Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этап 4. Завершение консультативной беседы




Продолжительность этапа - 5-10 мин при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что повторенное в конце беседы запоминается лучше.

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот вопрос неопределенным. Лучше, чтобы место и время приема были постоянными. Решается вопрос о переадресовке клиента другому консультанту, если есть основания полагать, что он будет более компетентным в данной ситуации, или если психолог-консультант вынужден куда-то уезжать в ближайшее время. Обсуждается вопрос домашних заданий клиенту.

3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

Немов Р.С.

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20-30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2-3 до 10-12 ч.

Модель консультирования Бурнарда Филиппа:

1. Начало работы. Встреча и знакомство с клиентом.

2. Вводная беседа. Оказание психологической поддержки клиенту. Снятие психологических барьеров. Получение личных сведений о клиенте.

3. Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах клиента.

4. Принятие эмоций. Клиент начинает осознавать свои реальные проблемы. Задача консультанта на этом этапе дать клиенту возможность отреагировать данные эмоции (страх, гнев, раздражение и т.д.).

5. Определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегий решения проблемы.

6. Согласование плана действий. Утверждение плана достижения цели.

7. Реализация плана. Данный этап процесса выполняется клиентом самостоятельно.

Начало работы. На данном этапе консультант и клиент встречаются и начинают знакомиться друг с другом. Зачастую оказывается, что клиент нервничает и не знает, о чем говорить. На этой стадии отношений обычно полезно, чтобы консультант сыграл доминирующую роль и помог клиенту успокоиться, расслабиться и сконцентрировать внимание на том, почему он сюда пришел. И это положение одинаково актуально как для профконсультирования, так и для консультирования по поводу проблем в эмоциональной сфере. Немногие люди способны «справиться со всем этим» на начальных стадиях развития отношений. Хорошо, если на этой стадии консультант решит вместе со своим клиентом следующие вопросы:
• частота, с которой они будут встречаться;
• время встреч;
• время завершения отношений;
• вопрос конфиденциальности разговоров.

Также будет уместно обратить внимание клиента на то, что говорить можно о чем угодно, тем самым создав предпосылки для беседы на действительно интересующую клиента тему.

Вводная беседа. Большинство людей обращаются к консультанту с весьма смутными представлениями об истинной цели предполагаемой беседы. Многие начинают с общего рассказа о своей жизни и после этого переходят к каким-то деталям. Складывается впечатление, что люди не знают о том, что их беспокоит, до тех пор пока они не начинают говорить. Это начальная стадия отношений, в ходе которой поддержка, оказываемая клиенту, ориентирована на то, чтобы он сообщил консультанту некоторые личные сведения о себе. В данном случае полезно использовать общие, открытые вопросы.
• Не могли бы вы рассказать немного о своей работе в настоящее время?
• Не могли бы вы рассказать немного об имеющемся у вас образовании?
• Как вам удалось продвинуться в этом деле так далеко?
• Какое положение вы занимали в компании до сегодняшнего дня?

Эти вопросы дают клиенту возможность разговориться и часто служат доказательством правомочности следующего высказывания: «Я не знаю, что я думаю и чувствую, до тех пор пока ни услышу собственные слова».

Определение имеющихся проблем. В какой-то момент, во время этой начальной фазы разговора, начинают проявляться «реальные» проблемы. Иногда такие проблемы могут быть вынесены на поверхность «фасилитативными» вопросами консультанта, побуждающими клиента более подробно раскрыть ту или иную тему. В качестве примера можно привести следующие интервенции.
• Что вы почувствовали в связи с этим?
• На что это было похоже?
• Как вы себя чувствуете в настоящий момент?
• Что вы сделали потом?
• Что произошло, когда вы это сделали?

Подобные вопросы побуждают клиента более подробно рассказывать о той или иной ситуации и позволяют сфокусировать внимание на «реальных» проблемах. Во всем вышеизложенном заключен важный принцип. То, что является «реальными проблемами» для клиента, может не быть «реальными проблемами» для консультанта, и наоборот. (Вещи, которые беспокоят меня, тебя могут не беспокоить.) Но что действительно важно во всех разновидностях консультирования, так это терпение, позволяющее консультанту не забегать вперед и не гадать, пытаясь определить «реальные» проблемы своего клиента. В любом случае эти проблемы должны проявиться и быть выявлены в процессе обсуждения клиентом собственной жизненной ситуации.

Работа с чувствами. Консультирование зачастую предполагает работу с чувствами. Как только человек в процессе консультирования начинает осознавать свои реальные проблемы, он зачастую испытывает потребность в эмоциональной разрядке. Значительная часть процесса оказания помощи людям в ходе консультирования имеет отношение к работе с эмоциональной или «чувствующей» стороной личности человека.

Со стороны консультанта не должно быть и намека на то, что люди должны сталкиваться со своими эмоциями или их выражать. Важно уделять пристальное внимание желаниям и потребностям другого человека. Все мы разные, и vive la difference*.

Чувства. Можно выделить, по крайней мере, четыре вида эмоций, которые обычно подавляются или скрываются. Это гнев, страх, печаль и смущение. Существует предположение о наличии взаимосвязи между этими чувствами и их определенными внешними проявлениями. То есть в ситуации консультирования гнев может выражаться, например, повышением громкости голоса, страх - дрожанием, печаль – слезами и смущение – смехом. Кроме того, есть предположение о существовании взаимосвязи между этими чувствами и некоторыми базовыми человеческими потребностями.

8. У всех нас есть потребность знать и понимать то, что с нами происходит. Если это знание нам недоступно, мы можем испытывать страх. Также мы чувствуем потребность в возможности выбора в различных жизненных ситуациях, и если наш выбор тем или иным образом ограничен, мы можем испытывать чувство гнева. В-третьих, мы испытываем потребность в том, чтобы выражать свою любовь и быть любимыми. Если же наша любовь не принимается или ее у нас отнимают, мы можем испытывать печаль. К базовым человеческим потребностям можно добавить потребность в признании и подтверждении чувства собственного достоинства. Если же нам отказывают в этом, то мы можем испытывать смущение и замешательство.

Как правило, оказать помощь людям можно в том случае, если их эмоции будут приняты консультантом. Например, если человек начинает плакать, то, как правило, лучше дать ему возможность выплакаться, не предпринимая при этом попыток остановить его раньше времени. Обычно после отреагирования эмоций многие вещи становятся более понятными.
Определение возможных решений. Следующей стадией после эмоциональной разрядки в процессе консультирования будет оказание помощи клиенту в определении способов, при помощи которых тот мог бы разобраться или справиться со своей проблемой (или проблемами). Но не со всем можно разобраться и не у каждой проблемы есть решение. Основная идея заключается здесь в том, что на данном этапе клиент уже дифференцировал для себя ситуацию, которая ранее была для него неясной или, быть может, непереносимой. Следующим шагом станет разработка плана, который позволит сделать эту ситуацию более пригодной для жизни. Большинство теоретиков в области консультирования согласны с тем, что именно клиент должен заниматься определением возможных решений своих проблем. Этот процесс может быть поддержан сессией так называемого «мозгового штурма».

Смысл данной процедуры заключается в нахождении как можно большего числа решений. Обычно вслед за этим приходит «очевидное» решение. Очевидным оно является для клиента. Часто на этой стадии консультирования имеет место феномен, который называют «ага-переживани-ем». То есть, внезапно или постепенно, решение обсуждаемой проблемы буквально «сваливается» на клиента.

Согласование плана действий. Вслед за процессом поиска возможных решений проблем возникает необходимость в составлении практического плана действий. Одно дело знать, что именно ты хочешь сделать или изменить, и совсем другое дело реализовать эту идею на практике. На протяжении этого этапа терапевтических отношений консультант и клиент работают вместе над составлением практического плана действий.

Реализация плана. Данную стадию процесса консультирования клиент выполняет самостоятельно, практически независимо от консультанта. На этом этапе происходит реализация плана, составленного в ходе предыдущей стадии. Обычно то, в чем клиент нуждается в это время, так это в поддержке со стороны консультанта.

9. Для большинства людей изменение сопряжено с большими сложностями: часто оно приносит с собой определенный уровень тревоги, и задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту справиться с этой тревогой. Зачастую данная стадия отношений также сигнализирует об их завершении. Приняв решение о завершении отношений, лучше всего обозначить конкретную дату последней встречи и завершить отношения с учетом врачебной этики.

Одна из уловок, которую используют, зачастую бессознательно, консультанты, привязавшиеся к своим клиентам, заключается в откладывании завершающей сесси.

Кроме того, они могут говорить о том, что «еще одна дополнительная встреча» может быть полезной. Этичное завершение отношений – это, по-видимому, лучший выход как для клиента, так и для консультанта.

Итак, только что мы разобрали те стадии терапевтических отношений, которые присущи большинству консультативных сессий. Но не все отношения следуют этой схеме развития, и иногда одна или несколько стадий могут быть пропущены.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных