Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы формирования умственных действий.




 

В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД), разработанная П. Я. Гальпериным. Процесс переноса внешнего действия вовнутрь совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии. Процесс формирования умственных действий, по П. Я. Гальперину, представляется следующим образом:

1. Создание мотивации деятельности.

2. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно в конечном счете должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия (ООД).

3. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заместителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки в каждом.

4. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заместители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. «Перенесение действия в речевой план,- считал П. Я. Гальперин,- означает не только выражение действия в речи, но прежде всего речевое выполнение предметного действия».

5. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя».

6. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Вопросы для контроля:

1. Понятие и виды мышления.

2. Теории и методы изучения мышления.

3. Характеристика структурных компонентов мышления (содержательных, операционных, мотивационных).

4. Особенности творческого мышления.

Литература:

1. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий.//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.; 1981.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика В схемах и таблицах, - Мн.:

Харвест, 1999.

3. Немов Р.С. Психология. Т.1. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных