рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
а. ЭКЕР. ДВЕ ПРЕЛЮДИИ, II110 b. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА № 3 111. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА № 8, 111 112. СКРЯБИН. 24 ПРЕЛЮДИИ, op. 11 № 1 Примечание (схема 112): Тематическое ядро структуры содержит несколько элементов, с реализацией которых в структуре связан принцип "тематической интонации". Это и интервалы (кварта - ведущий, малая терция, большая секунда) и интервальные группы ангемитонного содержания, и, наконец, аккорды. При этом возможно восприятие одних и тех же гармонических явлений одновременно и как созвучий, решенных в виде гармонической фигурации, и как специфического мелодического движения что говорит о действии в этом произведении и такой формы принципа "тематическая интонация" как "гармоние-мелодия". Из схемы видно, что все связи основных тонов аккордов обусловлены интервальной структурой элементов, входящих в тематическое ядро. Кварта занимает в нем ведущее место, в результате чего ангемитонность последования этих тонов оказывается очень подчеркнутой. Тоже можно видеть и в связях первых ступеней тональностей. В первом предложении (1-8 тт.) — это квартовая интонация, во втором — это ангемитонная интервальная группа (доминанту можно рассматривать как временный местный тональный центр). BERG. SONATE, op.l */ На схеме выписаны звуки, образующие увеличенное трезвучие -ведущую тематическую гармонию в этом разделе сонаты Берга 114. ШЕНБЕРГ. ТРИ ПЬЕСЫ, ор. 11, I [смешанно-интервальные аккорды ] Примечание к 114 Интервальный комплекс пьесы (ее ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ) занимает первые три такта. Ведущие интервальные связи обозначены в нем латинскими буквами. При повторении этих связей используются как их точные, так и варьированные формы. Способы варьирования: ротация (вращение, перестановка звуков, участвующих в той или иной интервальной группе); транспонирование; взаимопроникновение и т.д. Процесс развития, связанный с техникой интервальных групп рассматривается на схеме 1. На схеме 2 указаны интервальные связи между нижними тонами вертикальных созвучии и нижними тонами гармонического материала, изложенного фигуративно (12-14 тт.). На схеме 3 указаны интервальные связи между начальными и конечными звуками в группах, выделенных композитором в качестве самостоятельных тематических единиц (см. лиги). Из этих схем очевидна подчиненность всех названных связей структуре интервальных групп, входящих в основной интервальный комплекс пьесы. аНТОНИУ. СЛОГИ, I Примечание: 1. Структура периферийных элементов (ПЭ) подобна структуре центра. В 5-6, 8-11, 13-17 тактах центр объединяется в полигармонию с разными периферийными элементами. 2. В П2 выделяется фонизм кварты, в ПЗ — тритона, которые вместе с большой секундой (м7) играют ведущую роль в связи верхних и нижних тонов всех гармонических элементов (схема 2). Остальные интервалы, включая конструктивно важнейший — малую секунду, играют в этом плане меньшую роль. 3. Центр вместе с первым периферийным элементом образует центральный элемент системы (ЦЭС). Он содержит в себе все будущие интервальные отношения музыкальной ткани произведения. 4. В структуре элементов, полигармонически окружающих центр в тактах 8-11, участвуют все звуки из П1-ПЗ (звук "си" открывает 8 такт). Аналогичное явление наблюдается в комплексе образующемся в 13-17 тактах. Взаимосвязь центра с П1-ПЗ образует интервальный комплекс, который выполняет функцию главного элемента структуры (ГЭС), а последующие два - роль побочных, соответственно, серединного и заключительного. При этом в серединном уровень устойчивости из-за некоторой завуалированности центра уступает устойчивости начального и заключительного комплексов и создает с ними соотношение типа опора — неопора, устой - неустой, центр - периферия — центр. 116. ЖОЛИВЕ. 6 ПЬЕС "МАПА", 5 */NВ - опорные звуки и созвучия. Они же центры: мелодические и гармонические. (продолжение примера 116) 117. Sehr langsam. ШЁНБЕРГ. 6 ПЬЕС, ор. 19, VI Примечание: Гармоническая ткань пьесы полипластового строения. В каждом из пластов имеются элементы (звуки, интервалы, созвучия), выполняющие роль самостоятельных центров, окруженных своей периферией. Структуры Ц1 и Ц2 (см. пример) имеют общие интервалы: кварту и большую нону (м7). В совместном звучании Ц3 и Ц4 выделяются б6 и мб (гармонические интервалы) и м2 (мелодический) Совокупность Ц1, Ц3 и Ц4 дает звучание обращения малого мажорного септаккорда. Все периферийные элементы имеют структуры аналогичные центральным: П1 и П6 подобны Ц2; П2 + П3 и П5 подобны Ц1 + Ц3 + Ц4. В мелодическом движении П4 образуются интервалы м2, б3 и м3, что отражает гармоническое содержание Ц4 + Ц3. Начальный и конечный центры пьесы идентичны. Тоны "b" и "as" выполняют в конечном центре функцию добавочных звуков. Их интервальное отношение отражает одну из связей в Ц1 (б9). Они же выделяются в П1 и ПЗ и в результате придают заключительному комплексу пьесы значение собирательного центра. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|