Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура Италии в XVI – первой четверти XVII в.




К началу XVI в. Италия продолжала оставаться страной с ярко выраженным полицентризмом: наметившийся в предшествующее столетие процесс территориального укрупнения ведущих итальянских государств не привел к их политическому объединению, наоборот, разобщенность усугублялась. На Апеннинском полуострове существовали десятки независимых государств, крупнейшими из которых были Миланское герцогство, Венецианская республика, Флорентийская республика, владевшая значительной частью Тосканы, Папская область и Неаполитанское королевство.

Начало XVI в. знаменует собой распространение во всех странах Европы реформационных движений. Предреформационное движение началось в Италии в последние десятилетия XV в., оно было связано с именем Джироламо Савонаролы. Идеи морального очищения общества, религиозного обновления и реформы церкви в первые десятилетия XVI в. стали одной из характерных черт умонастроений самых разных слоев. В них находили отражение и чаяния простого народа, и недовольство церковной политикой (особенно деятельностью папства, постоянно вмешивавшегося в своих корыстных целях в дела итальянских государств), нараставшее в аристократических и придворных кругах, в купеческой среде и даже у части клира. Идеи анабаптистов и антитринитариев также получили распространение в Италии в первые десятилетия XVI в.

Особенно крупные масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они носили четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал одним из главных центров Реформации. В 1530-е годы здесь развернулась деятельность кружка Хуана де Вальдеса. Он рассматривал с гуманистических позиций основы христианской веры и подобно другим реформаторам развивал тезис о необходимости отмены церковной иерархии. Популяризацией идей Вальдеса в народе занялся известный проповедник Бернардино Окино, разделявший также многие антикатолические взгляды Меланхтона.

Очаги реформационного движения возникли в Лукке и Флоренции, Венеции и Ферраре, ряде других городов. С одной стороны, к протестантским доктринам — лютеранству, цвинглианству, кальвинизму, позициям Меланхтона проявляли интерес образованные круги итальянского общества, включая представителей гуманистической интеллигенции. Отсюда одна из особенностей Реформации в Италии, проявлявшаяся в тесном переплетении религиозных и философских идей и заметном влиянии гуманизма на реформационные теории. С другой стороны, идеи Реформации находили многочисленных приверженцев в среде мелких ремесленников и торговцев, городской бедноты. Здесь были свои проповедники, создавались секты, а религиозные идеи получали нередко также и социальную интерпретацию. Теоретическое осмысление реформационных учений, характерное для кружков, включавших представителей аристократии, клира, купеческой верхушки, интеллигенции, было очень пестрым в идейном отношении. Характерная для Италии раздробленность сил Реформации облегчила победу католической церкви, перешедшей в активное наступление после Тридентского собора.

Контрреформация, развернувшаяся в стране во второй половине XVI в., нанесла серьезный удар не только по Реформации, но и по светской культуре Возрождения. Действовавший с 1559 г. "Индекс запрещенных книг" наложил запрет на многие выдающиеся произведения ренессансной литературы ("Декамерон" Боккаччо, сочинения Валлы, Макиавелли, Аретино и др.). Мощным орудием Контрреформации стал орден иезуитов. Введенные в 1542 г. суды инквизиции по испанскому образцу отличались изощренной жестокостью. На кострах инквизиции гибли не только проповедники народных ересей и сторонники протестантизма, но и борцы за светское свободомыслие, среди них — крупнейшие мыслители раннего нового времени Джордано Бруно и Джулио Чезаре Ванини. Многие гуманисты и реформаторы вынуждены были эмигрировать в Швейцарию и другие европейские страны.

В конце XVI — первые десятилетия XVII в. набирала силу католическая реакция, преследовалось любое проявление свободомыслия, а слежка и доносы в инквизицию стали нормой повседневной жизни. Религиозное католическое благочестие почиталось высшей добродетелью. Но и в этой крайне неблагоприятной для развития культуры и науки обстановке Италия выдвинула ярких и смелых мыслителей — Бруно, Галилея, Кампанеллу.

Как и в предшествующий период, в культуре Италии сосуществовали пласты народной, городской, аристократической, ренессансной и клерикальной культуры. Ренессанс переживал стадию наивысшего расцвета в первой четверти XVI в. (так называемое Высокое Возрождение) и постепенного угасания к концу столетия, хотя некоторые его традиции заметны и в первой половине XVII в. В 30—40-е годы XVI в. в искусстве и литературе складывается придворно-аристократическая линия маньеризма, отмеченная стремлением к формализации достижений мастеров ренессансной культуры, к изощренности, грации, виртуозности. Во второй половине XVI в., наряду с Ренессансом и маньеризмом, в условиях католической реакции активно воздействует на общество официальная церковная культура.

В первой половине XVII в. придворно-аристократическая культура и клерикальная сближаются в рамках стилистически новой культуры барокко.

Для культуры Возрождения XVI век был не только важнейшим эволюционным этапом от высочайшего творческого подъема к упадничеству в конце столетия, но и временем развития вширь. Множатся сферы обновления самой культуры — это уже не только гуманитарные знания, литература и искусство, но и натурфилософия, естествознание, музыка, театр. Ренессанс пускает прочные корни уже в начале века в большинстве итальянских государств, хотя главными его центрами остаются Флоренция, Венеция, Милан, Рим, Неаполь, Феррара, Урбино, Мантуя. В рамках светски-рационалистических традиций Возрождения в XVI — первые десятилетия XVII в. интенсивно развивались натурфилософия и естествознание — математика, механика, астрономия, медицина, физиология, ботаника. Научным языком наряду с латынью становится итальянский. Особенно прочные позиции итальянский язык завоевывает в литературе — поэзии, прозе, драматургии. Начало его формирования восходит еще к XIV в., к творчеству Данте, Петрарки, Боккаччо, писавших на тосканском (флорентийском) диалекте, который в XVI в. обретает лидерство среди множества местных диалектов Италии, становясь общенациональным языком культуры. Важной стороной деятельности созданной во Флоренции в 1582 г. Академии делла Круска было составление первого большого словаря итальянского языка (он вышел в свет в 1612 г.). Развитие ренессансной культуры стимулировало книгопечатание; в Италии оно началось в 70—80-е годы XV в. и быстро возрастало в первой половине XVI в. Размахом издательского дела особенно прославилась Венеция. Деятельность типографии Альда Мануция в первые десятилетия XVI в., издававшей сочинения античных авторов и гуманистическую литературу, приобрела европейскую известность. Еще и в XVII в. Венеция оставалась крупнейшим центром книгопечатания Италии, хотя наряду с ней размахом издательского дела прославились Флоренция, Падуя, Рим, Павия, Неаполь. Правда, в эпоху Контрреформации действовала строгая цензура, накладывавшая запреты на публикацию философской, научной, иной литературы, если в ней обнаруживались "еретические" идеи или критика церковных институтов. В последние десятилетия XVI — начале XVII в. постоянно пополнялся и "Индекс запрещенных книг". Господство католической ортодоксии, атмосфера идейного диктата церкви в немалой мере способствовали постепенному угасанию светской ренессансной культуры. Ее позиции подтачивали и кризисные явления в ней самой — в гуманистической идеологии, искусстве, литературе, — становившиеся все более заметными в последние десятилетия XVI в. На смену Возрождению в начале следующего столетия пришла культура барокко с ее тягой к созданию пышных ансамблей, где в стилистическом единстве сосуществовали архитектура, скульптура, живопись, декоративное искусство, музыка, театр.

Гуманистическое учение о человеке, его земном предназначении, месте в природе и обществе в XVI в. переживает новую фазу развития, исполненную противоречивых тенденций. Гражданский гуманизм еще заметно влияет на политическую и социально-утопическую мысль, а также на историографию. В то же время ренессансный миф о человеке как центре мироздания, идея богоравности человека, всемерное возвеличение его познавательных и творческих способностей оказываются исчерпанными и ставятся под сомнение, когда в опоре на достижения наук о природе начинает складываться новая картина мира.

Учение о человеке, утрачивая некоторые завоевания XV века, на поздних фазах Возрождения обогащается новыми идеями в сфере натурфилософии и естествознания.

Политическая мысль Высокого Возрождения связана с именами двух выдающихся писателей — Макиавелли и Гвиччардини. Флорентиец Никколо Макиавелли (1469—1527) в молодости служил в должности секретаря одной из канцелярий Синьории. После реставрации во Флоренции власти Медичи он был отстранен от государственной деятельности и в 1513—1520 гг. находился в изгнании. К этому периоду относится создание наиболее значительных его произведений — "Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", "История Флоренции", снискавших ему европейскую славу. Макиавелли выдвинул идею "сильного государя", способного решить задачу создания единого централизованного государства в Италии. Для достижения этой цели он считал допустимыми любые средства, лишь бы они служили благу отечества. Макиавелли признавал одну мораль — с позиций общегосударственных интересов. В его этическом учении соединились идеи гражданского гуманизма с принципами патриотизма и общественного долга.

Макиавелли заложил основы политической теории, опирающейся на рациональное осмысление действительности, на конкретный государственный опыт, лишенный всякой идеализации. Его главная заслуга — создание последовательно светского учения о государстве. Как историк он придал новый импульс секуляризации исторической мысли, начатой гуманистами XV в. В "Истории Флоренции" Макиавелли связывал гражданские свободы с активностью народа, а многие беды республики считал следствием своекорыстных политических поползновений знати. Отводя главную роль в историческом процессе народу, он подчеркивал и роль сильной личности. Творцом "нового принципата" — государства, не похожего ни на существовавшие в Европе абсолютистские государства, ни на региональные итальянские монархии, может стать, по его убеждению, лишь подлинный герой, яркая личность, наделенная умом и волей, способностью трезво оценивать реальную действительность и принимать правильное решение. Эти качества необходимо развивать не только "новому государю", но каждому человеку, полагал он, чтобы успешно противоборствовать с Фортуной.

Одной из ярких сторон мировоззрения Макиавелли был последовательный антиклерикализм. Главное зло Италии, на протяжении многих столетий лишенной государственного единства, он видел в притязаниях главы католической церкви на светскую власть.

Церковь, в его представлении, заслуживает критики еще и потому, что поддерживает в народе суеверия и предрассудки. В комедии "Мандрагора" — остро сатирическом произведении в духе традиций Боккаччо — Макиавелли вывел образ монаха как носителя торжествующей глупости, лицемерия, зла.

Раздробленность Италии, ее бедствия в период Итальянских войн остро переживал и Франческо Гвиччардини (1483—1540), тоже флорентиец, политический мыслитель и историк. В "Истории Италии" — первом историографическом труде такого рода, в "Истории Флоренции", в посланиях итальянским государям Гвиччардини, многие годы проведший на дипломатической службе, настойчиво развивал идею о необходимости сплочения всех сил страны для отпора внешним врагам. Как и Макиавелли, он связывал многие беды Италии с децентрализаторской политикой папства, проявлял тонкую наблюдательность в анализе политической обстановки, давал разумные совета итальянским государям. В "Заметках о делах политических и гражданских" Гвиччардини развивал идеи гуманистической этики, придавал им практическую направленность, нередко заново формулируя моральные максимы поведения человека в гражданской и политической жизни с учетом своего времени. Самым ценным в человеке он признавал знания, трезвость ума, умение в любом деле извлекать для себя выгоду. Реализм, рационализм и индивидуализм — главные черты этики Гвиччардини, отличавшие его от предшествующей гуманистической традиции.

Высокое Возрождение стало новым этапом в развитии не только общественно-политической мысли, но и литературы. Творчество гуманистов, по-прежнему занимавшихся преимущественно гуманитарными дисциплинами, приобретает более совершенную художественную форму, а ренессансная литература этой и более поздней поры оказывается одним из главных проводников гуманистических идей. Яркий пример — "Придворный" Бальдассаре Кастильоне (1478—1529). Выходец из старинного феодального рода, Кастильоне многие годы провел при дворе правителей Мантуи и Урбино. В "Придворном" Кастильоне не только отразил нравы двора урбинского герцога, но, что важнее, синтезировал достижения гуманистической мысли, особенно этико-эстетических учений. У Кастильоне идеал человека воплощает придворный, преданный своему князю и в то же время сохраняющий достоинство и независимость. Придворный должен обладать прекрасной внешностью и благородной душой, тонким вкусом, гармонией в суждениях, манере, облике. Черты идеального человека, воплощенного в образе придворного, Кастильоне объединяет понятием "грация", придавая этической концепции эстетические черты. Идеал Кастильоне утопичен и это осознавал он сам, отмечая, что при дворах царят "зависть и злоумие, дурные нравы и всевозможные пороки". И все же Кастильоне верил в возможность перевоспитания человека на началах добра и справедливости, совершенствования его, опираясь на ренессансную этику.

Важным направлением в развитии ренессансного мировоззрения стала социально-утопическая мысль, получившая яркое выражение в сочинениях Антона Франческо Дони и ряда других писателей. Их отличает резко критическое отношение к существующим общественным порядкам, стремление понять причины социальных язв и военно-политических поражений Италии. Дони ставит под сомнение справедливость общественного строя, основанного на частной собственности, и выдвигает проекты идеального общества, где господствуют коллективная собственность и обязательный труд.

Утописты XVI в. ратуют за разумную организацию жизни людей, воплощающую гуманистические принципы, важнейшие из которых — образование и нравственное совершенствование.

Идеи равенства людей и общности имущества нашли наиболее последовательную разработку в "Городе Солнца" Томмазо Кампанеллы (1568—1639), проведшего 33 года в тюрьмах по обвинению в заговоре и ересях. В городе Солнца, чем-то напоминающем итальянские города-республики, нет частной собственности, все имущество граждан обобществлено, труд обязателен для всех. Образование и воспитание подрастающего поколения призваны выявить способности каждого и направить его в ту сферу деятельности, где он сможет наиболее полно раскрыть их и принести пользу обществу. Жизнь населения города Солнца организована на рациональных началах, руководят ею наиболее мудрые и знающие; у всех граждан есть возможность для гармонического духовного и физического развития. Однако они не имеют семьи, лишены свободы в личной жизни и проявлениях своей индивидуальности, так как весь их жизненный уклад строго определен и унифицирован.

Высокое Возрождение — эпоха расцвета ренессансной литературы Италии, отмеченная крупнейшими именами — Саннадзаро, Кастильоне, Ариосто, Бембо. Лудовико Ариосто (1474—1533) — автор прославившей его поэмы "Неистовый Орландо", а также комедий, ставившихся при дворе герцогов д'Эсте. В занимательных приключениях героев поэмы "Неистовый Орландо" Ариосто стремился воспеть духовно свободного, благородного человека Возрождения. Воплощение гуманистического идеала — рыцарь Орландо (Роланд), беззаветно сражающийся за справедливость. В полных драматизма любовных линиях поэмы высвечиваются благородство, высокие нравственные качества героев. Поэма Ариосто носит светский характер, в ней славится радость земной жизни, полнота чувств и наслаждений, пародируется идея загробного рая.

"Аркадия" Саннадзаро, написанная в 1502 г., утвердила в ренессансной литературе пасторальный жанр. В поэме дано идеализированное представление о гармонии человека и природы. В обширном литературном наследии Пьетро Бембо самыми прославленными оказались "Азоланские беседы" — диалоги на итальянском языке в прозе и стихах, многократно переиздававшиеся в XVI в. (первое издание — 1505 г.). В этом сочинении Бембо развивал идеи неоплатонической философии любви и красоты, подчеркивал божественное происхождение красоты и постепенную трансформацию чувственной любви в духовную. Бембо стал и одним из главных в свое время теоретиков итальянского языка — он отстаивал преимущества тосканского диалекта, призывал обращаться к языку Петрарки и Боккаччо. В стиле Петрарки написаны многие лирические стихи Бембо — он положил начало поэзии петраркизма, подражавшей великому поэту и создававшей идеализированные схемы чувств в духе философии неоплатонизма.

В литературе Позднего Возрождения крупным мастером прозы был Маттео Банделло, продолжавший традиции реалистической новеллы Боккаччо. Банделло привлекала игра человеческих страстей, к примеру, трагическая история любви Ромео и Джульетты, заимствованная у него позже Шекспиром. "Новеллы" Банделло, богатые выразительными образами сеньоров и слуг, ироничными портретами клириков, были широко известны не только в Италии, но и в переводах в других странах Европы.

В поэзии второй половины XVI в. самой крупной фигурой был Торквато Тассо (1544—1595), придворный поэт Феррары, автор эпической поэмы "Освобожденный Иерусалим" (1580). В поэме отразился кризис гуманистического мировоззрения в условиях католической реакции. Борьбу добра и зла здесь олицетворяют воюющие отряды христиан и сарацин. Доминантой звучит идея христианского долга. Человек не предстает в поэме свободным и могущественным в своих земных свершениях, но всецело подчинен силе божественного промысла. Отходя от ренессансного понимания человека, Тассо в то же время остается верен традициям Возрождения, раскрывая богатство человеческих чувств, проявляющихся в любви героев поэмы, рыцарей Ринальдо и Танкреда, к сарацинским девушкам. Царящий в христианском войске дух аскетизма противопоставляется чувственной любви этих героев.

Одно из выдающихся произведений мемуарной литературы XVI в. — "Жизнеописание" Бенвенуто Челлини, написанное в 60-е годы. Книга Челлини повествует о его бурной, исполненной драматических событий жизни, подчиненной главной цели — свободному творчеству. Ремесленник, ставший знаменитым ювелиром и скульптором, Челлини с большим эмоциональным накалом описывает свои творческие муки и победы; особенно выразителен его рассказ о создании статуи "Персей". В "Жизнеописании" Челлини выпукло обрисована могучая личность, воплотившая черты ренессансного идеала человека.

Философская мысль Италии XVI в. характеризуется различными направлениями, как продолжавшими традиции предшествующего столетия, так и открывавшими новые пути. Ренессансный неоплатонизм оказывал мощное воздействие на философские учения вплоть до конца XVI в. и обрел широкое популяризаторское звучание в многочисленных трактатах, диалогах, поэзии.

Учение о любви и красоте приземлялось, в нем подчеркивалась роль человеческих чувств, разрабатывались варианты любовных взаимоотношений. "Любовная философия" стала благодаря книгопечатанию доступной для любого читателя. В университетах же, как и прежде, царил аристотелизм, но и в этой цитадели схоластики прорастали идеи ренессансного свободомыслия.

Особенно заметным это стало в творчестве Пьетро Помпонацци (1462—1525), преподававшего философию Аристотеля в университетах Падуи и Болоньи. Идя вразрез с давней традицией, он отвергал безусловность авторитета Аристотеля и считал истину результатом рационального знания, отстаивал независимость философии от религии. В "Трактате о бессмертии души" (опубликован в 1516 г.). Помпонацци пришел к выводу о смертности человеческой души, ибо этот вывод, по его словам, "наиболее согласуется с разумом и опытом". Философ поставил под сомнение и необходимость религиозного обоснования нравственности человека: не страх перед загробным воздаянием, а добродетель сама по себе должна служить наградой, а порок — наказанием. Сочинение Помпонацци было публично сожжено в Венеции, а самого его от суда инквизиции спасла благосклонность папы Льва X.

В пору Позднего Возрождения решительно заявила о себе ренессансная натурфилософия. Которую разрабатывали Джироламо Кардано, Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно. Главными чертами этого направления философской мысли стали пантеистические идеи и поиски нового метода познания. Утверждалось, что природа живет по своим собственным законам, вне божественного вмешательства и ее изучение должно вестись без оглядки на теологию и авторитет Аристотеля. Наиболее яркое обоснование эти идеи получили в труде Телезио "О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565). В натурфилософии Телезио, Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя оставался творцом природы, который однажды ее создал и предоставил ей возможность для дальнейшего саморазвития.

Патрици, автор «Новой философии Вселенной» (1591), выступил против исключительного положения аристотелизма в философии в философии вопреки решениям Тридентского собора, утвердившего томистское истолкование учение Аристотеля в качестве безусловного авторитета в официальной науке. Патрици развивал пантеистические идеи, мыслил Вселенную как слияние Бога и мира: «Вселенная эта есть сам Бог». Сочинения Телезио и Патрици были занесены в «Индекс запрещенных книг». Еще более решительно сторонники ортодоксии повели наступление на философию Джордано Бруно.

Молодой философ, получивший образование в доминиканском монастыре Неаполя, Бруно (1548-1600) смело выступил с критикой основных постулатов схоластики и институтов католической церкви, что навлекло на него гнев руководства ордена. В 1576 г. Бруно покинул монастырь, началась пора его долгих странствий по городам Италии и странам Европы. Он читал лекции в Сорбонне и Оксфорде, в университетах Германии. За пределами Италии были опубликованы многие его произведения – «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя». Бруно приобрел славу талантливого философа, ниспровергателя устоев традиционной схоластической системы знания. В 1591 г. он вернулся в Италию, но вскоре был арестован по доносу. Восемь лет провел в тюрьмах. В 1600 г. инквизиционный суд приговорил его как нераскаявшегося еретика к сожжению.

С эпохой Возрождения связаны важные достижения научной мысли и интенсивные поиски нового метода познания, отличного от чистого умозрения, характерного для схоластики. Серьезные шаги в этом направлении были сделаны Леонардо да Винчи (1452-1519), одним из самых ярких гениев Возрождения, художником, проявлявшим глубокий интерес к анатомии, ботанике, физике и математике, гидравлике и инженерному делу. Леонардо считал необходимым в постижении законов природы обратиться к опыту, опираться на ощущения, с которых и начинается познание. Он заложил основы аналитического метода, суть которого в разложении природных явлений на простые элементы в ходе эксперимента и выявлении причинных связей между ними. Полученные таким образом наблюдения подлежат теоретическому осмыслению, полагал Леонардо, а связь теории и практики – единственно надежный путь познания законов природы. Возможности человеческого разума огромны, считал он, ему доступны заложенные в природе «разумные принципы». Эти принципы отражают свойственные действительности численные отношения, поэтому ключ к их пониманию – в математике. «нет науки вне математики» - утверждал Леонардо и пытался применить ее, в частности, к изучению человеческого тела. Он разработал, основываясь на сочинениях Эвклида и Боэция, учение о пропорции и принципы построения правильных многоугольников и многогранников, значительно обогатив познания современников в области геометрии и тригонометрии.

Математика и механика стали доминирующими дисциплинами в итальянском естествознании XVI в., с ними были связаны достижения в гидравлике, инженерном деле, фортификации. За ними следовали медицина и астрономия. Крупнейшим медиком и математиком середины столетия был Джироламо Кардано. Особую известность приобрели его "Комментарии к Гиппократу", а его новые подходы к практической медицине вызывали протесты ортодоксов. Наряду с Тартальей, разрабатывавшим проблемы баллистики, Кардано прославился новыми идеями в алгебре — оба открыли способ решения уравнений третьей и четвертой степени. Ряд ценных разработок Кардано сделал и в области механики. Медицина обогатилась учением Джироламо Фракасторо об инфекциях (он ввел этот термин) — возбудителях оспы, чумы, малярии.

В конце XVI — первые десятилетия XVII в. главные достижения в науке были связаны с астрономией и прежде всего с открытиями Галилео Галилея (1564—1642), преподававшего математику в университетах Пизы и Падуи. Галилеи наблюдал небесные светила в телескоп, который сам изобрел. Его открытия фаз Венеры, спутников Юпитера, колец Сатурна, гор на Луне и пятен на Солнце означали переворот в устоявшихся представлениях о Вселенной, основанных на аристотелевско-птолемеевской картине мира. Галилеи развивал свое учение о небесных телах на базе гелиоцентризма, обогащая и продвигая дальше учение Коперника. Свои астрономические открытия он изложил в сочинениях "Звездный вестник" (1610) и "Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой" (1632). За приверженность идеям Коперника, которые в 1616 г. были запрещены церковью, Галилея привлекли в 1633 г. к суду инквизиции. Чтобы избежать костра, он был вынужден признать свои положения ошибочными. Однако в его последующем творчестве есть немало свидетельств о сохранении ученым прежних взглядов. Последние годы жизни Галилеи посвятил разработке законов механики и основ теории сопротивления материалов. Галилеи создал новую методологию науки, подчеркивая роль эксперимента.

Театр, музыка. В XVI в. в итальянской драматургии на новой основе возрождаются жанры трагедии и комедии. Первыми трагедиями были "Розамунда" Джованни Ручеллаи и "Софонисба" Джанджорджо Триссино, созданные в 1515 г. Сюжет первой построен на рассказанной Павлом Диаконом легенде о любви лангобардского короля Альбоина к королеве Розамунде. Трагедия изобилует сценами ужаса. "Софонисба" более "спокойна" и в большей мере подражает греческим трагедиям. В отличие от первых трагедий, "Орбекка" Джиральди Чинтио и "Гораций" Пьетро Аретино, представленные в 40-е годы, были более совершенны композиционно и психологически правдивее.

На развитие ренессансной комедии сильное влияние оказали римские комедиографы Плавт и Теренций. Уже одна из первых комедий — "Каландро" кардинала Биббиены, поставленная в 1513 г., имела шумный успех. Заимствования из Плавта сочетались в ней с наблюдениями над действительностью, здесь откровенно воспевалась чувственная любовь. Мотивы крестьянской жизни послужили сюжетной основой для комедии "Билора" Анджело Беолько, по прозвищу Рудзанте. Эта и другие его "крестьянские" комедии проникнуты народным юмором, порой в них слышатся и ноты социального протеста. Во второй половине XVI в. десятки комедий вышли из-под пера Джованни Мария Чекки и Джамбаттиста делла Порта. В комедиях последнего наряду с реалистической основой заметны маньеристические тенденции. Линию сатирической комедии, начатую "Мандрагорой" Макиавелли, в этот период продолжил "Подсвечник" Джордано Бруно.

 

В драматургии второй половины XVI в. все чаще отдается предпочтение другим жанрам — пасторали и мелодраме, связанным с придворным театром, а также народной комедии дель арте. Из пастушеских драм особенно прославились "Аминта" Торквато Тассо (1573) и "Верный пастух" Джованни Баттиста Гварини (1590). Новый вид театрального искусства — комедия дель арте — возник в середине XVI в. и быстро набирал силу, приобретя широкую популярность в первой половине XVII в. В комедии дель арте автора заменили актеры-импровизаторы, представляющие традиционные, восходящие к средневековому фарсу, типы-маски: Арлекин, Коломбина, Пульчинелла, Панталоне, Бригелла. Острословие, народный юмор, меткие характеристики представителей самых разных слоев общества — характерная черта комедии дель арте.

В начале XVII в. в Италии возникают первые оперы — положенные на музыку комедии Оттавио Ручеллаи "Эвридика" (композитор Пери) и "Ариадна" знаменитого Клаудио Монтеверди. Выдающийся успех выпал на долю его оперы "Орфей" на текст Ручеллаи, поставленной в 1607 г. Монтеверди стал центральной фигурой в музыкальной жизни Италии первых десятилетий XVII в. Его главная заслуга — в создании нового, экспрессивного стиля, в усилении драматизма в музыке. Рождение оперы было важным шагом в развитии музыкальной культуры, переворотом в средствах выразительности, подготовленным развитием ренессансной музыки в XVI в.

Крупнейшим композитором второй половины XVI в. был Палестрина, капельмейстер в соборе св. Петра в Риме. Выдающийся мастер полифонии, праздничного хорового пения "а капелла", он обновил мадригал, придал новые формы церковному пению. Обширнейшее творческое наследие Палестрины включает более ста месс, несколько сотен мотетов и мадригалов.

В светских вокальных жанрах этой эпохи сложилось два направления: одно — близкое к народной песне, и другое — связанное с полифонической традицией, с мадригалом. В создании ренессансного мадригала большую роль сыграл Пьетро Бембо. Карло Джезуальдо драматизировал мадригал, превратив его в вокальную пьесу с инструментальным сопровождением.

Итальянская музыкальная культура оказала сильное воздействие на развитие музыки всех европейских стран.

Изобразительное искусство. Архитектура. Искусство Высокого Возрождения, достигшее вершин в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, было отмечено новыми чертами обобщенности, гармонии, героической мощи образов. Основоположником искусства Высокого Возрождения стал Леонардо да Винчи — подлинный новатор во многих областях знания и в том числе в теории живописи. В духе гуманистической традиции он развивал идею о том, что знание — не только великая способность человека, но и жизненная потребность, определяющая его отношение к окружающему миру. Созидательные способности человека Леонардо считал безграничными, возвышающими его над самой природой.

Наивысшее проявление силы творчества он видел в деятельности художника. При этом Леонардо всегда подчеркивал теснейшую взаимосвязь живописи и науки. Теория живописи Леонардо, его учение о перспективе, о пропорциях и строении человеческого тела были основаны во многом на его собственных научных наблюдениях и опыте. В живописи он воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного, исполненного жизненных сил. В его величавых, психологически глубоких образах сочетаются ясная мысль и творческая фантазия. Монументальная алтарная картина "Мадонна в скалах" отмечена уравновешенностью композиции, пластической и смысловой выразительностью жестов, игрой светотени. Знаменитая фреска "Тайная вечеря" отличается духовным богатством и психологической напряженностью образов, четкой компановкой групп персонажей и всей сцены, выявляющей драматизм ситуации. Одна из вершин творчества Леонардо — "Портрет Моны Лизы", воплотивший возвышенный, благородный, спокойно-уравновешенный образ, наделенный красотой и душевным богатством.

Творчество Рафаэля (1483—1520) стало своеобразным итогом предшествующего развития ренессансного искусства. Для него характерно стремление к синтезу, художественной обобщенности. В картинах, фресках, графике Рафаэля, отмеченных благородной простотой и гармонией, сочетанием реального и идеального, отразилось чувство красоты и радости земного бытия. Он довел до совершенства мастерство композиции, соразмерности целого и каждой его части.

В многочисленных изображениях мадонны, исполненных лиризма, тонкой одухотворенности, изящества, Рафаэль утверждает гармонию мира и человека. Психологически сложный и величественный образ Марии — заступницы человечества — нашел воплощение в одной из его поздних работ — "Сикстинской Мадонне". В созданных Рафаэлем портретах современников индивидуальные характеристики сочетаются с представлениями об идеальном человеке Возрождения (особенно выразителен портрет Бальдассаре Кастильоне). Его прославленные фрески одной из комнат в Ватикане — Станцы делла Сеньятура ("Диспут", "Афинская школа", "Парнас", "Мудрость, умеренность и сила") демонстрируют композиционное совершенство, четкий ритм построения многофигурных сцен, гармоническую взаимосвязь росписей с архитектурой и друг с другом. В них с особой силой воплотился свойственный Рафаэлю пафос жизнеутверждения, радостного чувства свободы и духовной мощи человека.

В культуре не только Высокого, но и Позднего Возрождения исключительное место занимает Микеланджело Буонарроти (1475—1564), внесший огромный вклад в развитие живописи, скульптуры, архитектуры. Ренессансный идеал человека приобрел в его искусстве возвышенно-героические, титанические черты. Произведениям Микеланджело свойственны яркая эмоциональность образов, драматизм воплощения борьбы мощного телом и духом человека с враждебными ему силами. Неразрешимость этого противоборства создает атмосферу трагизма, характерную для многих работ Микеланджело, особенно позднего периода творчества.

В его ранних произведениях (статуя Давида, фрески потолка Сикстинской капеллы в Ватикане) воплощены сильные характеры, исполненные духовной мощи и эмоционального напряжения. Фигуры фресок достигают поразительной пластической ясности и выразительности; весь цикл служит гимном творческой энергии человека. В более поздних работах ("Моисей", статуи рабов, ансамбле капеллы Медичи во Флоренции) нарастают трагические ноты, внутренняя гармония человека оказывается разрушенной, его силы скованы. Трагизм приобретает мощное звучание в фреске "Страшный суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы, где изображена грядущая мировая катастрофа. В позднем творчестве Микеланджело отразился кризис идеалов Возрождения.

В XVI в. наряду с Флоренцией и Римом ведущим художественным центром Италии становится Венеция. Венецианская школа живописи достигла яркого расцвета в творчестве выдающихся художников — Джорджоне и Тициана. Джорджоне (ок. 1477—1510) утверждал идею единства человека и природы, создал гармонизированные, поэтически-созерцательные образы (картины "Гроза", "Три философа", "Сельский концерт", "Спящая Венера" и ряд других). Тициан (1476/77 или 1480—1576) обогатил многие жанры станковой живописи — портретный, пейзажный, мифологический. Он был реформатором живописного искусства, придававшим важное значение цветовой лепке формы, стал непревзойденным мастером колорита. Весь творческий путь Тициана отмечен верностью гуманистическому идеалу человека. Его ранние работы ("Денарий кесаря", "Любовь земная и небесная", "Юноша с перчаткой") праздничны по колориту, воплощенные в них образы жизненно полнокровны, возвышенны и благородны. В 40-е годы ярко раскрылось дарование Тициана - портретиста (портреты Пьетро Аретино, папы Павла III с наследниками, императора Карла V и многие другие).

Его портретные характеристики психологически глубоки и правдивы. В поздних работах ("Даная", "Венера с зеркалом"), являющих вершину колористического мастерства Тициана, в полной мере отразилось свойственное художнику чувство красоты.

Традиции венецианской школы живописи получили дальнейшее развитие в творчестве выдающихся художников Позднего Возрождения — Веронезе и Тинторетто. Веронезе тяготел к монументальной живописи с темами празднеств, пышных пиршеств, торжеств, в которых раскрывался образ жизни венецианского патрициата. В монументальных полотнах Тинторетто с массовыми драматическими сценами нашел воплощение образ народа, страдающего и борющегося (цикл картин в Скуола ди Сан Рокко в Венеции).

Наряду с ренессансным искусством в Италии XVI в. существовало направление маньеризма (оно сложилось в придворно-аристократической среде в 20—40-е годы), для которого характерна изысканная утонченность образов, грациозность форм, произвольность пропорций и цвета. Наиболее видными представителями живописи маньеризма были Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, в скульптуре — Бенвенуто Челлини.

На рубеже XVI и XVII вв. сформировалось новое художественное направление — барокко, в рамках которого наметились два течения, характерных для первой половины XVII в. Одно течение (братья Карраччи, Г. Рени) тяготело к созданию идеализированных образов и декоративности, другое, представленное Караваджо и его последователями, было склонно к героизации образов людей из народа и монументализации быта. В скульптуре барокко выдающимся было монументально-декоративное искусство Бернини, исполненное фантазии, ярких эффектов.

В ренессансной архитектуре XVI в. сложился общеитальянский стиль, своеобразие которого - в монументальности, синтезе пластических искусств, гармонии образов. В развитие этого стиля внесли свой вклад Леонардо да Винчи, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Микеланджело, Палладио. В ренессансном стиле построены многие частные палаццо и виллы, храмы (как правило, центрально-купольные), общественные здания. Для ордерной системы этого стиля типичны сильно выступающие пилястры, полуколонны. В творчестве Палладио ордер стал главным архитектурным принципом, достигшим классической выразительности в многочисленных виллах, органически вписанных в окружающий ландшафт.

Барокко привнесло в архитектуру грандиозность, пышную декоративность. вычурную пластическую обработку; ордерная система стала лишь средством, подчеркивающим ритм и пластику.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных