ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взаимодействие с заторможенным и тревожным ребенкомРебенок свободен направлять отношения так, как ему нравится. Но что делать, если ребенок испуган, стоит посреди комнаты и ничего не говорит? Что тогда? Терапевт сделал бы терапевтическую ошибку, если бы решил, что не происходит ничего, на что нужно было бы реагировать, лишь на том основании, что ребенок не разговаривает и не играет. Дети все время что-то сообщают о себе. Поэтому всегда существует нечто, на что терапевт должен откликнуться. Четырехлетняя Анджела пришла в игровую комнату на первый сеанс и молчит. Очевидно, что она очень волнуется и не знает, что делать и чего от нее здесь ждут. Терапевт уже сказал несколько вводных слов об игровой комнате. Анджела: (стоит перед терапевтом, скрестив руки и глядя на него, потом переводит взгляд на полку с игрушками). Терапевт: Я вижу, ты рассматриваешь вон те игрушки (пауза). Анджела: (смотрит в зеркало Гезелла, видит свое отражение и хихикает). Терапевт: Ты увидела себя вон в том зеркале... (пауза). Мне иногда кажется, что может быть... иногда просто трудно бывает решить, с чего начать (пауза. Анджела опять бросает взгляд на игрушки), но это такое место, где ты можешь играть с любой игрушкой, с какой тебе захочется. Анджела: (начинает ковырять заусенец на пальце). Терапевт: Гм... у тебя что-то там есть... вон там (пауза, указывает на заусенец), вон там, у тебя на пальце (пауза). Гм... похоже, ты пытаешься там оторвать что-то... Анджела: Да вот тут... Я один уже оторвала. Терапевт: А, ты один уже оторвала. Анджела: В школе. Терапевт: Так ты в школе уже это делала. А-а, а теперь ты пытаешься этот сорвать. Замечания, высказываемые терапевтом в ответ на невербальное поведение Анджелы, помогли ей расслабиться, и внимание терапевта, высказанное словами, привело к тому, что девочка включилась во взаимодействие на вербальном уровне. Даже если бы не было вербальной реакции, Анджела уже общалась с терапевтом взглядами, жестами, мимикой. Когда ребенок молчит в игровой комнате, потому что он напуган или смущен, терапевту не время хранить молчание. Это только вызвало бы, у ребенка чувство, что он мешается и не знает, что делать. Это ощущение возникало у начинающего игрового терапевта: «Я понял, что мое молчание, мое выражение лица и мои размеры могут подавить ребенка и что я могу сделать ребенка свободным, только создавая у него ощущение принятия, дозволенности и обращаясь к его чувствам. Я должен быть осторожен в том, что я делаю. Мне гораздо легче повредить ребенку, чем ему причинить неприятности мне». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|