Сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.
Сравнение - это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различий между ними. По К. Д. Ушинскому, операция сравнения является основой понимания. Любой предмет или феномен познается в сравнении с другими, уже известными субъекту.
Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов, признаков и свойств. Анализ может быть простым и сложным, т.е. сводиться к выявлению либо единичных признаков познаваемого объекта, либо целого множества характерных признаков и связей между ними.
Синтез - операция, противоположная анализу, которая выражается в мысленном соединении отдельных элементов, частей и признаков познаваемого объекта в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом - в их единстве обеспечивается целостная мыслительная деятельность.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта. Сущность абстракции - в оптимальном сокращении избыточного объема информации, что в свою очередь сокращает время ее переработки и принятия (или нахождения) решения. Благодаря отвлечению от множества деталей и фиксации самого существенного возможно использование в мышлении абстрактных понятий, моделей, схем, формул, пиктограмм и т.д.
Конкретизация - это мысленный переход от общего к частному, т.е. операция, противоположная абстрагированию. Примером может служить переход от абстрактного понятия к конкретному феномену, описание общих законов и принципов с опорой на конкретные примеры — частные случаи их проявления.
Обобщение - основанное на анализе выделение свойств и. характеристик, общих для некоторой группы предметов и явлений. Причем «общее» понимается двояко: как сходные признаки и как наиболее существенные свойства. Всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории однородных объектов, но не наоборот. Далеко не каждое общее (сходное) свойство оказывается существенным для исследуемой группы. Так, опираясь на сходные признаки, мы можем заключить, что кит - это рыба, однако, выделив самое существенное, отнесем его к млекопитающим.
Классификация - это разделение и последующее объединение познаваемых объектов или феноменов по каким-либо критериям (основаниям). Примерами могут служить всевозможные классификации психических явлений, объединенных в группы по генетическому, функциональному, временному, анатомо-физиологическому и др. критериям.
Систематизация - также разделение и последующее объединение, но уже не отдельных объектов познания (как при классификации), а их групп и классов. Примером систематизации могут служить различные таксономические системы, служащие для описания сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты геологии, языкознания, этнографии и т.д.).
Различают следующие формы мышления:
Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений.
Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями или их свойствами.
Умозаключение - это связь между понятиями, суждениями, в ходе которой получается новое суждение.
Аналогия - нахождение сходства между объектами в некотором отношении (в основе аналогии лежит образование и актуализация ассоциаций).
И, наконец, различают определенные способы мышления, к которым относятся индукция и дедукция. Индукция - это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедукция осуществляется в обратном направлении - от общего к частному.
3. Виды мышления.
Существует множество классификаций видов мышления. Согласно различным основаниям различают такие виды мыслительной деятельности, как:
1 -наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление (по форме);
2 -мышление теоретическое и практическое (эмпирическое) (но характеру решаемых задач);
3 -логическое (аналитическое) и интуитивное;
4 -реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от социальной действительности во внутренние переживания);
5 -продуктивное и репродуктивное (по степени новизны и оригинальности) и др.
1. Наглядно-действенное мышление составляет генетически наиболее ранний и простейший вид мышления. Характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации, познания свойств объектов непосредственным воздействием на них. Является ситуативно обусловленным, т.е. требует восприятия ситуации и возможности действовать в ней. Элементарные формы мышления этого вида наблюдаются у высших животных. У взрослого данный вид мыслительной деятельности сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и возможных изменений в них. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, так как в образе может фиксироваться одновременное видение объектов с нескольких точек зрения. Ведущую роль данный вид мышления играет в мыслительной деятельности дошкольников и, отчасти, детей младшего школьного возраста. Высоких уровней развития и совершенства достигает у людей творческих профессий, связанных с воображением (художники, дизайнеры, архитекторы, литераторы и др.).
Словесно-логическое мышление является понятийным по своей природе, т.е. предполагаетиспользование понятий, а также логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Характеризуется наибольшей отвлеченностью, абстрагированностью, переходом от оперирования образами предметов к мысленному оперированию их наиболее существенными или актуальными в данный момент характеристиками и свойствами. Понятие, как основной инструмент мышления этого вида, охватывает не единичные объекты и явления, но их группы и классы, и позволяет фиксировать посредством вербального кода общие и отличительные свойства всех объектов конкретного класса.
2. Мышление подразделяется также на теоретическое и практическое (эмпирическое). Эти две формы различаются:
-по целям мыслительной деятельности - теоретическое направлено на объяснение явлений, практическое - на активное освоение и преобразование действительности;
-по способам получения знаний - теоретическое знание складывается в процессе мысленного манипулирования понятиями, анализа обобщенных свойств объектов, установления общих закономерностей; практическое -путем непосредственного наблюдения предметов и явлений, их сопоставления, сравнения;
-по условиям реализации - в отличие от теоретического, практическое мышление нередко осуществляется в условиях дефицита времени, опасности, неопределенности, повышенной ответственности за принимаемое решение, в силу чего возрастает его сложность (например, стратегическое мышление полководца);
-по характеру мыслительной деятельности - теоретическое мышление оперирует общими системными свойствами и отношениями объектов, тогда как для практического существенны единичные, конкретные случаи.
3. Мышление может быть аналитическим/логическим и осуществляться посредством последовательных логических умозаключений (согласно законам логики), или интуитивным. В логическом способе мыслительной деятельности обнаруживаются два основных типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное.
Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явления, мгновенное и ясное «усмотрение» закона или принципа; процессуально оно характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью (человек не осезнает, как пришел к пониманию или открытию).
4. Особую, патологическую разновидность мыслительных процессов швейцарский психиатр Э. Блейлер (1857-1939), автор ранних теорий аутизма и шизофрении, обозначил как «аутистическое мышление». Оно характеризуется отрывом от непосредственного опыта и «нечувствительностью к противоречиям»: его содержания нередко противоречат логике и действительности. Наиболее распространено среди пациентов, страдающих шизофренией и др. психотическими расстройствами личности.
5. Наконец, различаются репродуктивное и продуктивное/ творческое мышление. Эти два типа, первый из которых предполагает воспроизведение и применение готовых знаний и умений, а второй направлен на получение нового продукта или знания, противопоставляются с древности. Творческое мышление характеризуется не только созданием субъективно нового продукта, но и существенными новообразованиями в самой познавательной деятельности, ее организации и мотивации. Оно отличается от простого применения готовых знаний и когнитивных схем, т.к. предполагает личностную включенность субъекта в интенсивный и глубокий процесс смыслопорождения. Результат творческого мышления всегда личностно значим, наделен для субъекта особым личностным смыслом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|