Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перечень практических навыков (умений)




Кафедра общей гигиены и экологии

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Часть

(Модули «Гигиена окружающей среды», «Гигиена питания»)

 

 

Волгоград 2012


 

ГБОУ ВПО

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра общей гигиены и экологии

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИГИЕНА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Часть

(Модули «Гигиена окружающей среды», «Гигиена питания»)

 

Для самостоятельной работы

С теоретическими основами

 

Студента_______группы_________ курса

 

____________________факультета

 

_________________________________

 

Волгоград 2012

 


 

 

УДК 613 (075)

ББК 51.23я73

 

Учебное пособие составлено коллективом авторов кафедры общей гигиены и экологии.

Авторский коллектив:

Латышевская Н.И., Герусова Г.П., Яцышена Т.Л., Давыденко Л.А., Крамарь В.О., Бочарова Л.М., Чернова Н.В., Шестопалова Е.Л., Новикова А.Н.

 

Учебное пособие по дисциплине «Гигиена» для студентов лечебного факультета, I часть / Н.И.Латышевская, Г.П.Герусова и др. – Волгоград: Изд-во ООО «Бланк».- 2012.- 134с.

 

 

Утверждено: Межфакультетской цикловой методической комиссией медико-профилактических дисциплин ВолгГМУ

Протокол № 1 от 18.09.2012 г.

 

Учебное пособие по дисциплине «Гигиена» (часть 1) предназначено для студентов лечебного факультета, содержит теоретические основы дисциплины, алгоритмы самостоятельной работы, протоколы практических занятий по модулям «Гигиена окружающей среды», «Гигиена питания».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

№№ п/п Название Страница
  Цель и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины. Компетенции. Перечень практических навыков (умений)  
  Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)  
  Модуль 1. Гигиена окружающей среды. Тема 1.1.Гигиеническая оценка химического и микробного загрязнения воздушной среды жилых, учебных, медицинских помещений  
  Тема 1.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения жилых, учебных, медицинских помещений  
  Тема 1.3. Гигиеническая оценка микроклимата помещений, влияние на теплообмен, состояние здоровья человека  
  Тема 1.4. Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения  
  Тема 1.5. Методы улучшения качества воды  
  Модуль 2. Гигиена питания. Тема 2.1. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания животного и растительного происхождения  
  Тема 2.2. Гигиеническая оценка доброкачественности продуктов питания  
  Тема 2.3. Гигиеническая оценка полноценности питания. Алиментарно-зависимые заболевания  
  Тема 2.4. Оценка адекватности индивидуального питания по макронутриентному составу и энергии  
  Тема 2.5. Оценка адекватности индивидуального питания по микронутриентам: витаминам, минеральным веществам и пищевым волокнам  
  Тема 2.6. Оценка пищевого статуса, характеристика риска для здоровья. Гигиенические рекомендации по коррекции фактического питания  
  Тема 2.7. Профилактика пищевых отравлений  
  Тема 2.8. Медицинский контроль за организацией питания в лечебных учреждениях. Гигиенические требования к режиму работы пищевого блока больницы  
  Примерные темы рефератов  
  Перечень вопросов для текущего контроля знаний  

 

Цель дисциплины:

приобретение студентами знаний и умений по гигиене для осуществления профессиональной профилактической, психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности специалиста по направлению подготовки «Лечебное дело»; освоение методологии профилактической медицины, оценки влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения.

 

Задачи дисциплины:

- формирование у студентов системы профилактического мышления и действий в лечебно-диагностическом процессе, направленных на доказательное установление связей обнаруженных изменений в состоянии здоровья человека с действием факторов среды обитания;

- приобретение студентами знаний о мероприятиях по формированию мотивированного отношения взрослого населения и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, выполнению рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

- приобретение студентами знаний по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди взрослого населения и подростков;

- приобретение студентами знаний по созданию в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала;

- приобретение студентами знаний по формированию у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья, профилактику заболеваний;

- приобретение студентами знаний по формированию у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни;

- приобретение студентами умения по обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;

- приобретение студентами умения по обучению младшего и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических организаций элементам здорового образа жизни;

- формирование у студентов способности проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, контролю соблюдения и обеспечения экологической безопасности;

- формирование у студентов способности анализа научной литературы, использования нормативных документов в области гигиены, подготовки рефератов по современным научным проблемам.

 

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

 

ОК-1 способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-5 способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ПК-1 способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-11 способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;

ПК-12 способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными;

ПК-25 способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях, элементам здорового образа жизни;

ПК-26 способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек;

ПК-27 способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности медицинских организаций;

ПК-31 способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения;

- основы взаимодействия организма и окружающей среды, роль гигиены в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности;

- факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, генетические);

- гигиеническую характеристику различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм и диагностически значимые формы проявления этих воздействий на донозологическом уровне;

- основы доказательной медицины в установлении причинно-следственных связей изменений состояния здоровья населения и действием факторов среды обитания;

- заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;

- гигиенические аспекты питания;

- гигиену медицинских организаций;

- гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работающему населению;

- гигиенические основы здорового образа жизни;

- методы санитарно-просветительной работы.

Уметь:

- планировать, анализировать и оценивать состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды;

- оценивать вероятность неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных, антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности;

- участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической населению с учетом его социально-профессиональной и возрастно-половой структуры;

- выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

- проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование деятельности человека;

- проводить гигиеническое воспитание и обучение населения по вопросам здорового образа жизни и личной гигиены;

- ориентироваться в системе законодательных и нормативных документов, регламентирующих сферу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.

Владеть:

- базовыми технологиями приобретения информации: самостоятельной работой с учебной, справочной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсами по гигиене и экологии;

- интерпретацией результатов лабораторного исследования параметров аэрации, микроклимата, освещения жилых помещений, образовательных учреждений, лечебно-профилактических организаций;

- интерпретацией результатов лабораторного исследования воды, продуктов питания, оценкой их пригодности к использованию;

- методами оценки питания взрослых и подростков, пищевого статуса человека;

- методами оценки физического развития и определения группы здоровья детей и подростков;

- методами профилактики пищевых отравлений;

- методами профилактики профессиональных заболеваний;

- методами профилактики внутрибольничных инфекций.

Таблица 1

Перечень практических навыков (умений)

 

№ п\п Практический навык Знание Умение Навык
1 2 3 4 5
1. Проводить работу по формированию здорового образа жизни семьи с учетом возраста, пола, профессии ее членов. + +  
2. Оценивать статус питания человека, давать рекомендации по индивидуальному питанию. + +  
3. Оценивать параметры аэрации, микроклимата, освещения жилых и медицинских помещений. +   +
4. Оценивать пригодность воды для питьевых целей по результатам лабораторного исследования.   +   +
1 2 3 4 5
5. Осуществлять профилактику пищевых отравлений. + +  
6. Осуществлять профилактику профессиональных заболеваний. + +  
7. Осуществлять профилактику внутрибольничных инфекций. + +  
8. Оценивать физическое развитие и определять группу здоровья детей и подростков +   +
9. Проводить беседы, читать научно-популярные лекции по вопросам гигиенического воспитания населения + +  

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) Основная литература:

1. Гигиена: [Электронный ресурс] учебник / под ред. Г. И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. – 608 с. - Режим доступа: http://www. studmedlib.ru

2. Гигиена с основами экологии человека: [Электронный ресурс] учеб. для студ. Вузов./под ред. П.И.Мельниченко.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 752 с. –

Режим доступа: httр://www. studmedlib.ru

3. Учебное пособие по дисциплине «Гигиена» для студентов лечебного факультета / Н. И. Латышевская и др.- Волгоград, 2012. 1 часть – 134с., 2 часть- 130 с.

 

б) Дополнительная литература:

1. Архангельский В.И., Бабенко О.В. Учебное пособие: Руководство к практическим занятиям по военной гигиене.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 430.

2. Архангельский В. И. Радиационная гигиена: практикум: учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. 060104 65-Мед.-профилакт. дело / Архангельский В. И., Кириллов В. Ф., Коренков И. П. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 352 с.

3. Гигиена труда: [Электронный ресурс] учебник /под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-584с. - Режим доступа: http://www. studmedlib.ru

4. Ильин Л.А. Радиационная гигиена: учебник для вузов/ Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. –М.; ГЭОТАР-Медиа, 2010.-382 с.

5. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: [Электронный ресурс] учебник / Кучма В. Р. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. -473 с. - Режим доступа:

http://www.studmedlib.ru

6. Королёв А. А. Гигиена питания: учебник / Королёв А. А.. - 3-е изд., перераб.. - М.: Академия, 2008. - 528 с.

7. Кирюшин В.А. Гигиена труда: рук. к практ. занятиям/ Кирюшин В.А., Большаков А.М., Моталова Т.В.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.-389 с.

8. Н.И.Латышевская, Л.А.Давыденко, Л.П.Сливина. Гигиенические и социальные аспекты образа жизни школьников крупного промышленного города. Волгоград. 2006.

9. Учебно-методическое пособие «Рациональное питание детей и подростков. Организация питания в образовательных учреждениях» для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов, обучающихся по специальности 06010365 –Педиатрия./ Давыденко Л.А., Сливина Л.П., Чернова Н.В. Волгоград. 2011.-77 с.

 

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Microsoft. Office Professional Plus 2010. Office Professional Plus 2007.

Office Standard XP. Windows 7 Professional. Windows Vista Business. Windows XP. ABBYY Fine Reader 8.0; 11. Kaspersky Antivirus 6.0. Консультант+.

 

1. МОДУЛЬ «ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ТЕМА 1.1

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных