Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура Франции в XVI — первой половине XVII в.




Франция вступила в XVI в., завершив свое территориальное объединение. С присоединением к королевскому домену герцогств Бургундия и Бретань и графства Прованс французское государство в основном приобрело географические контуры, существовавшие в течение всего XVI и первой половины XVII в. По территории и численности населения (20 млн. человек) Франция не знала себе равных в Западной Европе. Объединение страны создало благоприятные условия для ее дальнейшего экономического развития и политической консолидации. Ситуация экономического и культурного подъема государства во многом определялась мудрой политикой короля Франции Франциска I (1515—1547). Военачальник и просвещенный монарх, Франциск I отвечал представлениям французов о государе. Его мужество, жажду ратных подвигов и жизнелюбие соотечественники воспринимали как воплощение французского национального характера. При Франциске I возникли новые правительственные советы: Большой совет, деловой и частный, которые делили между собой отдельные сферы государственного управления. За годы своей власти король ни разу не созвал Генеральные штаты и держал под строгим контролем деятельность Парижского парламента. С его санкции стали практиковаться переносы дел из парламента в Большой совет короля. При Франциске I впервые в королевских указах появляется формула изъявления самодержавной власти — "ибо таково наше соизволение".

С Франциска I Франция начинает заморские экспедиции. Королевская инструкция, врученная в 1534 г. моряку из Сен-Мало Жаку Картье, положила начало участию французов в исследовании Нового Света. В ней предписывалось отправиться в новые земли, открыть те острова и страны, "где, как говорят, должно находиться большое количество золота". 24 июля 1534 г. два небольших судна Жака Картье появились на берегу залива, названного потом заливом св. Лаврентия. Этот день считается днем открытия Канады. Во время последующих экспедиций были намечены места будущих поселений — Монреаль, Квебек, Шарлсбург. Канада, в 18 раз превосходящая Францию по своей территории и немногим меньше всей Западной Европы, принадлежала французам в течение 200 лет, пока в 1763 г. не перешла к Англии. Но за эти 200 лет французы мало успели узнать и освоить эту землю. Канада заселялась медленно, только начиная с XVII в. этот процесс принял заметные масштабы.

Одно из важных мест во внутренней политике монарха занял церковный вопрос. Согласно Прагматической санкции 1438 г., гарантом автономии галликанской церкви от Рима выступал монарх. Королевская власть, ограждая французское духовенство от чрезмерных притязаний папства, пользовалась правом на вмешательство в дела клира. В 1516 г. в ходе Итальянских войн в интересах военного сотрудничества с папой Львом Х было принято решение об отмене Прагматической санкции и заключен Болонский конкордат о разделе права инвеституры. Согласно конкордату, Франциск I получил право назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности с последующим утверждением назначенных в Риме; папа восстанавливался в правах на получение налога (аннат) без согласования с французским духовенством. Таким образом, назначение на высшие церковные должности превратилось в королевское пожалование. Болонский конкордат окончательно оформил право вмешательства короны в церковные дела.

Французский король строил новое государственное здание — абсолютную монархию — и делал явные успехи, которые давались нелегко. Но, несмотря на это абсолютизму еще рано было торжествовать победу. 13 лет спустя после смерти Франциска I на ассамблее Генеральных штатов в Орлеане (1560) представители дворянства заявили о том, что король и дворяне, в сущности, равноправны; если король подобен Солнцу, то дворянство может претендовать на роль Луны. Дворянство безоговорочно признавало полноту власти государя лишь во время войны, отказывая суверену в праве посягать на свои привилегии.

Реформация. Французская Реформация началась в середине XVI в., позже чем в других странах, что объяснялось политической стабильностью при Франциске I и особым статусом галликанской церкви, католической по своей ориентации и в то же время имеющей статус национальной государственной церкви. Прелюдией Реформации стало движение за реформу церкви в рамках католицизма. Сторонники реформы связывали преобразование церкви с религиозным просвещением. Это движение стимулировалось гуманистическим просветительством, важную роль в котором сыграло расширение сети учебных заведений и книгопечатание. К сторонникам реформы принадлежали ремесленники и торговцы, типографы, правоведы, преподаватели университетов, а также представители знати.

На рубеже XVI в. движение за реформу было связано с именем Жака Лефевра д'Этапля (ок. 1455—1536). Математик, космограф, магистр свободных искусств, он стал известен своими "Комментариями к псалмам" (1508), "Комментариями на послание святого апостола Павла" (1512), а также публикациями различных латинских версий Псалтири со ссылками на оригинал, где он доказывал неидентичность оригиналу некоторых латинских версий. В "Комментариях на послание святого апостола Павла" он дал новое толкование основных догматов католического вероучения о спасении и грехе.

Лефевр противопоставил учению о спасении добрыми делами представление о спасении, которое связывал с внутренним состоянием человека — с верой в искупительную жертву Христа. Просветительская деятельность Лефевра была воплощением его представления о судьбе церкви и улучшении нравов общества.

В первые десятилетия XVI в. во Франции получили распространение идеи Лютера. Движение за реформу церкви в рамках католицизма столкнулось с новым мировоззрением, с нетрадиционным, протестантским представлением о церковной организации. Однако, лютеровский протестантизм не пустил во Франции глубоких корней.

Новой вехой в религиозной жизни Франции стало распространение кальвинизма. Жан Кальвин (1509—1564) заявил о себе как о преемнике Лефевра и Лютера в 1536 г. книгой "Наставление в христианской вере". Первое латинское издание с предисловием автора было подарено Франциску I в надежде на то, что монарх, обладающий правом на вмешательство в дела галликанской церкви, проведет Реформацию сверху, своей властью. Однако призыв Кальвина не был услышан Франциском I. Объявленное еретическим, "Наставление" было сожжено на паперти собора Нотр-Дам, что означало изгнание его автора из страны. Отныне кальвинизм распространялся во Франции вопреки воле монарха. Более всего он нашел приверженцев в южной и юго-западной части Франции — в провинциях Они, Перигё, Керси и в Лангедоке. Во французской деревне реформационные идеи имели незначительное распространение (главным образом в Юго-Западной Франции).

Первые реформатские церкви, так назывались церковные организации сторонников Кальвина, появились в начале 40-х годов в Эльзасе, затем в Турени, Пикардии и в 1557 г. в Париже. Гонения на протестантов ускорили оформление церкви. В 1559 г. в Париже собрался синод реформатских церквей, на котором был принят единый символ веры и выработаны общие организационно-дисциплинарные установки. Реформатская церковь не получила официального статуса. Негативную роль в ее судьбе сыграли следование принципу выборности служителей культа и наделение мирян правом входить в состав церковной организации. Это облегчило проникновение в ряды церкви людей, далеких от новых религиозных убеждений и преследующих свои, главным образом политические, интересы. Поэтому, зависимая в материальном отношении от добровольных пожертвований, эта церковь оказалась легко втянутой в политическую борьбу.

Религиозные войны. Во второй половине XVI в. Франция вступила в период политического кризиса, проявлением которого стали религиозные (гражданские) войны, длившиеся с короткими передышками 32 года (1562—1594). Конфессиональные знамена этих войн — католицизм и кальвинизм — скрывали их социально-политическую сущность. Причина религиозных войн крылась в изменении политического строя и традиционных форм отношений в обществе в связи с формированием абсолютизма. Поводом послужила обстановка, сложившаяся во Франции вскоре после окончания Итальянских войн. Напряженность, оппозиционные настроения, связанные с укреплением абсолютизма, не проявлялись особенно резко, пока шли войны: дворянство в значительной степени кормилось ими, "беспокойные" социальные элементы поглощались военным наемничеством, горожане и крестьяне надеялись на облегчение положения после победы. Мир в Като-Камбрези (1559), который подвел итоги оказавшимся бесплодными для Франции Итальянским войнам, обнажил всю сложность экономической и внутриполитической обстановки в стране.

В культуре Франции XVI век был веком Возрождения: преобразованием идейной и художественной жизни, обновлением французского языка, созданием нового стиля в искусстве, формированием нового типа мышления и новых граней национального характера. Вместе с тем культурные процессы второй половины столетия находились под влиянием Реформации и Контрреформации. Это воздействие проявилось в попытке религиозного осмысления ренессансного открытия мира и человека и носило антиренессансную направленность.

Французский Ренессанс имел свои национальные корни, которые проявились, прежде всего, во внимании к французскому языку. Большое влияние на французскую культуру Возрождения оказала Италия. Французские гуманисты видели в итальянцах не только своих собратьев по перу, но и учителей. Итальянское воздействие стимулировало поиски в культуре своего, национального.

Ранний период французского Ренессанса характеризовался большей приверженностью традиции и продолжением тех культурных процессов, которые начались в XV в. Это время сосуществования традиций и новаций. В первые десятилетия XVI в. продолжали открываться новые учебные заведения. Наряду с традиционными университетами и школами появились коллегии с новой учебной программой. В 1530 г. в Париже была основана гуманистическая школа — Коллеж де Франс. Созданное в противовес Сорбонне, это новое учебное заведение располагало кафедрами древних языков, философии, математики и медицины и стало ассоциацией ученых, распространявших гуманистическое знание. В числе преподавателей Коллежа, наряду с итальянцами, были французы: латинист Бартелеми Ле Масон, эллинист Жак Туссен, математик Оранс Фине.

В 30-е годы Жофруа Тори (1480—1533) совершил переворот в книгопечатании: он отказался от готического шрифта и ввел новые элементы в оформление, создав тип французской ренессансной книги, доведенной до совершенства Симоном де Колином и Этьеном Доле. Типографии быстро распространялись по стране, и вскоре у Парижа появился конкурент — город Лион, чье экономическое развитие и расположение на торговых путях способствовало проникновению новой культуры. Большинство жителей Лиона были иностранцами, в основном итальянцами, что обусловило космополитизм местной среды. Типографии появились в Лионе в 1473 г. и вскоре сделали город второй культурной столицей Франции благодаря издателям Доле, Грифу и другим. Коллеж Троицы с 1527 г. стал местом встреч эрудитов и любителей античности. Кружок поэта Мориса Сэва объединял поэтов, ученых, археологов.

Решающую роль в распространении книгопечатания сыграло покровительство короны. Во Франции за счет производства рукописной книги, занятия почетного и прибыльного, жило немало людей, и они враждебно встретили первые типографии. Но их протесты и жалобы натолкнулись на защиту типографов короной: в 1488 г. Карла VIII освободил типографии от всех налогов, а с 1507 г. издатель должен был получить разрешение короля на свою деятельность. Но до начала религиозной борьбы это было лишь способом выжить в условиях конкуренции. Преследование протестантов спровоцировало указ 1547 г., требовавший обязательного указания имени автора и издателя, места и года издания. Но к этому времени процесс уже вышел из-под контроля: возникли подпольные типографии, книги печатались с ложными данными или без их указания. Во Франции запылали костры из запрещенных книг, в 1546 г. на костер взошел Э. Доле — лионский издатель Рабле. И все же процесс был необратим. Книга уничтожила привилегированность знаний, и частью этого явления были библиотеки. Шире распространялись частные библиотеки, существовавшие и раньше. С конца XV в. появляются муниципальные библиотеки, доступные горожанам.

Этот период ознаменовался интересом к древним языкам и тенденцией к совершенствованию французского языка. В 20—30-е годы в противовес средневековой варварской латыни возрождалась классическая латынь. Она стала языком творчества первых французских гуманистов — Гийома Бюде и Этьена Доле. Возглавивший Коллеж де Франс Г. Бюде (1468—1540) переводил на классическую латынь греческих авторов. Рассматривая филологию в ренессансном духе, гуманист видел в ней путь не только к познанию античной культуры, но и к совершенствованию личности. Он полагал, что с помощью филологии можно преобразовать общество. Мастером стихосложения на классической латыни и французском языке и автором "Комментариев к латинскому языку" являлся Э. Доле (1509—1546), более известный как типограф, организатор печатного дела в Лионе. Г. Бюде и Э. Доле представляли два очага культуры Возрождения — Коллеж де Франс и Лионский печатный двор.

Близким к Э. Доле и его единомышленникам по Лионской типографии был радикальный мыслитель Бонавентюр Деперье (1510—1544), автор "Кимвала мира" и "Новых забав". Написанный в подражание Лукиану в эпоху Реформации, "Кимвал мира" — едкая сатира на происходящие события и доверчивость людей, ищущих новый путь к Богу. Перо гуманиста не знало пощады в осмеянии пороков католической церкви, служителей которой он избрал мишенью в своих "Новых забавах". "Французский Лукиан" поднял одну из злободневных проблем — реформу церкви, защищая идею религиозного просвещения.

Очаги культуры Возрождения, возникавшие в разных концах Франции в провинциальных университетах, коллегиях, печатных дворах и даже в монастырских кельях имели покровителя в лице Франциска I и его окружения. Король — рыцарь и знаток искусств имел славу мецената. В формировании его художественного вкуса большую роль сыграла Италия: он был побежден в ней дважды — как полководец и как человек, плененный невиданным миром искусств и галантности. В качестве военных трофеев Франциск I привез в Париж, пополнив свой дворец, полотна итальянских мастеров и пригласив ко двору итальянских зодчих и художников, в том числе Приматиччо, Росси, Челлини. С помощью итальянцев он перестроил старый дворец Фонтенбло. Дворцовое строительство стало одним из направлений монаршей политики: оно преследовало цель создать культ короля. Фонтенбло символизировал не только новую художественную моду, но новую культуру в целом: новые нормы этикета и рождение новых традиций дворцовых праздников с рыцарскими турнирами, маскарадами и театральными представлениями. Политика монарха способствовала созданию единого французского языка, которым стал язык Северной Франции. Он был введен как обязательный в законодательство и судопроизводство по всей Франции. В 1539 г. королевский указ утвердил парижский диалект в качестве единого государственного языка.

Двор Франции был самым блестящим в Европе и превратился в эталон, в объект подражания для других стран. Упреки современников в расточительстве двора и скандальности его нравов не способны умалить вклад придворной культуры: став символом Франции, двор в противовес жестокой реальности воплощал культ радости и красоты жизни, триумф и непреходящую ценность культуры.

Культура Франции эпохи Ренессанса создавалась под покровительством двора, и плодотворность этого взаимодействия определялась тем фактом, что сам двор и придворная жизнь были творением новой культуры.

Преобразования при дворе начались с изменения статуса женщин. Культ женщин стал лейтмотивом жизни двора: с Анны Бретонской женщины начинают жить при дворе, имея оплачиваемые должности. Во многом именно они создали придворный этикет и церемонии; они обучали мужчин искусству галантного обращения и разговора. Они изменили моду, превратив одежду в род искусства. Женщины в XVI в. влияли как на литературу и искусство, так и на политику и дипломатию.

Придворная жизнь воплотила триумф радости и красоты жизни. В празднествах и увеселениях двора, в публичных церемониях имитировались античные образцы, от триумфа до пира, и мифологические сюжеты. Стараниями гуманистов двор олицетворял новый Олимп: Франциск I — Юпитер, Екатерина Медичи — Минерва, Маргарита Наваррская — Юнона. Двор символизировал царство гармонии: только в этом контексте понятна значимость пышных праздников посреди войн и разрухи. Любимое развлечение двора — рыцарский турнир — после гибели во время него короля Генриха II был лишен риска, став спектаклем, где разыгрывались античные и исторические сюжеты. Придворные маскарады, балеты, спектакли были лабораторией для художников всех жанров.

Двор изменил внешний облик страны, субсидируя строительство дворцов и загородных замков. Короли подавали пример покровительства новой архитектуре. Франциск I вошел в историю Франции как король-строитель. При нем построены замки Шамбор, Блуа, Лувр и самый любимый им — замок Фонтенбло, ставший символом французского Ренессанса в искусстве.

Покровительницей муз была сестра Франциска I Маргарита Наваррская, непременная участница придворных празднеств. Маргарита обладала незаурядным талантом стихосложения и художественной прозы. Ее перу принадлежат "Зерцало грешной души" и ряд стихотворных произведений. Современники отдавали предпочтение ее "Гептамерону" — 72 новеллам, в которых она проявила себя тонким психологом, создав галерею любопытных портретов. Творческая манера Маргариты Наваррской отличалась приверженностью средневековым традициям.

Двор Франциска I и салоны Маргариты Наваррской в Париже и Нераке объединяли самых знаменитых гуманистов Франции — Б. Деперье, Жана и Клемана Маро, Жана Лемера де Бельжа и Франсуа Рабле. Придворные поэты отец и сын Маро и Жан Лемер де Бельж слагали стихи "на случай", воспевая примечательные события из жизни венценосных особ. В их творчестве, продолжавшем традиции риторов XV в., четко определились ренессансные художественные тенденции, с них начиналась французская поэзия Возрождения.

Особой популярностью пользовался Клеман Маро (1496—1544), сделавший поэзию выразительницей ренессансного мироощущения. Он обрел в поэзии свой стиль и свою тематику. Поэт писал стихотворные миниатюры и сонеты на латыни и французском. В последние годы жизни он обратился к переводу псалмов Давида. Переложенные на музыку французскими музыкантами, они были очень популярны у гугенотов и заняли видное место в развитии французской музыки.

Одна из самых ярких личностей в окружении монарха — Франсуа Рабле (1483—1553). Монах-расстрига, талантливый медик и незаурядный правовед был назначен Франциском I докладчиком прошений при короле. Путь Ф. Рабле к гуманизму начался с монастырской кельи, где будущий романист изучал древние языки, труды отцов церкви и схоластов и, критически анализируя последние, приобщался к гуманистической учености. Свой известный роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" он написал и издал в Лионе в 1534 г. Ф. Рабле представил в нем грандиозную и синтетическую картину жизни Франции, снискав восторг у единомышленников и вызвав гнев у Сорбонны и Парижского парламента. В творчестве гуманиста ощутимы национальные корни. Он не порвал со средневековьем как с системой художественного мышления. Свою историю "Гаргантюа и Пантагрюэль" он начинает в духе французских сказаний о веселых гигантах, приближенных легендарного короля Артура. По существу же сочинение гуманиста — пародия на средневековые жанры: на рыцарские романы, хроники, жизнеописания королей и жития святых. Утверждение нового у него осуществлялось осмеянием и отрицанием черт старого мира. Он провозгласил свободу разума и призывал к постоянному самосовершенствованию, восхвалял науки. Под пером Ф. Рабле рождалась новая проза, литературный жанр романа нового времени.

40-е — середина 60-х гг. XVI в. ознаменовались деятельностью поэтов-гуманистов "Плеяды". Главная заслуга "Плеяды" заключалась в поддержке французского литературного языка в противовес классической латыни. С этого времени классическая латынь, завоевавшая ученый мир в 20—30-е гг., вытеснялась со страниц произведений французских авторов. Объединившая поэтов во главе с Жоакином Дюбелле (1522—1560) и Пьером Ронсаром (1524—1585), "Плеяда" самоопределилась как единая национальная поэтическая школа. В 1549 г. "Плеяда" опубликовала "Манифест" - "Защита и возвеличивание французского языка", который отразил национальные устремления французского Возрождения. Дюбелле призывал создать свою национальную поэзию, которая не уступала бы по своим литературным достоинствам поэзии античности.

В поэзии Ронсара, придворного поэта Франциска I и его преемников, отразилось характерное для эпохи восторженное отношение ко всем проявлениям человеческого бытия, а также к природе. Для Ронсара природа имела эстетическую и философскую значимость, она не только источник вдохновения, но и наставница жизни, мерило прекрасного. В одах поэта природа неотделима от человека.

Творчество поэтов "Плеяды" во французской литературе породило пейзажную лирику. Однако в тяжелые для Франции годы религиозных войн перо поэта-лирика обратилось к политическим и философским сюжетам. Ронсар выступил как продолжатель традиции политической поэзии, проникнутой духом патриотизма. Основная черта его "Рассуждений" — осознание себя частью нации.

Конец 60-х — 80-е гг. XVI в. — особый период в культуре Франции. Своеобразие этого времени определялось сложной обстановкой религиозных войн. Для этого времени характерно стремление к обобщению, к подведению итогов и потому закономерно появление исторических работ и мемуаров. В 1560 г. Этьен Пакье (1529—1615) опубликовал свои "Изыскания о Франции" — исторические очерки и рассуждения о значительных событиях. В 1568 г. появляется "История девяти королей Карлов" Франсуа Бельфоре (1530—1585); в 1576 г. — "Всеобщая история французских королей от Фарамонда до Карла VII" Бернара де Жирара Дю Гайяна. Эти работы интересны не только оценкой исторических событий, но и политической программой защитников абсолютизма. Вершина исторических трудов — "История моего времени" Жака Опоста де Ту (1553—1617). В ней гуманист представил широкое полотно исторических событий, охватив почти всю Европу. Он попытался обосновать бесплодность религиозной борьбы и насильственных мер навязывания каких-либо убеждений, выступая апологетом политического компромисса.

Позднее Возрождение венчало творчество Мишеля Монтеня (1533—1592). Его знаменитые "Опыты" — плод исканий многих лет — стали своеобразным синтезом основных тенденций философской и этической мысли Позднего Возрождения. В "Опытах" Монтень проявил себя мастером психологического анализа, раскрывая сокровенные тайны духовной жизни. Он изучал человеческую личность в живом развитии, в колебаниях и противоречиях. Идеалом гуманиста было представление о добродетели как о свойстве характера, позволяющем человеку преодолевать невзгоды, превозмогать страдания и подавлять чувство страха перед смертью. Стоицизм Монтеня отличался жизнеутверждающим характером, он укреплял в человеке веру в себя, в свое будущее. В "Опытах" формируется философский скептицизм Монтеня, увенчанный знаменитой формулировкой: "Что я знаю?". Его скептицизм был направлен против схоластики и подчинения авторитетам, против любого проявления невежества, в защиту свободной мысли. Высший критерий для человека, считал Монтень, — его разум. Гуманист проникся доверием к "естественной" природе человека. Он видел в ней мудрую и добрую наставницу людей и считал, что человек должен не чинить над ней насилие, а считаться с ее побуждениями, подвергая их, однако, контролю разума. Этический идеал Монтеня — благо отдельной личности с ее духовными устремлениями, представлениями о добре и справедливости. Тесно связаны с традициями гуманистической мысли педагогические воззрения Монтеня. Он ратует за воспитание всесторонне развитой личности, за формирование людей здоровых духом и телом, обладающих высокими интеллектуальными запросами и вместе с тем скромных и нравственно порядочных.

Касаясь социальных проблем, Монтень отстаивал мысль о врожденном равенстве. Он доказывал, что людей следует ценить только в зависимости от их личных достоинств и заслуг перед обществом.

Современниками Монтеня были Жан Боден (1530—1585) и Пьер Шарон (1541—1603). Знаменитый правовед, философ и историк Жан Боден в своих сочинениях — "Шесть книг о государстве" и "Метод изучения истории" — дал философское обобщение ренессансной мысли в области политики. Ему принадлежит введение понятия "государственный суверенитет": он разумел под государством политическое объединение, имеющее независимую власть и не подчиняющееся никакой внешней власти. Гуманист выступил защитником наследственной монархии, опирающейся на закон, вскрыв национальные традиции монархического устройства во Франции. Особого внимания заслуживают попытки Бодена дать обоснование проблеме происхождения народов. Учение гуманиста о спонтанности происхождения народов явилось завоеванием французской гуманистической мысли. Боден проводит идею об исключительном влиянии географической среды, климата на формирование характера человека и его способностей.

Каноник Пьер Шарон оставил заметный след в философской мысли. Плодом его дружбы с Монтенем стал трактат "О мудрости" — изложение основных идей Монтеня. Вместе с тем "Мудрость" Шарона, обретенная собственным опытом, отражала уже новые веяния: рационализм и склонность к систематизации. Главный тезис его трактата — во всем следовать природе. Но природа толковалась им как некий абстрактный мировой разум.

Влияние Реформации на культуру Франции нашло отражение в поэтическом творчестве гугенотов. Поэты-гугеноты не были объединены в литературную школу, как "Плеяда", но им было присуще единство тем, стиля и образов. В поэзии гугенотов проявилось своеобразное представление о человеке: человек — грешник перед Богом и в то же время праведник; как исповедующий истинную веру, одинок в общении с Богом — и сопричастен к борьбе с инакомыслием; пассивен, так как судьба его предопределена, а страдания и мученичество — знак избранности так же, как успех в мирской деятельности. Эта дисгармония внутреннего мира гугенота противоположная общему духу Возрождения. В кальвинизме нет компромиссного разделения сфер разума и веры. Отсюда характерный для творчества гугенотов мотив разлада между человеческими устремлениями и Божьей волей. Поэзию гугенотов, ее сюжеты, стиль и дух питала Библия. Излюбленная тема — переводы псалмов. При этом гугеноты переводили псалмы свободнее, чем католики, не боясь отступить от буквы. Особое место в гугенотской поэзии занимал

Теодор де Без (1519—1605), преемник Кальвина в Женеве. Известность Т. де Безу принес сборник эпиграмм и эпитафий "Ювенилия". Поэт находился под большим влиянием поэтов "Плеяды".

Одна из самых заметных фигур в гугенотской литературе — Теодор Агриппа д'0бинье (1552—1630). Его перу принадлежат "Трагические поэмы", "Приключения барона Фенеста", "Жизнеописание Агриппы д'0бинье, написанное им самим для его детей" и "Всемирная история". Сюжет большинства его сочинений — религиозные войны. Творчество Агриппы д'0бинье вобрало в себя особенности гугенотской литературы — дух безысходности, трагизм.

Но в своем трагическом пафосе он достигает вершин обличения, подвергая суровой критике либо насмешке королевский двор, нравы дворянства и борясь за нравственную чистоту французского дворянина.

Гугеноты достигли высокого мастерства в жанре политической литературы: их политические и судебные речи, проповеди и диспуты стали важным элементом в формировании политической и религиозной идеологии. Примером этого служит трактат "Франко-Галлия" Франсуа Отмана (1524—1590), в котором автор пытается исторически обосновать политические притязания гугенотской аристократии.

Вторая половина XVI в. — время утверждения ордена иезуитов на французской земле. Иезуиты открыли свои коллегии на всей территории Франции, сыграв не последнюю роль в утверждении антиренессансной идеологии и в оттеснении культуры Возрождения. В то же время, заимствуя методику преподавания и учебную программу у гуманистов, иезуиты сумели достичь высокого педагогического искусства.

В архитектуре и изобразительном искусстве Франции первые проявления Возрождения связаны с постройками Франциска I. Это перестройка Фонтенбло, дворцы Блуа на Луаре и замок Шамбор. В этой сфере художественного творчества, как и в литературе, традиции готики сочетались с новациями Ренессанса. Франциск I и его внуки — последние Валуа, заботясь о культе власти, оставили много памятников дворцовой архитектуры. Стараниями Екатерины Медичи шли восстановительные работы в покинутом Франциском I Лувре, были сделаны пристройки к Фонтенбло; новые строительные миниатюры украсили территорию замка Венсенн, благоустраивался замок Шенонсо. На правом берегу Сены за городской стеной в местечке Виллеруа (Тюильри) был разбит парк с изящной скульптурой — пейзажная архитектура делала первые шаги. Все работы велись под руководством итальянских и французских мастеров Д. Россо, Ф. Приматиччо, Ф. Делорма, П. Леско и Ж. Гужона. В изобразительном искусстве заметный след оставили живописные и карандашные портреты, принадлежащие кисти отца и сына Клуэ — авторов живописных портретов коронованных особ и придворных (в том числе Франциска I и Маргариты Валуа), а также братьям Дюмустье и Корнелю де Лиону, мастерам карандашных зарисовок.

Мастера малой пластики Ж. Гужон и Ж. Пилон воспели в камне женскую красоту и изящество ("Фонтан невинных" в Париже, скульптурные образы, сделанные с Дианы Пуатье; Диана-охотница и надгробие жены королевского канцлера Валентина Бальбиани).

Культура Франции первой половины XVII в. Первая половина XVII в. в культуре Франции — время больших научных открытий, расцвета рационалистической философии и формирования классицизма — нового направления в литературе. Открытия двух знаменитых французов Ренэ Декарта (1596—1650) и Пьера Гассенди (1592—1655) в математике, физике, астрономии и физиологии означали революцию в точных и естественных науках. Дворянин по происхождению, выпускник иезуитской коллегии Ла-Флеш в Турени и вольнонаемный офицер, принимавший участие в Тридцатилетней войне, Декарт (латинизированное имя Картезиус) дал серьезное научное обоснование вызову, брошенному французскими гуманистами схоластической науке. Автор "Правил для руководства ума", "Трактата о свете", "Рассуждения о методе" и "Метафизических размышлений о первой философии" первый в математической науке ввел понятие переменной величины и функции. Благодаря этому стало возможным дифференциальное и интегральное исчисления, открытые позже Ньютоном и Лейбницем. Декарт — основатель аналитической геометрии. Его основное достижение — метод прямолинейных координат. В физике ученый отстаивал идею механического материализма, приписывая материи самостоятельную творческую силу и механическое движение. В неразрывной связи со своей механико-материалистической теорией он изложил учение о строении Вселенной. Подобно Дж. Бруно он признавал множественность миров и утверждал физическую однородность Вселенной в противоположность средневековому представлению о "небесной" и "подлунной" материях. Образование планет, в том числе и Земли, ученый объяснял свойствами вихрей и движением частиц. Механико-математические принципы были применены Декартом и к объяснению явлений живой природы. Физиология входила в его материалистическую физику. Он самостоятельно проводил эксперименты, исследуя строение различных органов. Его работы по физиологии были основаны на учении Гарвея о кровообращении, которое Декарт высоко оценил. Первый в истории науки, он сделал попытку проникнуть в сущность "непроизвольных" и "произвольных" движений человека и описал схему рефлекторных реакций.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных