ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Периодизация древнегреческой культуры.Введение Социально культурная деятельность – это исторически сложившийся педагогически направленный социально-востребованный процесс взаимодействия людей по возрождению, сохранению и созданию культурных ценностей. Цель курсовой работы - изучить как социально культурная деятельность, на раннем этапе её зарождения, оказывала влияние на различные сферы жизнедеятельности человека на примере Древней Греции. Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. К. Маркс, сравнивая "греческое чудо" с детством человеческого духа, его пробуждением, вопрошает: "Почему историческое детство человечества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для вас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46. С. 48). Истоки античной культуры, в которой воплощаются ее особенности и ценности, уходят к началу I тысячелетия до н.э., когда формируется древнегреческая мифология, религиозно-мифологические представления.
Периодизация древнегреческой культуры. Развитие элементов социально – культурной деятельности в Древней Греции связано с развитием греческой культуры, которая вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом: I. Греки или эллины (как они себя называли, связывая свое происхождение с мифическим первопредком по имени Эллин, давшим начало всем греческим племенам: ионийцам, дорийцам, эолийцам, фригийцам и пр.) не были первыми обитателями побережий Эгейского моря. Догреческим населением были племена пелазгов (или пеласгов), карийцев, лелегов. Они создали высокоразвитую культуру, о чем свидетельствуют археологические исследования. Греческие племена (ахейцы), которых относят к индоевропейцам, пришли с севера в середине II тысячелетия до н.э. На своем пути они частично вытесняли, уничтожали местное население, хотя те стояли, по мнению многих исследователей, на более высокой ступени развития, чем греки, частично, ассимилировались с ними, образовав в ХVI в. до н.э. ахейские царства - на острове Крит, в Микенах, Трое. Крито-микенская (царская) цивилизация, существовавшая одновременно с великими государствами Древнего Востока и взаимодействовавшая с ними, заложила основы для дальнейшего развития античной (antiquus - древний) культуры. Расцвет ее приходится на XVI-XIII века до н.э. В это время происходит накопление технологических знаний (создание сплавов, владение сложными термическими процессами, применение гончарного круга, высокий уровень строительной техники, проявившийся в строительстве дворцов, гробниц, мощных защитных стен материковых царств), развивается художественная культура (вазопись, настенные росписи), эпос и др. виды художественного творчества. В ХХII-ХII вв. до н.э. сформировалась письменность: слоговое письмо А, не расшифрованное до сих пор, и на его основе, с введением новых знаков, письмо В (примерно к 1500г. до н.э.), которое удалось прочесть. Однако примерно к концу XII века эта, называемая Эгейской, цивилизация подверглась сокрушительному удару со стороны воинственных и жестоких греческих (дорийских) племен. Ахейская цивилизация не сумела себя защитить. Часть ахейцев бежала на побережье Малоазийского полуострова и острова Эгейского моря, часть осела в Средней Греции (Аттике). II. В период XI-IXвв. наступает глубокий упадок во всех сферах жизнедеятельности, который явился логическим завершением страшной катастрофы, пережитой крито-микенской цивилизацией на рубеже ХIII-ХII вв. до н.э. Греция была отброшена далеко назад. На три века материковая Греция оказалась изолированной от древневосточных государств, от внешних источников сырья. Она пережила отток населения, заглохли многие ремесла, упростилась керамика, прекратилось строительство дворцов, замерла торговля, религиозная жизнь, забылась письменность. Греция представляла собой в этот период множество мелких, относительно независимых, земледельческих общин, характеризующихся натуральным хозяйством, слабыми внешними связями, где основную экономическую единицу составляла патриархальная семья. Верхний слой еще не выделился из основной массы населения, а число рабов было ничтожно мало. III. Античная цивилизация включает в себя три этапа: 2. Классический период (V-IV вв. до н.э.) - время расцвета демократии, прежде всего Афинской, пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры во всех ее сферах. 3. Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) - противоречивая эпоха. Это время кризиса полиса, утраты Древней Элладой политической самостоятельности, но и великих культурных достижений. В эллинистических государствах изменилось положение индивида. Человек уже не самодействующий инициативный субъект, не гражданин суверенного полиса, а объект управления. По словам философа Антисфена из Афин, человек должен искать смысл жизни в себе самом и не быть мерой всех вещей. С одной стороны, в эллинистическом мире развиваются некоторые общие культурные элементы, что обусловлено распространением греческой культуры на громадной территории после великих завоеваний Александра Македонского. С другой стороны, под воздействием местных древних культур, бытующих среди народных масс, складываются специфические черты, направления в каждой отдельной стране, испытавшей в той или иной мере влияние эллинистической культуры. Таким образом, эллинистическая культура явилась синтезом местных и эллинских традиций, в той или иной мере воздействовавших друг на друга. Разрушаются прежние формы в повседневной жизни, традиции государственности. В то же время явный подъем переживают некоторые отрасли ремесла, совершенствуется техника. Восстанавливались и возводились заново города с правильной планировкой, великолепными общественными постройками, парками, бассейнами. Но развитие техники было направлено преимущественно на производство предметов роскоши для привилегированных слоев, жилища широких масс простолюдинов и предметы их обихода оставались на крайне низком уровне. Каждый из указанных выше периодов оставил свой след в разных сферах античной культуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|