ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 4. Конкурентные рынки и их структура. Чистая (или абсолютная) монополия существует в условиях, когда одна организация является единственным производителем продуктаМонополия Чистая (или абсолютная) монополия существует в условиях, когда одна организация является единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей. Монополии присущи четыре характерные черты: отрасль и организация ассоциируются друг с другом; предлагаемый продукт уникален; монополист обладает рыночной властью, контролирует цены и поставки на рынок; для потенциальных конкурентов устанавливаются непреодолимые барьеры входа на рынок. Подобные барьеры могут возникать в нескольких случаях: 1. Владение основным ресурсом производства одной организацией. Один из самых простых способов возникновения монополии – сосредоточить все основные ресурсы в «руках» одной организации. Однако на практике такие случаи встречаются достаточно редко, поскольку масштабы национальной экономики велики и основные производственные ресурсы могут находиться в собственности различных физических или юридических лиц. 2. Предоставление государством исключительных прав на производство некоторой продукции одной организации. В настоящее время подобный способ появления монополий отвечает интересам общества. Примером такой монополии, предполагающей защиту общественных интересов, может служить патентное или авторское право. Если какая-либо организация разрабатывает новый продукт, до этого времени не существовавший на рынке, ей выдается патент, наделяющий разработчика исключительным правом владения и распорядительства этим продуктом. 3. Высокие производственные издержки способствуют достижению максимальной эффективности при наличии на рынке единственного производителя.Монополия может возникать в тех случаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождается экономией от масштаба. В этом случае при любом объеме выпуска издержки минимальны, когда продукцию выпускает одна организация, увеличение же числа производителей приведет к уменьшению производительности каждого из них и к увеличению средних совокупных издержек. Средние совокупные издержки минимальны, если весь рынок обслуживается одной организацией. Если организация является монополистом, возможности подрыва ее власти новыми участниками рынка минимальны. В качестве критерия эффективности монопольного рынка и экономического благосостояния следует использовать общий излишек. Общий излишек равен сумме потребительского излишка и излишка производителей. Потребительский излишек определяется как разность между суммой, которую потребители готовы заплатить за товар и реально уплаченной суммой. Излишек производителей – выручка, полученная за реализованный товар за вычетом издержек его производства (рис. 11.). Кривая спроса отражает ценность товара для потребителей, т. е. сумму, которую они готовы заплатить за товар. Кривая предельных издержек отражает издержки монополиста. Таким образом, общественно эффективный объем выпуска находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек.
Рис. 11. Эффективный уровень производства При объемах ниже этого уровня ценность товара для потребителей превышает предельные издержки его производства, следовательно, увеличение выпуска ведет к возрастанию общего излишка. Выше этого уровня предельные издержки превышают ценность товара для потребителей, а значит, при снижении объема выпуска суммарный излишек увеличивается (рис. 12.).
Рис. 12. Неэффективность монополии По закону рынка монополия достигала бы эффективного объема выпуска, устанавливая цену, находящуюся в точке пересечения кривых спроса и предельных издержек. Такая цена давала бы потребителям точную информацию об издержках производства товара, потребители приобретали бы эффективный объем товара. Однако монополист всегда решает поставлять такой объем продукции, которому соответствует точка пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек. Решение монополиста меньше общественно эффективного объема выпуска. Обычно государство регулирует деятельность монополии одним из 4 способов: 1. Пытается превратить монополизированные отрасли в более конкурентные.Антимонопольные законы наделили правительство достаточными для поддержания уровня конкуренции средствами. Они позволяют препятствовать слияниям корпораций и разрешают правительству разукрупнять кампании. 2. Регулирует поведение монополий.Регулирование обычная практика в случае естественных монополий, например водопроводных компаний, когда правительство контролирует уровень назначаемых цен. Назначаемая цена должна быть равна предельным издержкам монополиста. Если цена равна предельным издержкам, потребители приобретут такое количество продукции монополиста, которое максимизирует суммарный излишек и распределение ресурсов будет эффективным. 3. Превращает некоторые частные монополии в государственные предприятия. Вместо того чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становиться собственником монополии. Такая практика широко распространяется во многих европейских странах, где государство владеет и управляет предприятиями сферы коммунальных услуг (телефонные, водопроводные электрические компании). 4. Бездействует.Все вышеперечисленные политико-экономические методы решения проблемы монополии имеют определенные недостатки. Некоторые экономисты утверждают, лучшее, что может сделать правительство – отказаться от любого воздействия на монопольное ценообразование. Во многих случаях организации пытаются продавать свою продукцию разным покупателям по разным ценам. Такой метод продаж называется ценовой дискриминацией. Необходимое условие осуществления ценовой дискриминации – обладание организацией определенной властью над рынком. В отсутствии ценовой дискриминации монополия назначает цену выше предельных издержек. Высокая цена, приводит к уменьшению спроса и к безвозвратной потере общества. Если монополия осуществляет ценовую дискриминацию, каждый покупатель получает возможность приобрести товар по той цене, которую он готов заплатить. Такая торговля выгодна для обеих сторон, безвозвратная потеря общества сводится к минимуму, а общий излишек в форме прибыли поступает к монополисту. В реальной экономике организации придерживаются различных стратегий, направленных на назначение разных цен разным покупателям. Олигополия Вторым типом рыночной структуры является олигополия. Сущность олигополистического рынка заключается в действии нескольких поставщиков продукции, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов, и в наличии высоких входных барьеров для вхождения в отрасль. Поскольку на олигополистическом рынке функционирует небольшая группа участников, главная особенность олигополии – противоречие между стремлением фирм к сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них. Наиболее выгодная для группы олигополистов стратегия – координация действий. В таком случае они могут поступить подобно монополисту – ограничить объемы производства и назначить цены выше предельных издержек. Тем не менее, озабоченность олигополистов, исключительно, собственной прибылью, мощные центробежные мотивы препятствуют объединению группы фирм в монополию. Когда организация-олигополист самостоятельно принимает решение об объемах производства, она должна учесть два следствия: 1) эффект объема производства, выражающийся в превышении цены над предельными издержками, за счет чего продажа еще одной единицы товара по текущей цене увеличивает прибыль; 2) эффект цены, сказывающийся на снижении цены и прибыли, за счет увеличения объема производства и предложения. Если эффект объема производства больше, чем эффект цены, фирма-олигополист увеличит предложение. Если эффект цены превышает эффект объема, производитель сократит объем производства. Каждый олигополист, принимая объемы производства других организаций как данные, увеличивает объем выпуска продукции до тех пор, пока эти два предельных эффекта не уравновесятся. При этом принятие решения одной организацией зависит от их общего числа в отрасли. Чем больше число участников, тем в меньшей степени каждый из них воздействует на цену. То есть по мере роста числа участников олигополии, значение эффекта цены падает. Когда олигополия достигает больших масштабов, эффект цены исчезает, остается только эффект объема. В этой ситуации каждый участник увеличивает производство до тех пор, пока цена превышает предельные издержки. В сущности, крупная олигополия – это группа конкурентных организаций, в которой принимая решение об объеме производства, конкурентная фирма рассматривает эффект объема. Таким образом по мере того, как возрастает число участников олигополии, олигополистический рынок приближается к совершенно конкурентному рынку, цена к предельным издержкам, а объем производимой продукции к общественно эффективному уровню. Для анализа экономики сотрудничества олигополистов используют «теорию игр». Теория игр – это теория, изучающая стратегическое поведение в ситуации, когда принятие решения о дальнейших действиях предполагает анализ возможных ответных действий других субъектов рынка. Поскольку число участников олигополистического рынка невелико, каждая организация должна выработать собственную стратегию, так как, она понимает, что ее прибыль зависит не только от собственного производства, но и от объема выпуска других организаций. В теории и практике конкурентной стратегии можно выделить пять моделей кооперативного поведения: 1) открытые и тайные соглашения; 2) ценовое лидерство; 3) эвристическое ценообразование; 4) использование фокальных точек; 5) управление товарно-материальными запасами. Открытое соглашение (картель) – это объединение организаций, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции, как чистая монополия. Образование картеля требует выработки совместной стратегии по поводу цен, объемов производства, установления квот каждого участника и механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление монопольных высоких цен увеличивает прибыль всех участников при обязательном снижении объемов продаж. У каждого участника может возникнуть желание получать высокую прибыль и увеличивать свой объем продаж, нарушая картельные квоты. Если несколько производителей применят подобную стратегию картель развалиться. Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. При этом в одном случае, твердая договоренность ведет к монополии, поскольку тайный сговор не может существовать долгое время. В другом, высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают новых производителей конкуренция обостряется, а большое количество участников мешает сговору. При установлении кооперативных отношений не маловажную роль играет лидерство в ценообразовании. Поскольку организации не могут договориться об этом напрямую, лидером становиться самая крупная. Лидерство в ценах предполагает наличие определенного набора приемов и способов, с помощью которых организация-лидер провозглашает изменения в прейскуранте цен. Лидерство данной организации признается остальными, которые следуют за ее инициативами. При эвристическом ценообразовании желаемая предельная норма доходности или процент дохода на инвестируемый капитал прибавляется к средним издержкам для расчета цены продукта. Когда в рамках одной отрасли издержки производителей сильно отличаются, координация цен становиться сложной. В решении множества проблем, когда поведение должно координироваться без непосредственных контактов, существует тенденция совпадения выбора в определенных фокальных точках. Фокальные точки могут быть выбраны благодаря аналогии, предшествовавшему опыту и эвристическим соображениям. Иногда под ними понимают округленные значения и цены, устанавливаемые государством. Кооперативное поведение может проявляться и в совместном управлении товарно-материальными запасами. Поскольку производство развивается циклически необходимо синхронизировать спрос с помощью манипулирования ценами. Когда уровень запасов увеличивается или поток запасов уменьшается, возникает стимул снижения цены. Если запасы снижаются, то увеличивается поток заказов и растет цена. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|