Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сценарный анализ эффективности бизнеса




 

В основе сценарного анализа эффективности бизнеса, как правило. используется основное уравнение микроэкономики S = F + V + P (8), которое связывает показатель «выручка от реализации продукции» с показателями Q, F, V, P.

При этом в качестве первого направления сценарного анализа может выступать анализ связи между прибылью и объемом производства в натуральном выражении, дающий ответ на вопрос каким должен быть объем продаж Q в натуральном выражении, чтобы предприятие получило заданный размер прибыли Pfix при меняющихся условиях. Для ответа на этот вопрос необходимо провести исследование по следующей схеме: сначала зафиксировать искомое значение прибыли; затем последовательно варьировать каждое значимое условие работы предприятия, каждый раз вычисляя объем производства для измененного условия.

Преобразуем формулу (8) так,чтобы в ней содержались все названные выше константы:

(23)

или

(24)

или

(25)

или

(26)

где pQ – выручка, руб.; Q – объем продаж, шт.; р – цена, руб./шт.; F – постоянные затраты, руб.; vQ – суммарные переменные затраты, руб.; v – удельные переменные затраты, руб./шт.; Р – прибыль, руб.; F +P – маржинальный доход, руб.; р – v – удельный маржинальный доход, руб./шт.

Используя выражение (26) можно определить искомый объем продаж Q, при котором прибыль Р будет неизменной (заданной) при изменяющихся цене, постоянных и переменных затратах (больше теоретический вариант).

В частности, если меняется цена, то

(27)

где pn новая цена, руб./шт.

Если изменяются постоянные затраты, то

(28)

где Fn новое значение постоянных затрат, руб.

Если меняются переменные затраты, то

(29)

где – новое значение удельных переменных затрат, руб./шт.

Расчет искомых объемов продаж, необходимых для получения фиксированной прибыли при изменяющихся условий (по уровню цены, значениям постоянных и переменных затрат), представлен в табл. 4, из которой видно, что увеличение цены на 10% компенсирует уменьшение объемов продаж на 22% (для извлечения фиксированной прибыли). При уменьшении цены на 10% для получения прежней прибыли понадобится весьма существенно (на 38%) увеличить объемы продаж.

Варьирование очередного условия не так существенно: чтобы заработать заданную прибыль при 10%-ном изменении постоянных затрат, нужно 8%-ное изменение объемов продаж.

Наконец, 10%-ное увеличение удельных переменных затрат (при фиксированной прибыли) требует увеличить объемы продаж на 22%. Снижение удельных переменных затрат (при неизменной прибыли) позволяет сократить объем продаж на 15%.

Таблица 4

Расчет объемов продаж для получения фиксированной прибыли

при изменении условий

 

Показатель Исходный вариант Значение при изменении условий
на +10% на -10%
ед. изм. % ед. изм. %
При изменении цены
I. Постоянные затраты, руб. 876 000 876 000   876 000  
2. Прибыль, руб. 204 000 204 000   204 000  
3. Маржинальный доход (п.l+п.2), руб. 1 080 000 1 080 000   1 080 000  
4. Цена, руб./шт. 250,00 275,00   225,00 -10
5. Удельные переменные затраты, руб./шт. 160,00 160,00   160,00  
6. Удельный маржинальный доход (п.4–п.5), руб./шт. 90,00 115,00   65,00 -28
7. Объем продаж (п.3/п.6), шт. 12 000   -22 16 615  
При изменении постоянных затрат
1. Постоянные затраты, руб. 876 000 963 600   788 400 -10
2. Прибыль, руб. 204 000 204 000   204 000  
3. Маржинальный доход (п.1+п.2), руб. 080 000 1 167 600   992 400 -8
4. Цена, руб./шт. 250,00 250,00   250,00  
5. Удельные переменные затраты, руб./шт. 160,00 160,00   160,00  
6. Удельный маржинальный доход (п.4–п.5), руб./шт. 90,00 90,00   90,00  
7. Объем продаж (п.3/п.6), шт. 12 000 12 973   11 027 -8
При измерении удельных переменных затрат
1. Постоянные затраты, руб. 876 000 876 000   876 000  
2. Прибыль, руб. 204 000 204 000   204 000  
3. Маржинальный доход (п.1+п.2), руб. 1 080 000 1 080 000   1 080 000  
4. Цена, руб./шт. 250,00 250,00   250,00  
5. Удельные переменные затраты, руб./шт. 160,00 176,00   144,00 -10
6. Удельный маржинальный доход (п.4–п.5), руб./шт. 90,00 74,00 -8 106,00  
7. Объем продаж (п.3/п.6), шт. 12 000 14 595   10 189 -15

 

Таким образом, самое значимое условие для получения прибыли (в рассмотренном примере) – это уровень цен. Изменение их оказывает наибольшее влияние на объемы производства и реализации. Следующее (по значимости) условие – переменные траты. На третьем месте (как это следует из цифр) – постоянные затраты. Выявленные показатели силы воздействия изменяющихся условий (цены, постоянных и переменных затрат) на объем продаж (при заданной прибыли) говорят о «финансовом здоровье» рассматриваемого предприятия. Это предприятие имеет хороший запас финансовой прочности и высокий порог безубыточности.

 

При этом в качестве второго направления сценарного анализа может выступать анализ уравнения S = F + V + P (8), дающий ответ на вопрос: какова будет прибыль предприятия для заданного объема продаж, например,при 10%-ном изменении констант: цены, постоянных и удельных переменных затрат. В этом случае полезно использовать дополнительные показатели: порог безубыточности, определяемый по формуле (14), и запас финансовой прочности, определяемый по формуле (20). Результаты решений этой задачи для условного примера представлены в табл. 5.

 

 

Таблица 5

Расчет прибыли для фиксированных объемов продаж при изменении условий

 

Показатель Исходный вариант Значение при изменении условий
на +10% на -10%
ед. изм. % ед. изм. %
           
При изменении цены
1. Постоянные затраты, руб. 876 000 876 000   876 000  
2. Цена, руб./шт. 250,00 275,00   225,00 -10
3. Удельные переменные затраты, руб./шт. 160,00 160,00   160,00  
4. Удельный маржинальный доход (п.2-п.3), руб./шт. 90,00 115,00   65,00 -28
5. Порог безубыточности (п.1/п.4), шт. 9 733   -22 13 477  
6. Объем продаж, шт. 12 000 12 000   12 000  
7. Финансовая прочность {(п.6-п.5)/п.5}, ед. 0,23 0,58   -0,11 -8
8. Прибыль (п.4´п.6-п.1), руб. 204 000 504 000   -96000 -147
При изменении постоянных затрат
1. Постоянные затраты, руб. 876 000 963 600   788 400 -10
2.Цена, руб./шт. 250,00 250,00   250,00  
3. Удельные переменные затраты, руб./шт. 160,00 160,00   160,00  
4. Удельный маржинальный до-Код (п.2-п.3), руб./шт. 90,00 90,00   90,00  
5. Порог безубыточности (и 1/п.4), шт. 9 733 10 707   8 760 -10
6 Объем продаж, шт. 12 000 12 000   12 000  
7. Финансовая прочность {(п.6-п.5)/п.5}, ед. 0,23 0,12 -48 0,37  
8. Прибыль (п.4´п.6-п.1), руб. 204 000 116 400 -43 291 600  
При изменении удельных переменных затрат
1. Постоянные затраты, руб. 876 000 876 000   876 000  
2. Цена, руб./шт. 250,00 250,00   250,00  
3. Удельные переменные затраты, руб./шт. 160,00 176,00   144,00 -10
4. Удельный маржинальный доход (п.4-п.5), руб./шт. 90,00 74,00 -8 106,00  
5. Порог безубыточности (п. l / п. 4), шт.         -15
6. Объем продаж, шт. 12 000 12 000   12 000  
7. Финансовая прочность {(п.6-п.5)/п.5}, ед. 0,23 0,01 -96 0,45  
8. Прибыль (п.4´п.6-п.1), руб. 204 000 12 000 -94 396 000  

 

Как видно из табл. 5, во всех трех случаях ухудшения условий ведения бизнеса прибыль существенно снижается.

При увеличении постоянных затрат на 10% прибыль сокращается на 43%, порог безубыточности – на 22%, а запас финансовой прочности – почти в два раза (на 48%).

При увеличении удельных переменных затрат прибыль падает на 94 % (почти до нуля), порог безубыточности почти вплотную приближается к объемам продаж, запас финансовой прочности практически исчезает (составляет около 1% или 0,01 ед.).

Наконец, при увеличении цены на 10% возникают убытки (прибыль снижается на 147%), так как порог безубыточности (Q min= 13 477 шт.) становится выше фактического объема продаж (Q = 12 000 шт.).

 

Сценарный анализ уравнения S = F + V + P (8) также может быть выполнен и по другим направлениям. На практике часто необходим ответ на вопрос: какой должна быть искомая цена р, чтобы, продав заданное количество изделий Qfix, получить фиксированную (низкую, умеренную, высокую) прибыль Р fix (в том числе при том или ином (низком, умеренном, значительном) темпе роста переменных затрат)? Для этого преобразуем формулу (12) следующим образом:

(30)

где р – искомая цена, руб./шт.;

v – удельные переменные затраты, руб./шт.;

F – постоянные затраты, руб.;

заданное (фиксированное) значение прибыли;

– заданный объем продаж, шт.

………………………………………………………………………………………

 

Пусть в исходные данные рассмотренного примера (см. табл. 4) внесены следующие изменения. Заданный объем продаж должен составить 10000 шт., заданная прибыль – 250000 руб. Значения затрат предприятия соответствуют данным табл. 4. Тогда численное значение искомой цены составит

р = 160 + (876 000 + 250 000) / 10 000 =

= 160 +1 126 000 / 10 000 = 160 + 112,6 = 272,6 руб./шт.

 

Можно проанализировать и другие константы, например, отвечая на вопрос, какими должны быть постоянные затраты F, чтобы, продав заданное количество изделий , получить фиксированную прибыль . Для этого преобразуем формулу (30) следующим образом:

(31)

Пусть заданный объем продаж должен быть равен 10000 шт., заданная прибыль 250000 руб., цена р сложилась ни уровне 260 руб./шт., удельные переменные затраты v равны 160руб./шт. Тогда численное значение искомого значения постоянных затрат

F = 10000 ´ (260 – 160) – 250000 = 10000 ´ 100 – 250000 =

= 1000000 – 250000 = 750000 руб.

Наконец, аналогичным образом можно ответить на вопрос, какими должны быть удельные переменные затраты v, чтобы продав заданное количество изделий ,получить фиксированную прибыль ? Для этого преобразуем формулу (30) следующим образом:

(32)

Пусть заданный объем продаж должен составить 11000 шт., заданная прибыль 250000 руб., цена р сложилась на уровне 260 руб./шт., постоянные затраты F равны 720000 руб. Тогда численное значение искомого значения удельных переменных затрат

v = 260 – (720 000 + 250 000) / 11 000 =

= 260 – 970 000 / 11 000 = 260 – 88 = 172 руб./шт.

 

……………………………………………………………………………………..

 

 

На практике рассмотренные направления сценарного анализа вследствие очевидной трудоемкости вычислений должны быть обеспечены соответствующими инструментами функционального моделирования, что весьма важно для производственных предприятий.

 

Также на практике важным моментом является обеспечение маржинального анализа для случая производства нескольких продуктов. Для решения данной задачи необходимо предварительно распределить постоянные затраты между изделиями, например, с использованием АВС-метода. Тогда применение вышеописанных методов маржинального анализа вполне правомерно.

В качестве примера рассмотрим приведенные в таблице 6 вышерассмотренные показатели при распределении постоянных затрат между 4-мя изделиями.

Таблица 6

Анализ безубыточности для нескольких изделий

 

Показатель Значение
всего в том числе по изделиям
1-му 2-му 3-му 4-му
1. Выручка, тыс. руб.          
2. Переменные затраты, тыс. руб.          
3. Постоянные затраты, тыс. руб.          
4. Прибыль (п. 1 – п. 2 – п. 3) тыс. руб.     -131   -537
5. Рентабельность (п. 4 / п. 1), % 16,10 36,51 -64,85 19,50 -8,52
6. маржинальный доход (п. 1 и п. 2), тыс. руб.          
7.Маржинальная рентабельность (п. 6 / п. 1), ед. 0,480 0,483 0,079 0,418 0,532
8. Порог безубыточности (п. 3 / п. 7), тыс. руб.          
9. Запас финансовой прочности (п. 1 – п. 8)/п. 1, % 33,44 75,62 -821,29 46,69 -16,00
10. Операционный рычаг (п. 6 / п. 4), ед 2,98 1,32 -0,12 2,14 -6,25

 

Анализ данной таблицы показывает, что 1-е и 3-е изделия имеют высокую рентабельность, низкий порог безубыточности, высокий запас финансовой прочности.

4-е изделие убыточно, но характеризуется самой высокой маржинальной рентабельностью. Это изделие имеет высокий потенциал, хотя сейчас продается в объемах, меньших, чем порог безубыточности.

2-е изделие имеет выручку (202 тыс. руб.), которая лишь незначительно покрывает переменные затраты (186 тыс. руб.). Маржинальная рентабельность его чуть больше 8%. Для получения прибыли необходимо более чем в 9 раз увеличить объем его продаж (сейчас он равен 202 тыс. руб. при пороге безубыточности в 1861 тыс. руб.).

В целом объем продаж представленного в табл. 6 предприятия находится выше уровня безубыточности, хотя продажа отдельных изделий приносит убытки. Особое внимание следует обратить на выпуск 2-го изделия, имеющего маржинальную рентабельность, близкую к нулю, т.е. выручка от его реализации едва покрывает переменные затраты. Если у предприятия нет возможности существенно (почти на порядок) увеличить объем выпуска и реализации этого изделия, то следует рассмотреть возможность отказа от его производства.

4-е изделие хоть и является убыточным, имеет относительно высокое значение маржинальной рентабельности (0,532), значительно большее средневзвешенного значения этого показателя по предприятию (0,480). Представляется разумным увеличить объемы продаж данного изделия, даже если для этого придется пойти на снижение цены.

Относительно низкий уровень постоянных затрат в целом по предприятию (32% совокупных затрат) и достаточный запас финансовой прочности (33%) определяют достаточно высокое значение операционного рычага (2,98). Напомним: понятие «операционный рычаг» означает, что увеличение выручки на 1% (при сложившейся структуре продаж) даст предприятию около 3% увеличения прибыли. Кроме того, не трудно подсчитать, а это снижение суммарных затрат предприятия на 1% даст экономию и размере 150 тыс. руб., что означает прирост прибыли на 5,2%.

За анализируемый период на предприятии лидирует 1-е изделие, продажа которого дает 42% выручки и 95% прибыли. Однако потенциал роста у этого продукта ниже, чем у 3-го изделия (операционный рычаг 1-го изделия составляет 1,32, а у 3-го изделия – 2,14). Выгоднее наращивать выпуск 3-го изделия: увеличение выручки от его продажи на 1% даст прирост прибыли в целом по предприятию на 2,14%.

При сложившемся ассортименте наиболее рискованным является производство и реализация 4-го изделия (операционный рычаг которого равен –6,25). Снижение продаж этого изделия всего на 1% увеличит приносимые им убытки, которые составляют более 0,5 млн. руб., на 6,25% и наоборот, возможное увеличение выручки этого изделия до точки безубыточности уменьшает сумму убытка в этой пропорции. Более того, выше порога безубыточности прибыль от данного изделия будет расти столь же интенсивно.

Общий вывод: следует стремиться к увеличению объемов продаж изделий, имеющих относительно высокую маржинальную рентабельность и высокое значение операционного рычага.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных