Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кулганов В.А. и Верещагина Н.В.




Научить клиента самостоятельно и эффективно решать свои проблемы -

главная задача психолога. В данной работе практический психолог не должен впадать в

распространенное заблуждение, заключающееся в том, что оказание

эффективной помощи в адаптации большинством психологов расценивается как

окончательный результат работы.

Особого внимания и помощи требуют клиенты, склонные к дезадаптивным состояниям из-за низкого уровня их адаптационных способностей. Важное место занимает работа психолога по снижению уровня влияния психогенных факторов условий среды и профилактике дезадаптивных состояний. Профилактическая работа включает в себя два основных блока собственно психологических средств и методов: групповые и

индивидуальные.

Групповая работа, направленная на снижение уровня нервно-психического

напряжения, регуляцию психических состояний, должна проводиться на этапе

переадаптации. При комплектовании групп необходимо учитывать вероятный тип

дезадаптации, так как стратегия работы по каждому из них и используемые

средства будут различны. Методики групповой психорегуляционной работы достаточно многообразны.

Ими могут быть аутотренинговые средства, элементы медитации, развивающие

игровые техники и т. д. В помощь практическому психологу предлагается вари

ант методики групповых занятий по психорегуляции с описанием конкретных

упражнений. Оптимальный состав группы - не более 10-15-ти человек. Интенсивность

занятий зависит от реальных возможностей их проведения, но не реже одного

раза в неделю. Оптимальная продолжительность каждого занятия - 50 минут.

Занятие по психорегуляции включает в себя три основных этапа:

- подготовительный; - конструктивная часть;- завершающий этап.

Подготовительный этап имеет целью подготовку участников к занятию,

создание соответствующего настроя и включает в себя упражнения на

релаксацию и перехода в состояние измененного сознания. Здесь возможно

использование музыки, имеющей спокойный, ровный характер, медленных

лирических произведений или специальной музыки для медитации.

Конструктивная часть является собственно этапом психорегуляции и

коррекции негативных, дискомфортных состояний, эмоциональной, аффективно-

чувственной сферы.

Завершающий этап - выход участников из состояния измененного

сознания, закрепление положительных результатов, достигнутых в ходе

занятия. Включает в себя обсуждение участниками группы переживаемого

опыта, эмоций, собственных состояний. Здесь также возможно использование

музыки, но жизнеутверждающей, выдержанной в мажорных тонах, исполняемой в

умеренном темпе.

Индивидуальная работа проводится с клиентами, имеющими низкие и

неудовлетворительные адаптивные способности В большей степени она имеет

корректирующий характер, когда достаточно длительное пребывание в

измененных условиях существования начинает сказываться на нервно-

психической деятельности личности. Индивидуальные беседы рекомендуется

строить по следующему плану:

1. Установление доверительного личного контакта между клиентом и

психологом,

2. Оказание помощи в осознании причин и условий, вызвавших

негативное, дискомфортное состояние, тяжелые внутренние переживания и т.

д.,

3. Разъяснение закономерного характера подобных состояний в период

адаптации к измененным условиям жизнедеятельности,

4. Выявление и обсуждение наиболее тяжело субъективно переживаемых

психогенных факторов окружающей среды и деятельности,

5. Оказание помощи в создании перспективной жизненной стратегии по

предлагаемой методике.

Цикл индивидуальных бесед с каждым клиентом должен строиться, исходя

из его индивидуально-личностных особенностей, реального психического

состояния и типа дезадаптивного поведения, как диагностированного на этапе

оценки адаптационных способностей (как наиболее вероятный), так и

наблюдаемого в данный момент. Индивидуальная работа должна сочетаться с

занятиями в группе психорегуляции. Особого внимания и кропотливого труда

психолога требует индивидуальная работа с клиентами, склонными к

депрессивному типу дезадаптации. В этой работе предлагается

воспользоваться следующими методиками. Вариант методики групповых занятий по психорегуляции психических

состояний (упражнения разработаны американским психотерапевтом Джанетт

Рейнуотер).

Первый этап занятий включает в себя упражнения по релаксации,

достижению измененного состояния сознания и по визуализации, направленные

на развитие навыков в создании мысленных зрительных образов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных