Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Шаг № 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения




Педагоги часто применяют приемы экстренного педагогического вмешательства и понимают при этом: нет гарантии, что завтра, послезавтра или через неделю ученик не повторит свои безобразные выходки. Действительно, экстренное педвоздействие не может изменить характер поведения в целом. А вот выстроенная стратегия поддержки — может. Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется, когда он

· ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность или ИС) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности;

· строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность или КС) или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые;

· вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (свой вклад или СВ).

Стратегия повышения самоуважения строится на принципе замены неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемыми. Поддерживающая, формирующая самоуважение ученика стратегия не требует специального времени. Ее реализация занимает у учителя не больше сил и времени, чем традиционные воспитательные беседы, обличительные речи и выяснения отношений. К тому же для педагога это единственный способ хотя бы немного улучшить отношения с учениками, которые его откровенно не любят. Заменив свое традиционное поведение поддержкой, учитель изменяет свою установку о отношению к ученику. Теперь он ожидает от ученика хороших поступков и замечает его хорошие поступки. Поскольку отношение педагога к ученику становится позитивным, меняется и отношение ученика к учителю. Возрастание его самоуважения приятно удивит вас, просто ребенок станет получать то, что ему необходимо, нормальными приемлемыми способами.

Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию школьного плана действий

Разработка ШПД для построения конструктивных взаимоотношений с тем или иным учеником не только решает проблемы дисциплины, но также является темой для общения с коллегами и родителями. Если родители понимают ваши проблемы! или даже разделяют их, если они готовы к психологической работе с собой, то под вашим руководством они могут разработать! свой Домашний план действий и тем самым не только помогать вам, но и решать собственные воспитательные проблемы.

Работа по составлению и реализации Школьного плана действий приводит к выигрышу всех участников учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, выигрывает учитель. Его ежедневная борьба за дисциплину прекращается, появляется удовлетворение процессом обучения и общения на уроках. Обучаясь строить конструктивные взаимоотношения с учениками, учитель переносит новый стиль общения на всех остальных людей. «Эмоциональное сгорание» (разочарование, усталость, тревожность, нервные срывы) исчезает, на его место приходит удовольствие от творческого и успешного профессионального дела. Работа по предлагаемой нами программе полезна в равной степени всем педагогам, от воспитателя детского сада до преподавателя старших классов школы. Базовые навыки взаимодействия учителей и учеников остаются неизменными, какого бы возраста ни были ваши питомцы (просто для учеников разного возраста вы используете разные приемы педагогического воздействия и разные способы повышения самоуважения).

Во-вторых, выигрывают ученики. Когда в классе уроки превращаются в выяснения отношений, это не способствует ни умственному, ни личностному развитию. Ученики страдают не меньше учителей, вред себе наносят этим и инициаторы срывов уроков. Все дети, пришедшие учиться, нуждаются в творческой, мирной и дружелюбной обстановке, без этого трудно рассчитывать на хорошую успеваемость.

В-третьих, становятся спокойнее родители. Они довольны тем, что воспитание ребенка ведется компетентно и по определенному плану. Они часто берут ШПД за основу для коррекции отношений со своим собственным ребенком.

Наконец, довольна и администрация школы. Для нее письменный ШПД — это документ, с помощью которого можно контролировать и оценивать стратегию и эффективность работы учителя с трудными учениками, а также определять, когда учителю нужна помощь более опытного коллеги.

Последнее замечание. Наша программа — не панацея, которая сама собой решит все проблемы. Это скорее шанс что-то улучшить. Главным компонентом этой технологии являетесь вы сами как активно действующий образец партнерского отношения к людям. Успех программы зависит от вас и вашей веры в себя и в свой успех.

Итак, наблюдение и изложение в письменном виде проблемного поведения ученика — шаг №1 в составлении Школьного плана действий (ШПД). Успех дальнейшей деятельности учителя зависит от того, насколько аккуратно, конкретно и точно он опишет исходное поведение ученика — то, что педагогу хотелось бы исправить. Только объективный взгляд позволит ему правильно определить цель нарушения поведения (шаг № 2), выбрать соответствующее экстренное воздействие (шаг № 3) и выработать стратегию поддержки (шаг № 4). Все эти действия будут более эффективными, если учителю будут помогать коллеги педагоги и родители учеников. Это требует организации особо-1 го взаимодействия с ними (шаг № 5).

Глава 2. Объективное описание «плохого» поведения, или Шаг №1

Для того чтобы объективно описать поведение конкретного ребенка, нужно подобно журналисту-газетчику, который тщательно собирает и анализирует факты, чтобы затем написать хорошую статью, накапливать сведения о поведении ученика. Качественное описание включает:

· точное указание того, что ученик делает, нарушая поведение;

· фиксирование обстоятельств, при которых он обычно это делает;

· определение того, как часто он поступает именно таким образом.

Рецепты точности

Избегайте субъективных оценок. Что именно делает ученик, нарушая дисциплину, должно быть кратко сформулировано без субъективных добавлений, украшений, то есть «без эмоций». Естественно, учитель видит нарушения поведения сквозь призму своих переживаний или сквозь призму несоответствия этого поведения ожидаемому или должному. Будьте объективны. Описывайте только то, что вы сами наблюдали, иначе вы рискуете поддаться чужим влияниям и описать рассказы других людей об этом ученике.

Вот примеры типичных неправильных описаний, демонстрирующих различные предубеждения, установки, так называемые шоры:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных