознание, волю, чувства, поведениевоспитанниковсцельювыработкиунихзаданныхцельювоспитаниякачеств. Методывоспитания - способырешениявоспитательныхзадачиосуществлениявоспитательноговзаимодействия.
Методывоспитания

Отметодоввоспитанияследуетотличатьсредствавоспитания. Средствавоспитания - это: конкретныемероприятияилиформывоспитательнойработы (беседы, собрания, вечераит.д.); видыдеятельностиучащихся (учебныезанятия, предметныекружки, конкурсы, олимпиадыит.д.); атакжепредметы (картины, книги, фильмыит.д.), которыеиспользуютсявпроцессереализациитогоилииногометода. Например, методубеждениереализуетсяспомощьювоспитательныхсредств: разъяснительнойбеседы, собрания, диспутаидр.
Средстваобученияивоспитания

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|