Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исправление сигматизма различных видов




Для исправления сигматизма могут применяться различные ме­тоды в зависимости от характера недостатка.

1. При межзубном сигматизме логопед предлагает ло­
гопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести
длительный звук с. Если звук с произносится недостаточно четко,
логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специаль­
ным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата,
несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в та­
ком положении, логопед предлагает логопату произносить звук с
вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными а, о, у, ы
в прямых и обратных слогах.

Если логопат правильно произносит звук с, ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков з и ц.

Для произнесения звука з логопед предлагает логопату во время произнесения звука с включить голос. Для произнесения звука ц он предлагает произносить подряд звуки тис сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука г к с (тс).

Четкое представление о том, что звук ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку с предшествует взрыв (т).

Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается чет­кая дифференциация простого с и составного ц.

2. При устранении г у б н о-з убного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звуке при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если логопат не вос­производит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук с в этом положении. Затем, когда изолированно звук с звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придер­живая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.

3. При призубном сигматизме логопед может приме­нять два приема:

а) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний
край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким об­
разом выход воздуху через зубную щель;

б) предложить логопату держать передний край языка между
нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком по­ложении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на
кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (меж­зубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на расплас­танный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние
резцы. После того как установится правильное произношение звука
с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без
механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференци­ровать его со звуками з и ц.

4. Исправление шипящего сигматизма осуществляется
с помощью приема, указанного в пункте «б» при описании исправ­ления призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо
отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта.
С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на
стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фра­зах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно
постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно
происходит автоматически.

5. При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широ­ко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова
и даже фразы, включающие звуке. Постепенно передний край языка
по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя
переводится за нижние резцы, правильное произношение звука с
закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.

6. При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного
выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой
целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произноше­ния звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука с на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, про­сунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, мож­но постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и времен­ное шепелявое произношение заменится правильно артикулируе­мым с.

Применяемый некоторыми логопедами прием—зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.

Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука с почти всегда распространяются на произношение звуков з и ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука с.

Если логопат не озвончает звук з, логопед может использовать Рис. 25. Постановка звука ш

прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания з, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого з и глу­хого с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных