ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 12. Изменения, нововведения в организации иКИСЛОВА Т.А.
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
УДК 330(075.8) ББК 65.9 (2)я73 Рецензенты: доктор технических наук, профессор А.Е. Рубцов доктор экономических наук, профессор Е.А. Королева
Т.А. Кислова Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие. – СПб.: ФГБОУ ВПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2013. — 359с.
Учебное пособие составлено в соответствии с содержанием дисциплины «Теория организации и организационное поведение» и предназначено для магистрантов очной и очно-заочной формы обучения (направление Менеджмент 080200.68 «Стратегическое управление»), а также для бакалавров очного и очно-заочного обучения (направление Менеджмент 080500.62 «Стратегическое управление»). УДК 330(075.8) ББК 65.9 (2)я73 © Т.А. Кислова, 2013 © Государственный университет морского и речного флота им. адм. С.О.Макарова, 2013 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие…………………………………………………………………..9 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………….12 Глава 1. Становление современной теории организации…………………………………………………………………12 1.1. Предпосылки и факторы формирования теории организации…………………………………………………………………..12 1.2. Теория организации и ее место в системе научных знаний……….....14 1.3. Теория организации как объект исследования……………………......19 1.4. Методы исследования в теории организации…………………………22 1.5. Организационные отношения – предмет теории организации………24 1.6. Российские деятели и ученые, участвовавшие в становлении организационной науки……………………………………………………..26 1.7. Этапы развития теории организации………………………………….28 1.8. Основополагающие идеи теории организации……………………….31 1.9. Современная теория организации……………………………………..45 Глава 2. Организационные системы……………………………………47 2.1. Организация как система………………………………………………47 2.2. Социальная организация……………………………………………….57 2.3. Хозяйственные организации…………………………………………...67 2.4. Организация и управление……………………………………………..83 Глава 3. Законы организации………………………………………….....94 3.1. Законы организации и их приложения………………………………...94 3.2. Условия перехода зависимости в закон……………………………….97 3.3. Потенциал организации………………………………………………...99 3.4. Закон синергии…………………………………………………………101 3.5. Закон информированности – упорядоченности……………………...103 3.6. Характеристики информации…………………………………………106 3.7. Закон самосохранения…………………………………………………113 3.8. Закон единства анализа и синтеза……………………………………121 3.9. Закон развития…………………………………………………………128 3.10. Закон композиции и пропорциональности…………………………133 3.11. Специфические законы социальной организации…………………139 Глава 4. Принципы организации………………………………………145 4.1. Принципы статической и динамической организации……………..145 4.2. Принципы приоритета………………………………………………...148 4.3. Принципы соответствия………………………………………………150 4.4. Процессные принципы………………………………………………..152 4.5. Принципы и свойства динамической организации…………………153 4.6. Принципы рационализации…………………………………………..158 Глава 5. Структура организаций……………………………………….163 5.1. Основные понятия, элементы и характеристики структуры организаций…………………………………………………………………163 5.2. Классические концепции организационных структур………………175 5.3. Базовые элементы структуры…………………………………………177 5.4. Формы строения организаций………………………………………...179 5.5. Историческая последовательность развития структурного представления организации………………………………………………..189 5.6. Классификация современных организационных структур управления…………………………………………………………………..196 5.6.1. Линейная организационная структура управления……………...199 5.6.2. Линейно-штабная структура управления………………………...200 5.6.3. Линейно-функциональная структура управления……………….201 5.6.4. Департаментализация……………………………………………...202 5.6.5. Адаптивные структуры……………………………………………207 5.6.6. Адхократическая организация…………………………………….208 5.6.7. Многомерная организация………………………………………...210 5.6.8. Партисипативная организация…………………………………….212 5.6.9. Бригадная форма организации…………………………………...215 5.6.10. Сетевая организация…………………………………………….217 5.6.11. Предпринимательская организация……………………………219 5.6.12. Организация, ориентированная на рынок……………………..221 Глава 6. Проектирование организационных систем………………..222 6.1. Механизмы функционирования организационных систем………..222 6.2. Механизм проектирования организационных систем……………...224 6.3. Процесс организационного проектирования………………………..226 6.4. Этапы и стадии организационного проектирования……………….229 6.5. Методы организационного проектирования………………………..230 РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ……………………..233 Глава 7. Введение в организационное поведение……………………233 7.1. Сущность и факторы формирования организационного поведения…………………………………………………………………..233 7.2. Предмет и методы исследования организационного поведения…..236 7.3. Теоретические основы дисциплины «Организационное поведение»…………………………………………...239 7.4. Человек в системе организационных отношений…………………..241 7.5. Теория социальных ролей и ее сущность…………………………...244 7.6. Классификация персонала организации…………………………….245 7.7. Поведенческий маркетинг и компетенция персонала……………...247 7.8. Виды стратегий организации и их влияние на организационное поведение………………………………………………251 7.9. Особенности организационного поведения персонала в различных сегментах бизнеса…………………………………………….253 Глава 8. Личность в организации……………………………………...255 8.1. Психологические особенности личности, определяющие ее поведение………………………………………………………………..255 8.2. Восприятие личности: сущность и значение………………………..257 8.3. Я-концепция личности, ее практический смысл…………………..259 8.4. Психологические защитные механизмы личности………………..261 8.5. Содержание социализации личности и ее этапы…………………..261 8.6. Установки личности, их природа и функции……………………...263 8.7. Сущность и структура трудовой мотивации……………………....268 8.8. Содержательные теории мотивации………………………………..270 8.9. Процессуальные теории мотиваций………………………………..272 8.10. Организационное регламентирование поведения личности в организации……………………………………………………………..274 Глава 9. Формирование, структура и развитие группы…………...276 9.1. Группы в организации и причины объединения индивидов в группы…………………………………………………………………...276 9.2. Факторы, влияющие на организационное поведение в группе…...278 9.3. Факторы окружающей среды группы……………………………....282 9.4. Этапы развития группы……………………………………………...283 9.5. Условия, влияющие на эффективность работы группы…………...285 9.6. Этапы управления поведением сотрудников внутри организации………………………………………………………………..286 9.7. Управление дисциплинарными отношениями……………………...288 9.8. Управление деловой карьерой…………………………………….....291 9.9. Самоуправляемая команда как вариант формальных групп……....296 9.10. Оценка организационного поведения в группе, организации……297 Глава 10. Коммуникации и управление………………………………299 10.1. Коммуникационный процесс…………………………………….....299 10.2. Коммуникации и эффективность управления……………………..300 10.3. Межличностные коммуникации……………………………………301 10.4. Организационные коммуникации…………………………………..302 10.5. Направления разделения труда в организации………………….....303 10.6. Негативные последствия специализации…………………………..304 10.7. Влияние организационной структуры управления на организационное поведение…………………………………………...306 10.8. Факторы, влияющие на выбор централизации и децентрализации управления……………………………………………..307 10.9. Механизм участия сотрудников в управлении организацией….....309 10.10. Социальная ответственность……………………………………....312 Глава 11. Лидерство и конфликты…………………………………….312 11.1. Влияние, власть, лидерство и руководство в сфере организационного поведения группы, организации……………………312 11.2. Практическое использование власти и влияния…………………..315 11.3. Конфликтная ситуация, виды конфликтов………………………...316 11.4. Методы управления конфликтами и их разрешения……………...319 11.5. Кодекс поведения в конфликте, 15 правил………………………...320 11.6. Методы преодоления стрессов……………………………………..323 11.7. Деловые отношения и переговоры…………………………………325 Глава 12. Изменения, нововведения в организации и организационная культура…………………………………………......333 12.1 Необходимость изменений в организации…………………………333 12.2. Сущность стратегии изменений……………………………………335 12.3. Роль руководителя при проведении изменений и его индивидуальная готовность………………………………………………337 12.4. Основные причины сопротивления изменениям со стороны персонала и методы его устранения……………………………………...339 12.5. Регулирование организационного поведения……………………...340 12.6. Организационная культура………………………………………….345 12.7. Субкультура………………………………………………………….349 12.8. Влияние корпоративной культуры на систему мотивации организаций………………………………………………………………..352 12.9. Формирование репутации организации……………………………353 12.10. Особенности организационного поведения в мультинациональных условиях…………………………………………..355
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………358
Предисловие В системе научных знаний быстро развивается новая научная дисциплина, получившая название «теория организации». Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой. Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. Положения теории организации базируются на экономических законах и законах ряда наук: теории систем, кибернетики, теории управления и др. Вместе с тем эта наука опирается и на специфические, присущие только ей законы и закономерности. В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие организаций. Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект и предмет исследования, свой понятийный аппарат. Объект - это явление, которое исследует та или иная наука. Объектом теории организации являются социальные организации, т.е. организации, объединяющие людей. Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Предметом теории организации как науки являются организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда в организациях различного типа. Организационные отношения - это отношения: • выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов; • между людьми, возникающие по поводу совместного труда работников; • обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности. Общим методом науки «теория организации» является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, под которым понимается систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении общей цели множества подсистем, планов их развития, а также показателей и стандартов работы. Практическое значение теории организации состоит в выработке форм, методов и условий, реализация которых способна обеспечить эффективное построение, функционирование и развитие организаций. Организационное поведение является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур. Исследования организационного поведения позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Организационное поведение – это научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. Организационное поведение – это прикладная наука, благодаря которой опыт удачных и неудачных компаний распространяется в других организациях. Наука об организационном поведении позволяет менеджерам анализировать поведение индивида в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или начальника и подчиненного), при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных), между группами при рассмотрении внутриорганизационных отношений когда организация рассматривается и управляется как целостная система. Цель организационного поведения как учебной дисциплины: систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в организации ситуациях; объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях; предсказание поведения работника в будущем. Конечная цель изучения организационного поведения – овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование. Организационное поведение – это не только теоретическая дисциплина, но и комплексная прикладная наука о психологических, социально-психологических, социальных и организационно-экономических аспектах и факторах, влияющих и в значительной степени определяющих поведение и взаимодействие субъектов организации – людей, групп, коллектива в целом друг с другом и с внешней средой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|