ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды мер административного принуждения. Проблема классификации мер административного принуждения на виды давно обсуждается в юридической литературе
Проблема классификации мер административного принуждения на виды давно обсуждается в юридической литературе. До сегодняшнего дня она остается дискуссионной. Предлагаются различные варианты ее решения. Так, И. И. Веремеенко[115] классифицирует меры административного принуждения на три вида: 1) административно-процессуальные; 2) административно-правовые санкции; 3) административно-предупредительные. Ю. М. Козлов[116], М. И. Еропкин[117], Д. Н. Бахрах[119] не согласен с тем, что существуют административно-предупредительные меры, потому что не видит в их природе принудительного характера, но предлагает вместо них ввести Ю. М. Козлов[120] отмечал, что КоАП РСФСР 1984 г. предусматривал еще одну группу мер административного принуждения — меры процессуального обеспечения производства по делам о правонарушениях (ст. 239 Кодекса), но считает, что они самостоятельного значения не имели, так как «растворялись» в других группах мер. На взгляд авторов данного пособия, имеют право на существование все из перечисленных групп мер административного принуждения. Принудительная сущность административно-предупредительных мер очевидна: она заключается в возложении обязанностей и дополнительных ограничений на лиц, в отношении которых они применяются (обязанность водителя остановить транспортное средство по требованию сотрудника полиции). Меры процессуального обеспечения производства по делу о правонарушении также имеют право на существование, потому что не всегда «растворены» в других группах мер. Так, административное задержание на срок до рассмотрения дела (но не свыше указанного в Кодексе) осуществляется только в целях обеспечения рассмотрения дела и никакой другой цели не имеет. Более того, новый КоАП РФ также уделил целую главу этой группе мер — гл. 27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях». Таким образом, меры административного принуждения можно классифицировать на пять основных групп. Так как административное принуждение применяется чаще всего в связи с правонарушением, целесообразно соблюсти хронологический порядок в зависимости от стадий совершения правонарушения. В этом случае классификация будет иметь следующий вид: — административно-предупредительные меры; — меры административного пресечения; — меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях; — административные наказания; — административно-восстановительные меры. На первом месте административно-предупредительные меры. Из названия можно сделать вывод, что эти меры административного принуждения (единственные) могут применяться тогда, когда административное правонарушение еще не совершено, и они применяются как раз в целях его предупреждения или выявления. Кроме того, эта группа мер может применяться и в связи с государственной необходимостью. Следует отметить, что с помощью рассматриваемых мер административного принуждения возможно предупредить абстрактное правонарушение конкретного вида. Конкретность вида предупреждаемого административного правонарушения определяется ситуацией, в которой эти меры применяются. Ситуация должна давать основания реально опасаться совершения административного правонарушения именно этого конкретного вида. К административно-предупредительным мерам административного принуждения относятся: — проверка документов; — остановка транспортного средства; — досмотр вещей, личный досмотр (например, в аэропорту); — медицинское освидетельствование; — прекращение, ограничение движения транспортных средств; и т. д. Второй группой мер административного принуждения являются меры административного пресечения. Они применяются, когда правонарушение непосредственно находится в стадии совершения, и с помощью этих мер оно пресекается (откуда можно сделать вывод, что применение мер принуждения после окончания правонарушения не может носить пресекательный характер и эти меры будут относиться к другим группам мер административного принуждения). Пресечь правонарушение можно путем применения двух видов мер административного пресечения: мер специального пресечения и мер процессуального пресечения. К мерам специального пресечения относятся меры, содержание которых охватывает применение мер физического воздействия — требование прекратить неправомерные действия; — применение физической силы; — применение специальных средств; — применение оружия. Следует отметить, что меры специального пресечения может применять довольно узкий круг лиц. В связи с тем, что по своему характеру эти меры принуждения являются суровыми, государственно-властными полномочиями по их применению наделен узкий круг милитаризированных государственных служащих. Достаточно заметить, что единственной мерой государственного принуждения, охватывающей законное лишение жизни человека, сегодня в РФ является именно мера специального пресечения — применение оружия. К мерам процессуального пресечения относятся меры административного принуждения, применение которых непосредственно физического воздействия на правонарушителя не оказывает, но по своему характеру направлено на пресечение правонарушения, находящегося в стадии совершения. К таким мерам относятся: — доставление; — изъятие предметов (частично или полностью изъятых из гражданского оборота); — запрещение эксплуатации транспортных средств; и т. д. После пресечения правонарушения необходимо установить все обстоятельства правонарушения, необходимые для привлечения виновного к ответственности. Для этого законом предусмотрена возможность применения мер административного принуждения. В гл. 27 КоАП РФ эти меры называются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цель применения названных мер административного принуждения указана в их названии: обеспечить производство по делу об административном правонарушении. К ним относятся: — административное задержание (на срок до рассмотрения дела, но не свыше указанного в Кодексе); — личный досмотр, досмотр вещей, документов (например, в целях обнаружения доказательств); — изъятие вещей и документов (доказательств); и т. д. Перечень мер процессуального обеспечения, указанных в ст. 27.1, не является исчерпывающим. После установления всех обстоятельств дела на лицо, виновное в совершении правонарушения, налагается санкция за правонарушение (мера ответственности). Эти санкции (их 9) называются административными наказаниями. Перечень наказаний может быть расширен только КоАП РФ, но не правоприменителем. Кодекс И, наконец, в ряде случаев после привлечения лица к административной ответственности возникает необходимость восстановления нарушенного правонарушением чьего-либо права. С этой целью законодатель допускает применение мер административного принуждения. Их называют административно-восстановительными: — снос самовольно возведенных строений; — административное выселение из самовольно занятого помещения; — возложение обязанности возместить причиненный ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ); и т. д. Некоторые авторы, отрицая существование административно-восстановительных мер, полагают, что названные меры имеют пресекательную сущность и «растворяются» в мерах административного пресечения. Действительно, помимо восстановления нарушенного правонарушением права снос самовольно возведенных строений и административное выселение из самовольно занятого помещения имеют и пресекательную сущность, потому что направлены и на пресечение длящегося правонарушения, но возложение обязанности возместить причиненный ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ) имеет только одну цель — восстановительную. Здесь следует отметить, что одна мера административного принуждения (как в рассмотренном выше случае) может одновременно преследовать несколько целей и по этому основанию может быть отнесена к нескольким группам мер административного принуждения. Кроме того, одна и та же мера административного принуждения в различных случаях может быть направлена на достижение различных целей и, таким образом, относиться к различным группам мер административного принуждения. Примером может служить такая мера административного принуждения, как остановка сотрудником полиции транспортного средства. Когда основанием остановки будет отсутствие на лобовом стекле автомобиля талона
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|