ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные теоретические положения экзистенциального консультирования.Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат. exlstere - выделяться, появляться. Этим подчеркивается, что существование - не прозябание, не статический процесс, а динамический, т. е. рост — связано с возникновением и становлением. В норме человек всегда находится в состоянии превращения во что-то, причем люди благодаря самосознанию могут выбирать собственное бытие. В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы. Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по конструктивному, так и по деструктивному пути развития. Деструктивный путь - многочисленные формы психологических защит от этих данностей. Конструктивный путь - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует их перерождению, иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию. Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком. 1) Чувство бытия у людей связано со всем опытом их существования, как сознательным, так и подсознательным. Людям необходимо ощущать себя существами в мире и иметь основной «Я-существую» опыт. Опыт «Я-существую» не приводит прямо к решению проблем клиентов, а скорее является условием, необходимым для решения этих проблем. Противоположностью бытия является небытие, или ничто. 2)Три формы бытия-в-мире: 1. Umwelt - «внешний мир». Umwelt представляет собой естественный мир, законы природы и окружающую среду. Umwelt и животных, и людей включает в себя биологические потребности, стремления, инстинкты. Он также включает в себя ежедневные и жизненные циклы каждого организма. Естественный мир воспринимается как реальный. 2. Mitwelt - «совместный мир». Это социальный мир общения людей с подобными им людьми отдельно и в группах. При наличии как личных, так и групповых отношений люди влияют друг на друга и на структуру смысла, которая развивается. Значимость взаимоотношений с другим человеком зависит от отношения к нему. Точно так же от степени вовлечения людей в жизнь группы, зависит то, какое значение имеют для них эти группы. 3. Eigenwelt - «внутренний мир». Eigenwelt уникален у каждого человека и обусловливает развитие самосознания и само-осознания. Eigenwelt также лежит в основе постижения смысла вещи или человека. Индивидуумы должны иметь собственное отношение к вещам и людям. Три вида бытия взаимосвязаны. 3) Тревога неизбежно присутствует в человеческой жизни. Мэй проводит различие между нормальной и невротической тревогой. Нормальная тревога: выраженность тревоги соответствует серьезности объективной угрозы, имеющей место в сложившейся ситуации; тревога не приводит к подавлению; такую тревогу можно использовать творчески — идентифицировать факторы, обусловившие ее возникновение, и постараться противостоять этим факторам. Невротическая тревога: неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является разрушительной. Невротическую тревогу можно рассматривать и с другой точки зрения: люди субъективно реагируют на объективные угрозы, при этом сильное влияние на реакцию людей оказывают их внутренние психологические модели и конфликты. 4) Нормальная, невротическая и экзистенциальная вина В основе невротической вины лежат воображаемые проступки, направленные якобы против других людей, родительских приказаний и принятых социальных правил. Нормальная вина — это призыв к совести, она побуждает людей придавать большее значение этическим аспектам своего поведения. Мэй различает три формы экзистенциальной вины: 1) соответствует «внутренний мир» и является следствием неумения жить в соответствии со своим потенциалом; 2) соответствует «совместный мир», в ее основе лежит искажение действительности сотоварищей данного человека; 3) соответствует как «внешний мир», так и двум другим «видам бытия», и представляет собой «вину разобщения», объектом которой является природа как целое. 4)Способность выходить за рамки сложившихся к данному моменту конкретных ситуаций лежит в основе как свободы людей, так и их ответственности за свою жизнь. 5) Ялом выделил четыре предельных экзистенциальных беспокойства, они связаны со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Смерть — основной источник тревоги и невротической, и нормальной, и экзистенциальной. В значительной степени развитие психической патологии обусловлено совершением неудачных попыток выйти за рамки смерти. Первый экзистенциальный конфликт — это конфликт между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить: конфликт между боязнью несуществования и желанием быть. Свобода. Люди живут не в хорошо устроенной и структурированной Вселенной. Не существует никакой надежной основы, поддерживающей существование. Скорее, имеются недостаточно высокий уровень структурированности и «отсутствие твердой земли под ногами», которые порождают тревогу и страх. Второй экзистенциальный конфликт — это конфликт между столкновением людей с отсутствием опоры и свободой и их стремлением к обретению основы и структуры. Изоляция. Существуют три формы изоляции: межличностная, внутриличностная и экзистенциальная. Третий экзистенциальный конфликт — это конфликт между осознанием людьми их фундаментальной изоляции и их желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого. Бессмысленность. Нейропсихологическая организация людей такова, что они склонны искать модели и смыслы. Однако парадокс заключается в том, что Вселенная безразлична, и в ней нет какого-то общего определенного смысла. Это приводит к возникновению четвертого внутреннего экзистенциального конфликта — конфликта между потребностью людей в смысле и безразличным миром, в котором нет никакого смысла. 16. Характерные черты каждого из четырёх экзистенциальных беспокойств. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|