цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






а. ЭКЕР. ДВЕ ПРЕЛЮДИИ, II




110 b. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА № 3

111. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА № 8, 111

112. СКРЯБИН. 24 ПРЕЛЮДИИ, op. 11 № 1

Примечание (схема 112):

Тематическое ядро структуры содержит несколько элементов, с реализацией ко­торых в структуре связан принцип "тематической интонации". Это и интервалы (кварта - ведущий, малая терция, большая секунда) и интервальные группы ангемитонного содержания, и, наконец, аккорды. При этом возможно восприятие од­них и тех же гармонических явлений одновременно и как созвучий, решенных в виде гармонической фигурации, и как специфического мелодического движения что говорит о действии в этом произведении и такой формы принципа "тема­тическая интонация" как "гармоние-мелодия".

Из схемы видно, что все связи основных тонов аккордов обусловлены интерва­льной структурой элементов, входящих в тематическое ядро. Кварта занимает в нем ведущее место, в результате чего ангемитонность последования этих тонов оказывается очень подчеркнутой. Тоже можно видеть и в связях первых ступеней тональностей. В первом предложении (1-8 тт.) — это квартовая интонация, во втором — это ангемитонная интервальная группа (доминанту можно рассмат­ривать как временный местный тональный центр).

BERG. SONATE, op.l

*/ На схеме выписаны звуки, образующие увеличенное трезвучие -ведущую тематическую гармонию в этом разделе сонаты Берга

114. ШЕНБЕРГ. ТРИ ПЬЕСЫ, ор. 11, I [смешанно-интервальные аккорды ]

Примечание к 114

Интервальный комплекс пьесы (ее ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ) занимает первые три такта. Ведущие интервальные связи обозначены в нем латинскими буквами. При повторении этих связей используются как их точные, так и варьированные фор­мы. Способы варьирования: ротация (вращение, перестановка звуков, участвую­щих в той или иной интервальной группе); транспонирование; взаимопроникно­вение и т.д. Процесс развития, связанный с техникой интервальных групп рас­сматривается на схеме 1. На схеме 2 указаны интервальные связи между нижними тонами вертикальных созвучии и нижними тонами гармонического материала, изложенного фигуративно (12-14 тт.). На схеме 3 указаны интервальные связи между начальными и конечными звуками в группах, выделенных композитором в качестве самостоятельных тематических единиц (см. лиги). Из этих схем очевидна подчиненность всех названных связей структуре интервальных групп, входящих в основной интервальный комплекс пьесы.

аНТОНИУ. СЛОГИ, I

Примечание:

1. Структура периферийных элементов (ПЭ) подобна структуре центра. В 5-6, 8-11, 13-17 тактах центр объединяется в полигармонию с разными периферийны­ми элементами.

2. В П2 выделяется фонизм кварты, в ПЗ — тритона, которые вместе с большой секундой (м7) играют ведущую роль в связи верхних и нижних тонов всех гармо­нических элементов (схема 2). Остальные интервалы, включая конструктивно важнейший — малую секунду, играют в этом плане меньшую роль.

3. Центр вместе с первым периферийным элементом образует центральный эле­мент системы (ЦЭС). Он содержит в себе все будущие интервальные отношения музыкальной ткани произведения.

4. В структуре элементов, полигармонически окружающих центр в тактах 8-11, участвуют все звуки из П1-ПЗ (звук "си" открывает 8 такт). Аналогичное явление наблюдается в комплексе образующемся в 13-17 тактах. Взаимосвязь центра с П1-ПЗ образует интервальный комплекс, который выполняет функцию главного элемента структуры (ГЭС), а последующие два - роль побочных, соответственно, серединного и заключительного. При этом в серединном уровень устойчивости из-за некоторой завуалированности центра уступает устойчивости начального и заключительного комплексов и создает с ними соотношение типа опора — нео­пора, устой - неустой, центр - периферия — центр.

116. ЖОЛИВЕ. 6 ПЬЕС "МАПА", 5

*/NВ - опорные звуки и созвучия. Они же центры: мелодические и гармонические.

(продолжение примера 116)

117. Sehr langsam. ШЁНБЕРГ. 6 ПЬЕС, ор. 19, VI

Примечание:

Гармоническая ткань пьесы полипластового строения. В каждом из пластов име­ются элементы (звуки, интервалы, созвучия), выполняющие роль самостоятель­ных центров, окруженных своей периферией.

Структуры Ц1 и Ц2 (см. пример) имеют общие интервалы: кварту и большую нону (м7). В совместном звучании Ц3 и Ц4 выделяются б6 и мб (гармонические интервалы) и м2 (мелодический) Совокупность Ц1, Ц3 и Ц4 дает звучание обра­щения малого мажорного септаккорда.

Все периферийные элементы имеют структуры аналогичные центральным: П1 и П6 подобны Ц2; П2 + П3 и П5 подобны Ц1 + Ц3 + Ц4. В мелодическом движе­нии П4 образуются интервалы м2, б3 и м3, что отражает гармоническое содержание Ц4 + Ц3.

Начальный и конечный центры пьесы идентичны. Тоны "b" и "as" выполняют в конечном центре функцию добавочных звуков. Их интервальное отношение отражает одну из связей в Ц1 (б9). Они же выделяются в П1 и ПЗ и в результате придают заключительному комплексу пьесы значение собирательного центра.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ