ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Прогнозирование будущего и проблемный анализ ОУДля повышения вероятности получения желаемого результата и обоснования намеченных планов осуществления инновационного процесса используется прогнозирование. Задачи прогнозирования: 1) определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта; 2) оценка последствий реализации каждого из возможных вариантов инновационного проекта (оценка рисков); 3) оценка ресурсов, необходимых для реализации возможных Прогностическая и аналитическая деятельность направлены и ориентированы на поиск, выявление и разработку проблемных зон деятельности ОУ. Проблема – греч. problema – преграда, трудность, задача; теоретический или практический вопрос, требующий исследования и разрешения; противоречивая ситуация, порожденная наличием противоположных позиций. Проблема понимается как соотношение существующего и желаемого и формулируется как отсутствие чего-либо, противоречие, недостаток или трудность (например, проблема текучести кадров). Рис.5. Процесс появления проблемы
Поскольку центральным звеном в проблемном анализе является построение «проблемного поля» школы и последующая с ним работа, а также ввиду отсутствия в современной литературе технологии работы с ним, уместно обозначить более подробно все «шаги» в данной работе. Эти «шаги» будут выглядеть следующим образом: Шаг первый. Генерирование и обозначение проблем (Например: неконтролируемый объем домашних заданий, ограниченность выбора профилей обучения, несоответствие социального заказа и реальных возможностей школы и т.д.). Сбор информации для определения проблем может осуществляться различными способами, как традиционными (посещение уроков, беседы, анкетирование и т.д.), так и посредством использования специально разработанных карточек проблем. Более эффективным является коллективное генерирование и обозначение проблем, например, в форме семинара, совещания или даже педагогического совета. Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам. В условиях ОУ данными блоками могут быть: учебно-воспитательный процесс (отдельно по каждой ступени образования + воспитательная работа), содержание образования, организационно-управленческий процесс, организационная культура, ресурсное обеспечение. На этом же этапе происходит выявление ключевого блока. Ключевым считается тот, в котором оказалось наибольшее количество проблем. Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока. Основания для такого структурирования могут быть самые разнообразные. Например: по сферам деятельности они могут быть школьными и внешкольными, по субъектам решения - преподавательскими (учительскими), административными, вышестоящего отдела образования; по результату - решаемыми и не решаемыми конкретным ОУ, в настоящих условиях. Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока. В этом блоке необходимо проанализировать каждую проблему с последующей на предмет их первичности: какая из вышеозначенных проблем может быть решена за счет решения другой. Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой. Ею будет являться та, которая получила всех больше выборов. Это и будет ключевая проблема конкретного образовательного учреждения, которую и необходимо будет решать в течение определенного времени. На этом этапе решается принципиальный вопрос: какой будет сфера будущих инноваций? Будет она касаться учебной или внеучебной деятельности? Какая из них будет приоритетной? На выбор объекта нововведений, безусловно, повлияет и обозначенная проблема ОУ. Проблемы, в этом плане, принято подразделять на: а) корневые - кадровые, управленческого порядка, стратегические; б) узловые - на которых замыкаются другие проблемы; в) результатирующие - те, которые являются следствием других проблем. Разумеется, первоочередному решению подлежит первая группа проблем - корневые, в случае их отсутствия - узловые. Сам анализ состоит из следующих шагов: а) определение предмета, состава и содержания анализа; б) структурно-функциональное описание предмета анализа; в) анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие – следствие; г) определение степени достижения целей, подготовка материалов к педсовету по итогам учебного года, формулирование цели и основных задач на новый период. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|