Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реальная заработная плата в рыночных условиях




После августовского 1998 г. обрушения курса рубля россияне, почувствовав свое катастрофическое обнищание при сохранении номинального уровня оплаты труда, все чаще стали задумываться о реальности заработной платы, их стали интересовать природа возникновения разницы между начисленной и полученной денежными суммами, покупательная способность заработанных рублей, степень удовлетворения потребностей своей семьи за счет заработка. Средняя заработная плата характеризует экономическое состояние общества, отрасли, региона, хозяйствующего субъекта, социальных слоев общества, а главное — благосостояние каждого человека и семьи в целом. Если критерием эффективности реформирования российской экономики был бы достигнутый уровень народного благосостояния, то по динамике реальной заработной платы давно было бы видно, что в реформах наблюдается сбой, идут они не в нужном направлении[15, c. 274].

Пренебрежение интересами простых людей способствует укреплению у них негативного отношения к осуществляемым преобразованиям в стране.

Никто, надо полагать, не будет спорить, что реформы осуществляются не только в верхних эшелонах власти. Их необратимость и успешность зависят, прежде всего, от осознания и одобрения преобразований в экономике миллионами простых людей. Однако этому препятствует непонимание многих изменений в их жизни, особенно, падение реальной заработной штаты, сокращение ее покупательной способности и— что еще хуже — лишение средств к существованию в результате безработицы.

Итак, реальная заработная плата определялась раньше и сегодня определяется, как номинально полученная заработная штата минус уплаченные налоги, поделенная на рост цен на потребительские товары и тарифов на услуги.

Дальше этого определения исследователи не шли, так как Советский Союз представал в сравнении с развитыми капиталистическими странами в невыгодном свете, и это связывало руки советским ученым, а западным ученым, видимо, сдерживала антисоциальная сущность многих мероприятий, осуществляемых работодателями, да и органами исполнительной власти.

В настоящее время коренным образом изменилась основа оплаты труда. Официальная статистика исчисляет денежные доходы населения через денежную массу, истраченную населением на покупку товаров и оплату услуг, с досчетом изменения объема наличных денег “на руках”, а также добавлением обязательных платежей и вносов с накопленных сбережений во вкладах и ценных бумагах. Если абстрагироваться от назначения такого исчисления дохода, то с ним можно согласиться. Однако если государство доходы населения интересуют прежде всего как база налогообложения, а население — как источник удовлетворения своих потребностей, то понятно, что подход к определению их величины не может быть одинаковым.

Сравнивать только денежную величину, чтобы выявить реальность заработной платы, действительное представление о фактической покупательной способности получаемого дохода в виде оплаты труда, Недостаточно. Слабость этого сравнения усиливается с увеличением продолжительного временного периода, за который осуществляется сопоставление. Дело в том, что уровень жизни определяется не только номинальным размером заработной платы, нон другими факторами, главными из которых являются способ общественного производства и социальная политика государства.

Состав факторов, влияющих на реальную заработную плату, ранее практически не исследовался. Действительно, что было изучать, если на нее влияли всего два фактора: цены и налоги. Однако аналитическое углубление в проблему показывает, что факторов было больше. Кроме того, рыночная система хозяйствования внесла свои коррективы.

Исследование вопроса начнем с определения того, что понимается под полученной работником заработной платой. Государство всегда имело в виду ее величину, начисленную сдельно или повременно, плюс причитающиеся к выплате премии, надбавки и доплаты, вознаграждения, коэффициенты к заработной плате и другие выплаты.

Исходя из определения ученых, из полученной работником заработной платы следует вычесть установленные налоги и обязательные платежи. Смысл в таком определении состоит в том, что реальная заработная плата выражает действительную покупательную способность полученной работником оплаты за свой труд. Не случайно у рабочих существует такое выражение, как “чистая” заработная плата, т.е. полученная ими “на руки” после вычета налогов и платежей. Только “чистая” заработная плата определяет ее покупательную способность.

Существует разный порядок уплаты налогов и платежей. Одни удерживаются сразу после начисления заработной платы, другие уплачиваются самим работником из уже полученной суммы. Однако по форме уплаты налоги за земельный участок, автомобиль и т.д. ничем по своей сути не отличаются от подоходного. Одни налоги и платежи имеют постоянный характер, другие — разовый или бессистемный. Бесспорный фаворит первого типа — подоходный налог, ко второму типу относятся налоги за покупку товаров, валюты, за выезд за границу. В 1998 г. на уплату только обязательных налогов и платежей уходило 6,4% всех денежных доходов[15, c. 188].

В рыночных условиях расширяется перечень факторов, определяющих реальную заработную плату. Дополнительно к ее составляющим при социалистических производственных отношениях следует прибавить факторы, связанные со стоимостным выражением цены рабочей силы и влияющие на реальную величину оплаты труда.

Рыночные принципы хозяйствования постепенно, но неуклонно придают всем отношениям товарный характер, в том числе и системе социального обеспечения. За социальные услуги, которые раньше были бесплатными, теперь надо платить. Распространение товарности - объективный процесс при рыночном способе производства, но проникновение его в систему социального обеспечения, цель которой оказание помощи неимущим, инвалидам, престарелым и т.п., происходит из-за экономического положения в стране, когда ни федеральной, ни региональным властям не хватает финансовых средств. Таким образом, государство перекладывает часть расходов “на плечи” граждан.

В этой связи для определения размера реальной заработной платы появляется новый фактор — оплата новых потребительских расходов. Это новый фактор для расчета реальной заработной платы. В дореформенный период и в первые годы перехода на рыночные отношения не оплачивали начальное, среднее и высшее образование, обслуживание, лечение в больницах, получение жилья. Теперь на это надо расходовать личные доходы населения. Кроме того, населению необходимо будет учитывать повышение стоимости лекарств, коммунальных услуг, проезда на всех видах транспорта.

Учет нового фактора ведет к снижению реальной заработной платы, и в дальнейшем его влияние на покупательную способность заработной платы будет возрастать.

На покупательную способность заработной платы работников существенное влияние оказывают предоставляемые им льготы. Предоставление права приобретать товары по льготной цене и пользоваться услугами по льготному тарифу или даже бесплатно значительно увеличивают покупательную способность. При одной и той же номинальной заработной плате возможность удовлетворения жизненных потребностей увеличивается. Поэтому реальная заработная плата должна увеличиться на стоимость льгот и привилегий, предоставляемых работнику.

Однако следует отметить, что многими экономистами не разделяется позиция авторов. В прошлом, при социалистической системе хозяйствования, когда собственность на средства производства была общегосударственной и хозрасчета не было, необходимости учитывать в реальной заработной плате льготы и привилегии не было, хотя в пропагандистских целях статистические органы выдавали сведения о реальной заработной плате с учетом выплат из общественных фондов. В рыночных условиях каждой коммерческой структуре для ведения своего баланса надо учитывать все расходы, в том числе и на оплату предоставленных льгот и привилегий. Поэтому указанные затраты работодателя экономически обоснованно включать в реальную заработную плату наемных работников. Верность такого подхода подтверждает способ решения Правительством России проблемы с льготами военных, судебных и прокурорских работников, милиционеров. Лишение льгот по уплате подоходного налога, коммунальных услуг, бесплатному проезду в общественном транспорте компенсируется соответствующей прибавкой к заработной плате.

Система льгот, которая имеется в современной России, в последние годы советской власти приняла гипертрофические размеры. Социальная система насчитывает около 150 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств[17, c. 143].

Система охватывает более 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, учащиеся, студенты и т.д.). Их доля в общей численности населения составляет около 60 %, или почти 100 млн. человек 73% социальных льгот и субвенций используется на поддержку тех групп населения, доходы которых превышают прожиточный минимум [11,c.263].

Необходимость учета льгот и преимуществ в составе реальной заработной платы стала актуальной в последнее время в связи с борьбой с коррупцией среди государственных чиновников. Один из министров посетовал на низкую заработную плату в государственном аппарате и заявил, что когда чиновнику платят 100 долл., а бизнесмен получает 1 млн. долл., последний за 200—300 долл. может купить себе любое решение.

Может быть, для обеспечения сопоставимости уровня заработной платы чиновников и работников коммерческих структур затраты государства на социальные нужды государственного аппарата включить в заработную штату чиновников. Считается, что при таком решении закончатся спекуляции на тему о низком уровне оплаты труда чиновников. Будет положен конец потребительскому подходу к расходам государственных средств. Поскольку деньги уже будут в руках чиновника, экономические интересы заставят его их расходовать.

Анализ позволяет сделать вывод, что реальный уровень заработной платы определяется не только размерами налогов, цен и тарифов. На реальность заработной платы также влияют другие факторы, порожденные рыночными условиями хозяйствования [4,c. 283]:

• льготы и привилегии, предоставляемые государством и хозяйствующими субъектами;

• дополнительный заработок на второй и третьей работе;

• приобретение акций и дивиденды на них;

• проценты по вкладам в коммерческие банки;

• потери вкладов в коммерческих банках;

• заменители заработной платы;

• задержки выплаты начисленной заработной платы;

• “левые” деньги;

• безработица.

Учитывая важность вопроса о составе факторов, влияющих на уровень реальной заработной платы, необходимо еще раз отметить, что изложенный здесь подход к определению этих факторов разделяется далеко не всеми экономистами.

После определения реальности заработной платы на основе ее покупательной способности для работника важно понять, насколько объем приобретаемых товаров и услуг удовлетворяет его жизненные потребности (включая потребности и его семьи).

Если установленный минимум заработной платы принимать за базу для оценки оптимальности других показателей, то его самого надо сравнить с динамикой цени тарифов.

Установленный минимум заработной платы резко отстает от динамики потребительских цен и тарифов, тем самым не имея ничего общего с ней.

Напрашивается вопрос: как при своей заработной плате живут россияне? Утвержденный прожиточный минимум не включает расходы на приобретение жилой площади. Именно малоимущие хуже всего обеспечены жильем. Получается, что жилищная проблема молодых и многодетных семей, семей военнослужащих и переселенцев не признается общенациональной. Но специалисты объясняют это тем, что расходы на покупку, жилья не должны учитываться в прожиточном минимуме. Надо признать, что самые социально незащищенные группы населения, остро нуждающиеся в поддержке государства, остаются вне поля его внимания. Одним из путей решения, жилищной проблемы малоимущих является включение в прожиточный минимум соответствующих затрат, с рассрочкой, допустим, на 10 лет.

Известно, что среднедушевые денежные доходы населения регионов России различаются в 15 раз. Но это еще не определяет уровень жизни. Он фактически является результатом покупательной способности денежных доходов, поскольку стоимость прожиточного минимума различается по регионам до 6 раз.

По данным Всероссийского центра уровня жизни, при покупательной способности меньше одного прожиточного минимума семья находится в состоянии крайней бедности [1,c.147]. Семейный бюджет не позволяет покупать одежду, предметы домашнего обихода и т.п. Чело век только поддерживает жизнеспособность. Однако так жить он может какое-то ограниченное время, за пределами которого начинается деградация личности.

Сухие статистические цифры не раскрывают всей полноты человеческих трагедий, разыгрывающихся из-за нищеты.

Кратковременное пребывание за чертой бедности качественно отличается от долговременного. Кратковременное большинство людей может достаточно спокойно пережить за счет накопленных внутренних ресурсов. В России нищета приобрела стойкий, долговременный и масштабный характер, когда люди исчерпали внутренние резервы для поддержания нормальных условий жизни и начали деградировать. Нельзя не согласиться с Е. Г. Ясиным, что такая нищета свидетельствует о потенциальном источнике возможных социальных потрясений в стране.

Способность приобретать до двух минимальных наборов характерна для малообеспеченных жителей, к которым относится большинство россиян. Это вид бедности, когда угрозы недоедания нет, но любая покупка одежды или предмета домашнего обихода длительного пользования является серьезной проблемой для семейного бюджета.

В случае способности приобрести от двух до трех наборов люди могут жить скромно и достойно. Семья из 3 человек выходит на достойный уровень жизни, когда душевой доход позволяет приобрести три набора. Это дает возможность относительно нормально питаться, регулярно обновлять одежду, пользоваться жизненно необходимым набором товаров и услуг.

Уровень покупательной способности выше четырех наборов вы водит людей на уровень бюджета высокого достатка. Выбор продуктов питания уже определяется личными вкусами.

Прожиточный минимум — ключевой показатель в системе социальных параметров. Его уровень является определяющим для многих сторон социальной сферы.

На размер реальной заработной платы решающее влияние оказывает экономическое положение страны. Эксперты Всемирного экономического форума оценили положение России в сравнении с Китаем. Несмотря на господствующую в Китае коммунистическую идеологию, он практически по всем показателям опередил России.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных