Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансы и финансовая система Российской Федерации




 

В условиях рыночной экономики термины «финансы» и «финансовая система» стали употребляться практически повсеместно. Однако особенности русского языка и терминологии часто дают превратное мнение о том, что же означают эти термины. Обыватель скажет, что финансы – это деньги, а финансовая система - это система денег страны, например банковская. При этом особого разделения между деньгами государства и частными деньгами обыватель не делает. Но в данном случае подразумеваются не все, а только особые денежные отношения, которые связаны с государством.

Финансы (фр. finance от лат. financia) в переводе означает «наличность, доход; в широком смысле денежные средства, денежные обороты». Деньги – обязательное условие существования финансов. Финансы всегда имеют денежную форму[1].

Финансы появляются с возникновением не только денег, но и государства. Именно возникновение государства привело к необходимости выделения из экономических отношений новых дополнительных отношений, связанных с формирование ресурсов государства и их использованием для выполнения им своих функций[2]. Без финансов само существование государства является невозможным.

В других странах с рыночной экономикой для обозначения частных денег используется один термин, а для финансовых ресурсов государства – другой. Это обусловлено особенностями английского, немецкого и других языков. В русском языке отдельного термина для обозначения государственных денег не выделено.

В современном обществе, кроме финансов, используются и другие экономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и т.д. Каждая из них имеет свое значение: выражает стоимость или цену товаров, является средством обращения, дает оценку результатам деятельности организации, определяет эффективность этой деятельности. Однако финансы отличаются от других экономических категорий своими специфическими функциями, поскольку с их помощью образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Финансы являются, прежде всего, распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства[3].

Отдельно необходимо подчеркнуть, что финансы и деньги – это различные экономические категории. Несмотря на их сходство, они имеют различия в своих функциях и роли, выполняемой в общественной жизни. Деньги выступают в основном как мера стоимости, средство платежа и обращения, а финансы выполняют распределительную и контрольную функции. При этом финансы не охватывают всей совокупности денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда, арендой и т.п., регулирующихся в основном гражданским правом). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, к которым непосредственное отношение имеет государство, его территориальные подразделения, муниципальные образования, государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения. Одновременно данные категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое. При этом, как известно, без денег финансов не бывает. С точки зрения общественных отношений определение финансов может быть сформулировано следующим образом:

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [4].

С помощью финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране[5]. В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, которые обеспечивают различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство и развитие экономики, экологическую безопасность и охрану окружающей среды, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальная помощь и т.п.), обеспечение обороны и безопасности страны и др. Государство для реализации указанных выше потребностей общества и государства использует финансовые ресурсы, которые кратко можно определить следующим образом:

Финансовые ресурсы страныэто денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), предприятий, учреждений и организаций, которые используются для обеспечения потребностей общества и развития производства.

Финансы составляют единую структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны (рис. 1.1)[6].

На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

· бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

· внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный, муниципальный и банковский);

· финансы предприятий, организаций, учреждений.

Подобное мнение о содержании финансовой системы наиболее широко распространено среди представителей финансово-правовой науки и считается общепринятым[7]. Все звенья финансовой системы обладают своими специфическими особенностями и постоянно взаимодействуют между собой. Все вышеперечисленные звенья финансовой системы действуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Задачей всех звеньев финансовой системы является образование и использование соответствующих денежных фондов. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения[8]. Централизованные денежные фонды образуются в определенных территориальных пределах (например, федеральный и областной бюджеты) и используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Децентрализованные денежные фонды используются для производственных и социальных целей, такими являются финансы предприятий, организаций и учреждений.

 

 

Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации

 

Денежные фонды общего назначения концентрируются на определенной территории, а расходование сосредоточенных в них средств не оговорено какими-либо целями (бюджеты любого уровня). Целевые денежные фонды предназначены для выполнения определенной функции. Их названия, как правило, определяют их назначение (Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и т.п.).

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы Российской Федерации. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. При этом они являются финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются за счет налоговых и неналоговых источников, возможно привлечение средств на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные государственные и муниципальные фонды – самое популярное звено финансовой системы Российской Федерации 1990-х годов. В отдельные годы существовало до тридцати различных фондов только на федеральном уровне, предназначенных для решения различных задач. Основной функцией внебюджетных фондов является целевое финансирование социально-значимых проектов и направлений жизнедеятельности страны. Они создаются представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления либо на основе требований законодательства, либо по собственному решению. Большая часть внебюджетных фондов была ликвидирована в конце 1990-х годов в связи с невысокой экономической и социальной эффективностью и для устранения распыления денежных средств государства. В настоящий момент подавляющее большинство финансовых ресурсов концентрируется в бюджетах различного уровня, и количество внебюджетных фондов значительно сократилось. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ[9] внебюджетные фонды входят в бюджетную систему. Можно выделить три основных внебюджетных фонда, решающих важнейшие социальные задачи: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. На региональном уровне можно выделить территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Местные фонды в последние годы практически не создаются.

Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников правоохранительных органов). В последние годы количество видов обязательного страхования существенно возросло. Отдельно необходимо выделить обязательное социальное страхование, средства от которого концентрируются во внебюджетных фондах.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. Различают государственный, муниципальный и банковский кредиты.

Государственный кредит – это отношения, посредством которых образуется государственный долг. Государство при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов может использовать временно свободные денежные средства юридических и физических лиц. При этом государство является заемщиком, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др. Государственный долг может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ[10]. При этом государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) различным субъектам в целях их финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.п. Такой кредит называется бюджетной ссудой и отличается от обычного государственного кредита[11].

В таких же формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование[12].

Банковский кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

Финансы организаций являются исходным звеном, основой всей финансовой системы, поскольку они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается валовой внутренний продукт, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении – это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Помимо финансов организаций, действующих в сфере производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой и некоммерческой основе.

Кроме рассмотренных выше звеньев финансовой системы необходимо отметить денежную и валютную системы страны, рынок ценных бумаг. Они являются связующим звеном всей финансовой системы РФ. Так, с помощью денежной системы производятся денежные платежи и расчеты в безналичной и наличной формах, при формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции, государственные ценные бумаги обращаются на соответствующем рынке.

 

Функции финансов

 

Финансам присущи четыре функции: распределительная, контрольная, регулирующая и социальная. Они осуществляются финансами одновременно[13]. Объясняется это тем, что каждая финансовая операция состоит из распределения валового внутреннего продукта и контроля за распределением и перераспределением.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении ВВП, которое заключается в создании первичных доходов и перераспределении их для создания вторичных доходов.

Первичные доходы создаются в процессе производства, торговли, выполнения работ, оказания услуг. В сумме они составляют валовой внутренний продукт. Вторичные доходы формируются при перераспределении средств между:

· производственной и непроизводственной сферами хозяйства;

· различными отраслями материального производства;

· регионами страны;

· формами собственности;

· социальными группами населения.

Причем налогами облагаются как первичные доходы, так и вторичные доходы. Основная цель распределения и перераспределения ВВП заключается в обеспечении социальных потребностей населения, организации работы государственных органов, выполнении функций государства и т.д.

Кроме перераспределения дохода распределительная функция финансов призвана оказывать положительное влияние на сбалансированность и эффективность экономики. Финансы – это инструмент, посредством которого государство влияет на экономику страны, стимулирует ее развитие. В процессе распределения финансов происходит дальнейшее перераспределение национального дохода и формирование вторичных доходов в производственной и, особенно, непроизводственной сферах.

Контрольная функция означает участие финансов в процессе контроля за соблюдением установленных правил финансовой деятельности, целесообразности финансовых расходов, своевременности осуществляемых операций.

Финансовый контроль затрагивает все сферы жизнедеятельности страны. Он обеспечивает законность финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать экономические преступления. Финансовому контролю уделяется огромное значение в любой стране с демократической экономикой, поскольку это зачастую единственная возможность контроля экономических процессов и выявления преступлений и правонарушений против собственности в сфере экономической деятельности.

Конкретизируя задачи финансового контроля, необходимо отметить, что он призван обеспечить соблюдение законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Финансовый контроль осуществляется различными субъектами самостоятельно или совместно, во взаимодействии с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через отдельные финансовые институты (государственные расходы, налоги, таможенные пошлины, государственный кредит) в процесс производства и потребления.

Государство влияет на экономику комплексно. Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, налоговую, валютную и таможенную политики. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам РФ в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности. Также можно отметить активную инвестиционную позицию государства и поддержку инноваций, например Сколково.

Социальная функция финансов заключается в создании для организаций и граждан стабильных и равных экономических и социальных условий.

Социальная функция призвана обеспечить всех участников экономических процессов одинаковыми условиями, а всех граждан страны равными возможностями в разных регионах государства. Стабилизация экономики посредством финансов применяется в России не в полной мере. Применение социальных и регулирующих механизмов позволяет плавно влиять на ситуацию в стране и не допускать дисбаланса между регионами страны и отраслями промышленности. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, необходимый для осуществления долговременной инвестиционной политики. Однако, несмотря на принимаемые государством меры, в нашей стране наблюдается значительный дисбаланс между регионами и между отраслями промышленности. Также необходимо отметить, что значительная часть финансовых ресурсов государства непосредственно расходуется на социальные цели (пенсии, пособия, помощь и т.д.). Соответственно недостаток финансовых ресурсов может отрицательно сказаться на социально-экономической обстановке в обществе.

Характерно, что в зависимости от типа экономики основными становятся разные функции. Регулирующая функция финансов преобладает в развитых странах с рыночной экономикой. Также большое значение в странах с рыночной экономикой играет социальная функция финансов. Преимущественное использование регулирующей функции финансов направлено на создание условий для любого трудоспособного человека, при которых он сможет обеспечить самого себя и свою семью без участия государства. Государство же в соответствии с социальной функцией финансов должно обеспечивать тех, кто не может обеспечить себя сам – малоимущие, дети, пенсионеры.

С другой стороны, преобладание в экономике распределительной и контрольной функций больше характерно для командно-административной экономики. В данном случае государство берет на себя функции управления практически всем и отвечает фактически за каждого человека. Отрицательной чертой такого подхода является большой чиновничий аппарат, который требуется для выполнения распределительной и контрольной функций. Несмотря на то, что экономика России является рыночной, в ней преобладают распределительная и контрольная функция финансов.

Все рассмотренные функции финансов реализуются через различные финансовые механизмы. Основными из них являются совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике страны, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных