ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВИДЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
Различают 2 вида инновационного менеджмента в образовании: стратегический и функциональный. Стратегический инновационный менеджмент предполагает разработку стратегии приоритетов развития учреждения и роста, экспансию на рынки Об/Ус, анализ внешней среды и рынка Об/Ус, стратегические решения по целям миссии и развития ОУ, обеспечение ему динамического роста и конкурентоспособности, выполнение миссии ОУ и развитие. Стратегический менеджмент (стратегическое управление) распространяется на долгосрочные цели и действия ОУ. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента организации. Стратегический менеджмент предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями). Стратегическое управление в организации выражается в следующих пяти функциях: 1) планирование стратегии; 2) организация выполнения стратегических планов; 3) координация действий по реализации стратегических задач; 4) мотивация на достижение стратегических результатов; 5) контроль за процессом выполнения стратегии. Функциональный (оперативный или тактический) инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента. Функциональный или оперативный инновационный менеджмент в образовании нацелен на прогнозирование создания новых систем воспитания и обучения, новых технологий и др., повышение качества учебно-воспитательного процесса и личности выпускника учебного заведения, анализ поведения конкурентов, анализ емкости рынка Об/Ус, характера и количества педагогических инноваций, анализ факторов эффективности инновационной деятельности, оперативные решения по разработке, внедрению и освоению новшеств; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса и его обновление, контроль исполнительской дисциплины и качества исполнения. Оперативное управление инновационной деятельностью анализирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития ОУ. Оно сосредоточено на формировании образовательных, научных, маркетинговых, а также различных обеспечивающих подсистем учреждения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование инвестиционного, продуктового тематического и проектного портфеля ОУ, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персоналом. Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практикующемся в бизнесе, представлены на рис. 4. А в целом, управление инновационной деятельностью ОУ состоит из: Рис. 4. Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией
а) постановки стратегических и тактических целей, б) разработки системы стратегий, в) анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска, г) анализа инфраструктуры, д) анализа возможностей учреждения, е) диагноза реально сложившейся ситуации, ё) прогноза будущего состояния ОУ, ж) поиска источников капитала, з) поиска патентов, лицензий, ноу-хау, и) формирования инновационного и инвестиционного портфелей, й) стратегического и оперативного планирования, к) оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим применением, л) совершенствования организационных структур, м) управления технико-технологическим развитием учреждения, н) управления персоналом, о) управления и контроля за финансами, п) анализа и оценки проектов нововведений, выбора инновационного проекта, оценки эффективности инноваций, процедуры принятия управленческих решений, изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и повеления конкурентов, поиска ниши на рынке, р) разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга, исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта, позиционирования нововведения на рынке, формирования инновационной стратегии учреждения на рынке образовательных и других услуг, устранения, диверсификации и управления рисками. Исследование реактивности организации на изменения среды привело к выявлению различных типов реакций организаций и повлекло за собой значительные изменения в системе управления. Главными типами реакций на изменение среды считаются: а) производственная (образовательная), основанная на поддержании прежнего уровня; б) конкурентная, нацеленная на расширение и укрепление позиций на рынке; в) предпринимательская, направленная на максимальное приспособление к изменениям с целью увеличения дохода; г) инновационная, ориентированная на системное обновление. Типы реакций ОУ демонстрируют тесную связь как с механизмом управления организацией, так и с мероприятиями стратегического и оперативного менеджмента. Взаимосвязь реакций организации со стратегией и тактикой менеджмента показывает важность учета фактора реактивности. При таком подходе стратегический менеджмент разрабатывает систему стратегий, направленных на приспособление к внешней среде, а также на максимальную результативность использования внутренних возможностей фирмы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|