Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические основы анализа коммерческой деятельности предприятия




Понятие, содержание, задачи и принципы анализа коммерческой деятельности предприятия

 

Анализ коммерческой деятельности предприятия представляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних факторов, рыночных и производственных факторов на количество и качество произведенной предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывает возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Проведение квалифицированного анализа работы предприятия требует знания многих наук: макро - и микро экономики, технологии, бухгалтерского учета, маркетинга, основ промышленной психологии; в основе всех аналитических процедур лежит знание аналитического анализа, статистики и эконометрики.

В современных условиях анализ невозможен без применения новейших компьютерных технологий. Основное направление анализа: от сложного комплекса - к составляющим его элементам, от результата - к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному». Смысл этого принципа совершенно очевиден; сначала дается описание наиболее общих, ключевых характеристик анализируемого объекта или явления и лишь затем приступают к анализу отдельных частностей.

Успешность анализа определяется различными факторами. С известной долей условности можно выделить несколько основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу.

Во-первых, необходимо составить достаточно четкую программу анализа коммерческой деятельности предприятия, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей, требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных экспертизы материалов, предоставленных экспертом для анализа.

Во-вторых, при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравнивают. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а с другой стороны еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения. Следует подчеркнуть, что последний аспект имеет особое значение - только путем постоянного анализа и корректировки можно наладить достаточно стройную систему планирования и поддерживать ее в актуальном состоянии.

В-третьих, завершенность и цельность любого анализа, имеющую экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (нормативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в данную совокупность, для того чтобы была видна роль каждого из них и не создавалась впечатления, что какой-то аспект остался неохваченным или, напротив, не вписывается в рассматриваемую схему. Иными словами, совокупность показателей, которую, вполне возможно в этом случае трактовать как систему, должна иметь некий внутренний стержень, некую основу, объясняющую логику её построения.

В-четвертых, выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей.

Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: анализ результатов работы за прошедшие годы; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.

В процессе достижения основной цели анализа деятельности предприятия, решаются следующие задачи[5, c. 127]:

¨ определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;

¨ повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

¨ объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции, работ, услуг;

¨ определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

¨ прогнозирование результатов хозяйствования;

¨ подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур оценки деятельности предприятия. Содержательная сторона анализа деятельности предприятия включает следующие элементы (процедуры):

¨ постановка и уяснение конкретных задач анализа;

¨ установление причинно - следственных связей;

¨ определение показателей и методов их оценки;

¨ выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

¨ выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.

 

1.2. Методики и показатели анализа коммерческой деятельности предприятия

 

Для анализа финансовой деятельности используется система показателей (абсолютные, относительные, структурные, приростные), причем, с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой - успешного их применения. В первом случае речь идет о показателях, характеризующих состояние авансированного капитала (структура имущества, оборот капитала, формы амортизации), структуры привлекаемого капитала (структуры вложений, доля самофинансирования), ликвидность финансов. При этом используют следующие соотношения[8, c. 432]:

¨ собственных и заемных средств;

¨ привлеченных средств к общей сумме;

¨ собственных средств к общей сумме;

¨ суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов (коэффициент высвобождения авансированных средств);

¨ неиспользованной части амортизационного фонда к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов;

¨ стоимости основных средств и нематериальных активов к стоимости общего имущества;

¨ стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств к стоимости всего имущества.

Во втором случае для анализа результативности финансовой деятельности используют показатели структуры прибыли и затрат, рентабельности капитала, Оценка эффективности производственной деятельности основывается на анализе отчета о прибылях и убытках. С этой целью производится так называемый вертикальный анализ данного отчета, смысл которого состоит в вычислении процентного соотношения между статьями затрат и валовой выручки после осуществления всех выплат с выручки (налом с продаж, скидки и так далее). Различные варианты соотношений затрат и валового дохода позволяют судить о степени эффективности производственной деятельности в разных условиях ее ведения. Для характеристики и оценки результативности текущей производительной деятельности применяется ряд показателей.

Важнейшими из них являются: объем товарной продукции, уровень издержек производства, качество продукции, производительность труда.

Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности, ее возможности и вычисляется по формуле №1:

Qt=Pn*N, (1)

Где Qt - объем товарной продукции (руб.);

Р n- цены предприятия одной единицы продукции (руб./шт. кг);

N - количество единиц готовой продукции (шт., т.).

Уровень издержек производства определяется степенью использования производственной базы, уровнем прогрессивности организации производства и труда, его технической оснащенности. Снижение уровня издержек производства является важнейшим условием повышения конкурентоспособности продукции и получение большей прибыли.

При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в виду, что измерить данный показатель довольно сложно. Это связано, прежде всего, с тем, что в область его измерения входят расходы на сырье и материалы, топливо, рабочую силу, амортизацию и многое другое, которое определяется по-разному. Важным показателем, эффективности работы производственных служб является количество выпускаемой продукции. Ведь рост качества продукции - одно из условий повышения цены изделия, что ведет к увеличению дохода, и повышения его конкурентоспособности. Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень результативности производственной деятельности, является производительность труда, увеличение которой ведет к снижению издержек производства, а главное - способствует достижению запланированного выпуска продукции при минимуме затрат на их производство.

В текущей производственной деятельности значительная роль принадлежит и большой группе технико-экономических показателей. Они характеризуют технико-экономическое и организационное состояние производства на определенный момент времени. Кроме того, важны и такие показатели, как уровень использования, степень механизации и автоматизации производства, прогрессивности технологии и организации труда, квалификации кадров. Сложность их использования состоит в определении степени влияния каждого из них и всех вместе на уровень экономического состояния предприятия в целом.

Показатели оценки результатов коммерческой деятельности. Основным показателем здесь является объем продаж, который определяется по формуле №2:

Q=P*N (2),

где Q — объем продаж (руб.);

Р - рыночная цена за единицу товара (руб./шт.);

N- количество единиц готовой продукции (шт./т.).

Проблема измерения данного показателя состоит в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов, поэтому очень важно сделать правильный выбор периода, за который он подсчитывается (неделя, месяц, квартал, год). При выборе длительного периода его рассчитывают, как правило, в неизменных ценах, а для нужд бухгалтерского учета и текущего планирования в текущих. Однако показатель результативности применяется не только для оценки результативности. В США, например, по нему судят степени значимости компании на рынке данного товара. С этой целью там ежегодно публикуется информация об объемах продаж у 1000 крупнейших компаний.

В оптовой и розничной торговле в соответствии с указанным показателем осуществляется стимулирование труда. Уровень организации работы коммерческих служб характеризуют также и другие важные показатели[8, c. 433]:

1) Рентабельность продаж (Кпр), определяется по формуле №3:

Кпр = Мч/Q * 100 (3),

где Мч - чистая прибыль (руб.);

Q - объем продаж (руб.).

Рентабельность продаж характеризует величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции, а, следовательно, отражает эффективность работы коммерческих служб.

2) Коэффициент оборачиваемости активов (Коа), рассчитывается по формуле №4:

Коа = Q/Acp (4),

где Q - объем продаж (руб.);

Аср - средняя величина текущих активов.

Этот коэффициент показывает, сколько активов необходимо использовать для получения каждого рубля от продажи продукции. В оценке потенциала предприятия используется также группа дополнительных показателей, позволяющих судить об эффективности различных ее сторон. К ним относятся: доля на рынке товаров продукции, производимый предприятием; объем товаров, продаваемых в кредит; процент возврата товаров; затрата на единицу реализованных товаров; количество каналов сбыта по объему продаж и так далее.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных