Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности консультационных отношений




Консультативные отношения, направленные на оказание психологической помощи людям, обладая общими для всех человеческих отношений характеристиками, разумеется, имеют и специфические отличия, благодаря которым возможно помочь человеку решить определенные жизненные задачи.

Каковы же сущностные характеристики человеческих взаимоотношений, которые невозможно не учитывать в консультативной ситуации? В основе человеческих отношений лежит присущая всем людям потребность в общении с себе подобными с целью достижения эмоционального, интеллектуального и делового единства. В зависимости от задач, стоящих перед каждым человеком и тем или иным сообществом людей, в рамках взаимоотношений может быть достигнуто единство разного вида (либо только эмоциональное, либо только интеллектуальное, либо единство во всех аспектах человеческого существования). Многообразие целей, ради достижения которых люди вступают в отношения друг с другом, определяет многообразие видов и форм человеческих взаимоотношений. Представители разных направлений в консультировании, оказывая помощь своим клиентам, ставят разные цели. Эти цели определяются системой взглядов на природу внутреннего мира человека и вытекающих из той или иной теории представлений о происхождении психологических проблем и соответственно определяют характер взаимоотношений с клиентами. Но об этом мы поговорим отдельно в последующих разделах.

Отношения «человек–человек», в отличие от отношений «человек–предмет», характеризуются также тем, что взаимодействующие люди обладают субъектными свойствами, то есть каждый человек внутренне активен, что выражается в свободе воли, является носителем ценностей, определяющих выбор, и способен осуществлять рефлексию собственных действий, позиций, оснований выбора. Внутренняя активность определяет поведение человека и характер его взаимодействия с другими людьми. В этом смысле человек сам творец своей жизни и своих отношений, он несет ответственность за их качество. В пространстве человеческих отношений сталкиваются уникальные и неповторимые внутренние миры, стремящиеся, с одной стороны, к утверждению своей неповторимости или (что то же самое) к ее признанию другими людьми, а с другой стороны, ищущие единства друг с другом или, иначе говоря, ищущие того, в чем они похожи. Разрешение этой дилеммы происходит с помощью морального измерения человеческих отношений. Консультанты, исповедующие различные теоретические принципы, по-разному учитывают субъектные свойства клиентов и в разной степени проявляют собственную субъектность.

В чем же состоит специфика именно консультативных отношений? Для ответа на этот вопрос выясним самое главное для любых человеческих отношений – мотивы или причины вступления в такого рода отношения. Начнем с анализа мотивов консультанта. Поскольку психологическое консультирование относится к числу профессий, направленных на оказание помощи людям ( helping profession ), естественно, что основным мотивом деятельности психолога-консультанта является искреннее и сильное желание помочь людям в сочетании с познавательным интересом к ним как уникальным и неповторимым личностям. Если же желания помогать людям справиться с кризисными ситуациями в их жизни нет, то психолог становится лишь точным холодным инструментом, неспособным эффективно передать свои знания и умения человеку, нуждающемуся в помощи. Более того, когда психолог руководствуется какими-либо другими мотивами и потребностями, то его деятельность будет малоэффективна.

Так, например, если у консультанта нет друзей, а значит, не удовлетворяется потребность в близких, доверительных отношениях, то он неосознанно будет стремиться продолжить встречи с клиентом, отношения с которым достаточно открыты. К. Роджерс говорил о себе, что его интерес к терапии вырос из юношеского одиночества. Он рассматривал ее как социально приемлемый способ установления действительно близких отношений с другими людьми. Ученик К. Роджерса R.H. Dolliver говорил, что всю свою жизнь кумир многих психологов чувствовал себя очень одиноко, приводя в качестве одного из аргументов слова самого Роджерса: «Писать – мой способ коммуникации с миром, к которому, я вполне реально чувствую, не вполне принадлежу. Я очень хочу быть понятым, но не надеюсь».

Как непродуктивная и не соответствующая консультативной деятельности выступает и потребность во власти, проявляющаяся в ситуации консультирования в стремление руководить другими, давать советы и играть роль человека, способного разрешить проблемы. Она выражается также в непреодолимом стремлении контролировать все, что может повлиять на жизненную ситуацию клиента.

Вполне привлекательная на первый взгляд потребность самому изменить трудные жизненные обстоятельства другого человека, выражающаяся в стремлении все сделать за него, также делает деятельность консультанта малоэффективной.

Не соответствует профессиональной деятельности консультанта и потребность получить от клиента конфиденциальную информацию, повышенный интерес к чужим тайнам. За этим стоит обычно стремление почувствовать себя более значимым как в собственных глазах, так и в глазах других людей. Такое стремление может привести к разглашению того, чем клиент поделился с консультантом.

Наконец, консультации не могут быть эффективными, если психолог сам нуждается в разрешении личностных проблем, таких, как стремление искупить собственную вину, уменьшить внутреннее напряжение, разрешить сексуальные конфликты, удостовериться в собственной интеллектуальной и духовной зрелости и психологической стабильности.

Сопоставьте свои ответы на вопрос о мотивах выбора профессии психолога-консультанта с продуктивными и непродуктивными мотивами этой деятельности. Скорее всего, у вас присутствуют разные мотивы. Размышление над мотивами сделанного выбора, целенаправленное развитие адекватных профессии побуждений можно рассматривать как первый шаг в профессиональном становлении психолога-консультанта.

Поскольку в консультативные отношения вступают как минимум двое людей, то для их установления и дальнейшего развития важным является и знание мотивов клиента, то есть понимание того, почему клиент обратился к специалисту. Бесспорно, люди обращаются к специалисту, потому что они нуждаются в помощи, оказавшись в психологически трудных жизненных ситуациях или стремясь узнать, как строить гармоничные отношения (мотив саморазвития и самосовершенствования).

Но бывает и так, что клиенты приходят для того, чтобы найти в лице психолога союзника в своих устремлениях повлиять на других людей, которые, по их мнению, «неправильно живут» или действуют не так, как хотят они. Кстати, среди клиентов отечественного психолога процент людей с такими мотивами достаточно высок. Если в процессе общения со специалистом этот мотив не изменяется, то оказать помощь такому клиенту (в его понимании) не представляется возможным.

Встречаются клиенты, которые приходят к психологу только для того, чтобы кому-то рассказать о своих проблемах и чтобы кто-то смог их выслушать, то есть за эмоциональной поддержкой. Они могут более или менее постоянно обращаться к консультанту, однако каких-то существенных изменений в их личности, в отношениях с другими людьми в результате этих посещений не происходит. Они получают «таблетку внимания и понимания», успокаиваются, но не принимают того, что для разрешения проблемы им необходимо что-то изменить в собственной личности, в своей жизни. Клиентов, приходящих с такими установками, тоже немало.

Могут встречаться и другие причины обращения к консультанту, и распознание истинных мотивов клиента является важной профессиональной задачей, от решения которой зависит эффективность консультативной деятельности. Нужно также учитывать, что у клиента, как и у консультанта, может присутствовать несколько мотивов, а в процессе консультативных отношений не исключено возникновение новых причин для взаимодействия с консультантом.

Сопоставляя мотивы деятельности консультанта с мотивами обращения к нему клиента, можно обнаружить много различных комбинаций. Далеко не все эти комбинации создают основу того единства, которое приведет к достижению основного эффекта консультативных отношений – помощи человеку в психологически трудной ситуации. Лишь при наличии у обеих сторон мотивов, адекватных сути помогающих отношений, возможно развертывание процесса консультативной помощи.

Для того чтобы были достигнуты консультативные цели, отношения консультанта и клиента должны обладать также рядом свойств. Любые отношения возникают по чьей-либо инициативе, в основе которой лежат адекватные этим отношениям мотивы. Взаимодействие клиента с психологом начинается по инициативе первого, то есть клиента: помощь нужна ему. Пока кто-либо не обратится к психологу с запросом о помощи, тот не начинает свою профессиональную деятельность. Бывают случаи, когда родители взрослых детей или один из супругов обращаются с просьбой повлиять на своих родственников: всякими ухищрениями они пытаются организовать встречу консультанта с «заблудшим». Не стоит вступать в такие игры: пока сам человек не изъявит желание прийти к специалисту, оказать профессиональную помощь именно ему весьма проблематично. Впрочем, работая с его родственниками, поскольку и они нуждаются в помощи, косвенно можно оказать влияние и на него.

Когда начинается работа с клиентом, инициатива построения консультативных отношений перемещается к психологу, поскольку клиент никогда не встречался с подобными отношениями и обычно не знает, как их строить. Как отмечает ряд авторов, именно неравенство позиций отличает консультативные отношения от других видов близких отношений между людьми, например дружеских. Иногда о взаимоотношениях консультанта и клиента говорят как об отношениях играющего тренера и его подопечного – игрока: находясь вместе на игровом поле, тренер в непосредственном взаимодействии со спортсменом учит его премудростям игры и по мере того, как игрок перенимает мастерство тренера, последний постепенно выходит из игры. В рамках различных направлений степень этого неравенства выступает по-разному, что определяется убеждениями приверженцев того или иного подхода в том, как равенство или неравенство отношений могут повлиять на изменение внутреннего мира клиента.

Так, в психоанализе и бихевиоральном консультировании психолог является авторитетным лицом, знающим причины и пути преодоления возникших психологических проблем и четко определяющим позиции участников консультативного процесса. В рамках же гуманистического подхода консультант исходит из того, что он, так же как и клиент в сложившейся ситуации, не знает, в каком направлении следует двигаться. Но он может создать условия, благодаря которым клиент сможет сам найти верное решение. Например, К. Роджерс строил свои отношения с клиентом таким образом, чтобы клиент почувствовал себя единственным авторитетом собственной жизни. Для этого Роджерс делал все, чтобы привести клиента к отрицанию собственного авторитета и дать ему почувствовать, что он является творцом психотерапевтического процесса.

Рассматривая специфику консультативных отношений, нужно обратить внимание на степень активности всех участников этих отношений. Активность может быть обнаружена в количестве инициативных актов со стороны участников взаимодействия, а также в количестве выполняемых ими действий. Она проявляется и в отношении к действиям партнера по общению (поддержка этих действий или сопротивление им). Если в дружеских отношениях, как правило, активность распределяется между друзьями примерно поровну, то в консультативных отношениях степень активности достаточно подвижна и также зависит от теоретической позиции автора. На активность влияют и индивидуальные особенности консультанта и клиента. Например, есть молчащие клиенты, которые преимущественно лишь кратко отвечают на вопросы консультанта, но есть и такие, речевую активность которых очень трудно остановить. И в том и в другом случае необходимо учиться регулировать активность клиентов.

Степень активности обоих участников процесса может изменяться по мере развития консультативных отношений: если вначале большая активность присуща консультанту, то постепенно консультант побуждает клиента к большей активности как в исследовании, так и в разрешении его личностных проблем. Активность психолога должна преодолеть пассивность клиента и «заставить» его искать ответы и выходы из сложной ситуации, преодолевать самого себя, учиться строить новые отношения.

Теоретическая позиция консультанта определяет и степень его личностной и эмоциональной включенности в отношения с клиентом.

Так, например, З. Фрейд полагал, что психоаналитик должен занимать нейтральную позицию по отношению к клиенту, т.е. не выражать никоим образом свои личные предпочтения, взгляды. Его реакции на любые действия и высказывания клиента должны быть сведены к минимуму. Лишь краткие реплики и вопросы могут подталкивать или направлять течение свободных ассоциаций. Даже само расположение психолога относительно клиента сводит к минимуму их взаимодействие: клиент располагается на кушетке, а психоаналитик сбоку-сзади головы клиента. Он – лишь зеркало для обнаружения содержания бессознательного. Сам Фрейд так описывает отношения клиента с психоаналитиком: «Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах. Врач же слушает, стараясь управлять ходом мыслей больного, кое о чем напоминает ему, удерживает его внимание в определенном направлении, дает объяснение и наблюдает за реакциями приятия и неприятия, которые он таким образом вызывает у больного». Следовательно, отношения в психоанализе строятся так, что психоаналитик остается для клиента практически закрыт, в то время как клиент побуждается к тому, чтобы обнаружить реакции переноса и сопротивления.

Гуманистически и экзистенциально ориентированные психологи-консультанты полагают, что именно личностные качества консультанта определяют успешность построения консультативных отношений. Помогающие отношения, по их мнению, должны обладать тремя основными характеристиками: это эмпатия (теплота и отзывчивость), уважение (безоценочное отношение) и искренность (конгруэнтность). Благодаря этим особенностям отношений между консультантом и клиентом возникает то доверие, которое необходимо, чтобы наступали изменения.

Бихевиористски ориентированные консультанты, признавая значение эмпатии, сердечности, доброжелательности и искренности для оказания психологической помощи, рассматривают их как подкрепляющие стимулы и доказывают, что психологи, проявляющие высокий уровень этих качеств, работают более эффективно. Таким образом, в настоящее время специалисты различных теоретических ориентаций признают, что особое содержание и качество консультативных отношений является основой для оказания помощи нуждающимся людям. Рассмотрим эти характеристики подробнее. При этом попробуйте оценить, насколько они присущи вам.

Об эмпатии в консультировании впервые заговорил К. Роджерс. Эмпатия, или сопереживание, вчувствование, идентификация, – это способность понять, почувствовать, представить то, как воспринимает, понимает и переживает свою жизненную ситуацию клиент; представить и почувствовать себя так, как если бы вы были этим другим человеком. Быть эмпатичным означает впустить внутренний мир клиента в свой собственный, но при этом не утратить себя, не раствориться в другом Я. Поэтому такое вхождение может быть только временным и контролируемым со стороны самого консультанта.

Кроме способности представить и эмоционально почувствовать внутренний мир клиента необходимо уметь выразить свою эмпатию клиенту, то есть дать понять различными способами, что мы его слышим, чувствуем, понимаем.

Эмпатия, как особая чувствительность к внутреннему миру другого человека, может быть развита, хотя, безусловно, тому, кто действительно склонен сопереживать другим людям, сделать это легче. Так как в основе эмпатии лежит способность мысленно представить себя на месте другого человека, то начинающему консультанту для развития этого качества полезно при общении с переживающими людьми задавать самому себе вопросы: «Что было бы со мной, если бы мой ребенок не пришел ночевать домой?», «Что было бы со мной, если бы мой муж сказал мне: «Посмотри, на кого ты стала похожа?» и т.п. Слушайте клиента и именно в то время, когда клиент рассказывает свою историю, пытайтесь максимально представить себя на его месте.

Гораздо более сложной по сравнению с когнитивной идентификацией выглядит способность к эмоциональной эмпатии: возможно ли научиться сопереживать, то есть испытывать такие же эмоции, как и клиент? В качестве одного из приемов, направленных на развитие этой способности, Макартур, например, предлагает думать о своем клиенте как о члене семьи, который оказался в трудной ситуации, которому необходима помощь. Консультант должен помнить при этом, что эмпатия – это не какое-то специфическое эмоциональное переживание, которое неизвестно как появляются, это, скорее, определенные действия, выполнение которых вызывает профессиональное отношение к клиенту. К таким действиям, в частности, могут быть отнесены следующие: вы говорите о том, что желаете помочь клиентам; вы радуетесь с ними и печалитесь, когда они печальны; вы мягки в общении и тактичны; вы не испытываете к ним негативного отношения и желаете добра, даже если они пошли к другому консультанту, и пр. Занятию такой позиции будет способствовать безоценочное отношение к клиенту, к чему мы сейчас и перейдем. Но перед этим подчеркнем, что эмпатичное слушание позволяет не только понять, что происходит с клиентом, но и обнаруживает для клиента стремление консультанта понять его, а это, в свою очередь, вызывает все большее доверие к специалисту.

Переходя к анализу безоценочного отношения к клиенту, следует определить, что понимается под оценкой. Оценка предполагает соотнесение какого-либо факта поведения с той или иной системой эталонов и констатацию соответствия или несоответствия этого факта заданным критериям, выраженную словами «правильно» или «неправильно», «хорошо» или «плохо» и пр. Таким образом понимаемую оценку невозможно изъять из пространства любых человеческих отношений: всякая теория уже есть некоторая система критериев для оценки особенностей поведения клиентов. И даже самое безоценочное консультирование К. Роджерса, как показали исследования, содержало в себе невербальные оценки поведения клиентов; он умело овладел «искусством нежного и любящего контроля». Позже будут рассмотрены подходы к консультированию, использующие моральные измерения при оценке и преодолении психологических проблем. Таким образом, собственно оценки невозможно изъять из консультирования. Поэтому безоценочное отношение, скорее, следует рассматривать как отсутствие осуждения, порицания клиента («не суди!»), создание такой атмосферы, где клиент может свободно и безопасно излагать свои мысли и выражать свои чувства, какими бы ужасными и постыдными они ни казались. Это не означает согласие со всем, что делает, думает или чувствует клиент. Это означает признание значимости его опыта, то есть уважительное отношение к клиенту. Само слово «уважение», используемое как синоним для слова «безоценочный», означает, по

В. Далю, «почитать достойным внимания», признавать важным, ценным. Таким образом, рассматриваемая характеристика консультативных отношений описывает позицию консультанта по отношению к клиенту, выражающуюся в признании того, что клиент – не такой, как я, и не такой, как кто бы то ни было другой, и именно этот факт является достойным внимания и ценен сам по себе. Кроме того, уважение к клиенту выражается в серьезном отношении к его проблеме, даже если она и кажется тривиальной. Для клиента эта проблема является сосредоточением всех чувств и мыслей и, поверьте, очень неприятным и тягостным состоянием, от которого хочется избавиться, но, увы, ему кажется, что это уже невозможно. Еще одним выражением нашего уважения к клиенту является сохранение конфиденциальности всего, что происходит в процессе консультирования. Только сам клиент имеет право что-либо говорить или не говорить о себе, разрешать или нет сообщать о себе какому-либо третьему лицу ту или иную информацию. Эта общая позиция по отношению к клиенту обнаруживается в речи и невербальных способах выражения почтительности. Для развития в себе умения выражать уважение к другому человеку (если оно, конечно, у вас есть) полезно проанализировать особенности поведения тех людей, которые, как вам кажется, относятся к вам с уважением или, напротив, демонстрируют пренебрежительное отношение.

Третьей важной характеристикой помогающих отношений, как уже говорилось, являются искренность и честность, способность быть самим собой, лежащие в основе доверия клиента к консультанту. Именно открытость консультанта создает предпосылки для того, чтобы клиент смог преодолеть страх осуждения и рассказать о том, что скрыто в его душе и что является источником его страданий. Открытость консультанта проявляется с первых минут его отношений с клиентом и обнаруживается уже тогда, когда он честно сообщает ему о своей квалификации и своих возможностях. Кроме того, документальные подтверждения квалификации психолога (его дипломы) вызывают у клиента уважение и доверие к человеку, к которому он пришел за помощью, что, как говорилось выше, создает необходимую для изменений клиента атмосферу. Искренность проявляется и в том, что консультант не боится предстать перед клиентом как человек, у которого также в жизни бывали и, может быть, даже имеются сейчас какие-то проблемы. Но нужно помнить, что не надо говорить об этом слишком много, поскольку клиент пришел не для того, чтобы слушать психолога, а чтобы рассказать о своих трудностях.

Иногда думается, что если бы люди в обычной жизни строили отношения друг с другом так, как это стремятся делать психологи в профессиональной работе с клиентами, то они могли бы просто не допускать такого развития событий, которое без посторонней помощи изменить становится уже нереальным. Ну что ж, вероятно, в этом и состоит миссия психологов, чтобы делать все возможное для того, чтобы в конце концов люди смогли обходиться без их помощи.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных