Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международные финансовые институты




Международные валютно-кредитные и финансовые организации – это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью развития сотрудничества между странами и регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный (Мировой) банк (ВБ).

МВФ – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение – в Париже.

Целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества через установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением; предоставление кредитов странам-членам (сроком до 5 лет) в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов. Возможность получить кредит МВФ оговаривается следующими условиями:

-лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

-фонд предъявляет определенные требования к стране-заемщику, которая должна выполнить определенную макроэкономическую стабилизационную программу.

Капитал МВФ образуется за счет взносов стран-членов Фонда в соответствии с установленной квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития государств и их роли в мировой экономике и международной торговле. В МВФ входит более 180 стран мира, включая Беларусь. 2/3 капитала фонда принадлежит промышленно развитым странам, в т.ч. США – 1/5. 1/3 – развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Поэтому развитые страны, составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в т.ч. США – 17,7%, страны Европейского Союза – 26,2%.

МВФ организован по принципу акционерного общества. Конкретно основными направлениями деятельности МВФ являются:

-надзор над мировой валютной системой и ее регулирование;

-создание ликвидных средств путем выпуска СДР;

-финансирование и кредитование членов МВФ;

-разработка рекомендаций в области экономической политики и техническая помощь;

-сбор и публикация статистики.

Кредиты МВФ делятся на:

а)кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ для покрытия дефицита платежного баланса;

б)кредиты, предоставляемые сверх резервной доли.

Ссуды выдаются после предварительного изучения валютно-экономического положения страны и выполнения требований Фонда по стабилизационным мерам в русле рыночной экономики.

Кредиты МВФ выдаются под низкие проценты. Получение займа в МВФ дает возможность стране рассчитывать на приход крупного иностранного капитала, на солидные кредиты частных банков развитых государств – доноров Фонда. МВФ играет все большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений. При его непосредственном участии создана единая западноевропейская валюта –Евро. Страны – члены МВФ обязаны предоставлять Фонду информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности потенциальных стран-заемщиков.

Как и МВФ Всемирный банк организован по аналогии с акционерной компанией. Доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на деятельность банка. Различают Всемирный банк и Группу Всемирного банка. Последняя включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Основными направлениями деятельности Группы всемирного банка являются:

-предоставление займов странам-членам, стратегия рыночных реформ которых соответствует критериям ВБ;

-совместное финансирование, в процессе которого для поддержания конкретных проектов или программ ВБ его средства объединяются со средствами других кредиторов и доноров;

-предоставление грантов, т.е. безвозмездной финансовой помощи ВБ идущей на реализацию определенных важных для страны проектов;

-предоставление гарантий частным кредиторам для реализации проектов в странах-членах ВБ для снижения рисков;

-оказание технической помощи своим членам, которая включает консультации, экспертизы, обучение национальных кадров, семинары, конференции.

МБРР предоставляет как стабилизационные, так и структурные кредиты, направленные на структурную перестройку экономики. Как правило, это валютные займы по ставке ЛИБОР, либо с фиксированной процентной ставкой. Членом МБРР может стать только член МВФ. Местонахождение МБРР – Вашингтон.

МАР предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам.

МФК – стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий (в отличие от МБРР и МАР), так как частный капитал стремится избегать государственного контроля.

МАГИ осуществляет страхование прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций.

Среди региональных валютно-кредитных организаций следует выделить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Образован в соответствии с подписанным в 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы. Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Цель ЕБРР – сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов, развития рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, содействия приватизации.

Вопросы и задания для повторения:

 

1. В чем проявляется специфика международных валютно-финансовых и кредитно-расчетных отношений?

2. Как достигается равновесие на валютных рынках? Что представляет собой фундаментальное равновесие?

3. Что представляют собой балансы международных расчетов? Какие структурные принципы положены в основу их построения?

4. Каковы методологические основы регулирования платежного баланса?

5. Какие национальные и региональные особенности присущи платежным системам отдельных стран и их групп?

6. Каковы общие требования, предъявляемые к платежным системам?

7. По каким признакам различаются платежные системы?

8. Каковы основные тенденции развития платежных систем? Какие проблемы возникают в процессе их развития?

9. В чем состоят различия между формами безналичных расчетов, каковы их преимущества, недостатки, сферы применения?

10. В чем состоит различие между чистым и документарным инкассо?

11. В чем состоят различия между формами безналичных расчетов, каковы их преимущества, недостатки, сферы применения?

12. В чем состоит различие между чистым и документарным инкассо?

13. Каковы особенности безналичных расчетов с использованием чеков, векселей, пластиковых карточек? Как проводятся платежи на основе различных видов данных инструментов?

14. В чем проявляется специфика международных расчетов? В каких формах они осуществляются?

15. Какие существуют виды и формы международных условий платежа?

16. Какие элементы включают в валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых контрактов и международных кредитов?

17. Как осуществляются расчеты по различным видов аккредитивов?

18. Каковы особенности безналичных расчетов с использованием чеков, векселей, пластиковых карточек? Как проводятся платежи на основе различных видов данных инструментов?

19. Как осуществляются корреспондентские отношения между банками?

20. Какими признаками характеризуется форма кредита?

21. Какие критерии могут применяться для классификации форм кредита?

22. Как и при каких обстоятельствах изменялись формы кредита?

23. Каковы достоинства, недостатки, риски и т.д. соответствующих форм кредитных сделок с позиций их участников?

24. Как реализуются интересы сторон кредитных сделок при различных формах их совершения?

25. Какие формы кредита выделяются с учетом его целевой направленности?

26. Как различаются формы кредита с точки зрения способов предоставления и сопровождения, платы, схем начисления процентов и получения непроцентных доходов, сроков погашения?

27. Какие пункты и положения может включать проформа международного кредитного договора? Какие его условия рассматриваются как существенные и дополнительные?

28. Какие существуют обеспечительные способы исполнения обязательств перед кредитором? В чем проявляются их различия? Каковы особенности их практического применения?

29. В чем состоит отличие действительных и фиктивных кредитных сделок?

30. Какие кредитные услуги могут предоставляться в соответствии с факторинговыми соглашениями определенного типа?

31. Чем отличаются условия обычной финансовой аренды с одной стороны, и различных лизинговых сделок- с другой?

32. Какие услуги финансового и нефинансового характера могут оказываться в рамках исполнения договоров международного лизинга? В каких формах могут исполняться эти обязательства?

33. В чем проявляются сходство и различия международного факторингового кредита с операциями «а форфе»?

34. Какие формы экспортных кредитов и кредитов покупателю используются при финансировании внешней торговли? В чем состоят особенности предоставления «связанных» кредитов?

35. В чем состоит специфика прямого, компенсационного, параллельного и торгового кредитования деятельности компаний?

36. Как организовано предоставление международных кредитов в евровалютной и инвалютной формах?

37. В чем проявляются особенности организации кредитования инвестиционной деятельности на основе договоров проектного финансирования, в т.ч. контрактов типа BOOT (build, own, operate, transfer)?

38. Каковы сферы функционирования, объекты и субъекты банковского, фирменного и брокерского кредита? В каких формах они обычно предоставляются? Кто, каким образом и в каких размерах получает в этих случаях плату за предоставленные ресурсы?

39. Как различаются банковский, брокерский и фирменный кредит по направлению, срокам, размерам? Почему они не вытесняют друг друга?

40. Как основные принципы кредита реализуются в его конкретных формах? Какие здесь могут возникать ограничения и противоречия?

41. Какие формы международного кредита предполагают осуществление операций с векселями? В каких случаях используются векселя соответствующих видов?

42. По каким критериям выделяются отдельные формы кредита? В чем заключаются их специфика и отличия друг от друга?

43. Какие особенности присущи новым формам международного кредита по сравнению с традиционными?

44. Каковы перспективы развития различных форммеждународного кредита и их роль в национальной и мировой экономике?

45. Каковы особенности форм кредитования на основе международных облигационных займов и реализации на мировом финансовом рынке капитальных нот различных эмитентов?

46. Как осуществляется управление операционными и финансовыми рисками сторон международных кредитных сделок различной формы? Каковы возможности использования деривативов (производных от облигаций, векселей, сертификатов и дополнительных к ним ценных бумаг, кредитных опционов и т.д.) в этой сфере?

47. Каково современное состояние и тенденции развития международных валютных отношений? Какие проблемы возникают в этой сфере?

48. Какие функции реализуются в процессе деятельности МВФ? Как она организована? Какова его структура?

49. Как развивалась интеграция стран ЕС в процессе становления Европейского валютно-экономического союза? Какие проблемы и тенденции актуальны для нее в настоящее время?

50. Какую роль играют институты, входящие в структуру Всемирного банка?

51. Каковы цели и задачи Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Европейских фондов развития, регионального развития, ориентации и гарантирования сельского хозяйства, социального фонда, Межамериканского банка развития, Азиатского банка развития, Африканского банка развития, Восточно- и Западноафриканского банков развития, Банка развития государств Центральной Африки и т.п.? Как они выполняются?

52. В чем проявляется специфика Банка международных расчетов, и какое место он занимает в системе валютно-кредитных отношений?

53. Каковы цели политики валютно-финансовых организаций Евросоюза?

54. Как функционируют рынки драгоценных металлов и камней? Каким образом их конъюнктура влияет на международные валютно-кредитные и финансовые отношения?

55. Как разрешается противоречие между задачами стабилизации совокупного спроса и платежного баланса?

 

Тест «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»

 

1. Как правило, для характеристики тяжести внешнего долга страны не используют показатель:

а) численность населения,

б) золотовалютные резервы страны,

в) экспортная выручка страны,

г) ВВП,

д) доходы бюджета.

 

 

2. Наиболее привлекательной для экспортера является следующая форма международных расчетов:

 

а) инкассо: документы против платежа,

б) документарный аккредитив

в) согласованная отсрочка платежа

г) оплата после получения товара

д) инкассо: документы против акцепта

 

3. Международный эффект Фишера

а) предполагает функциональную взаимосвязь рыночных процентных ставок и темпов инфляции

б) определяет долгосрочную динамику валютного курса через разность процентных ставок в двух странах и ожидаемых темпов инфляции

в) измеряет изменения относительной стоимости валют через относительные темпы инфляции

г) выражает равенство обменного курса валют и соотношения уровней цен в соответствующих странах

 

4. Теория международного монетаризма основана на

 

 

а) моделях мировой денежной массы, малой страны с открытой экономикой и концепции международной инфляции/дефляции

б) предпосылке крупной страны с резервной валютой

в) предположении о экзогенном характере денежной массы, определяемой политикой центрального банка

г) гипотезе об эффективности девальвации как метода стимулирования внутреннего спроса

 

5. Дилемма Манделла-Флеминга разрешается

а) путем применения мер фискально-бюджетного воздействия для регулирования платежного баланса

б) методами денежно-кредитной политики

в) в результате осуществления государственного, международного и наднационального валютного регулирования

г) достижением полной занятости и 2-3% уровня годовой инфляции методами бюджетно-налоговой политики, а внешнеэкономического равновесия – монетарными методами

 

6. Неокейнсианский «подход поглощения» обосновывает

а) вытеснение частных инвестиций в процессе финансирования общественных расходов

б) целесообразность замещения автономных корпоративных расходов государственными капитальными вложениями

в) неэластичность инвестиционного спроса и занятости относительно роста денежных предложений

г) эффективность стерилизации влияния изменений валютных резервов традиционными методами монетарно-финансовой политики

 

 

Литература

 

1. Ершов, М.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (краткий опыт конца 90-х) / М.В. Ершов.—М.: ОАО НПО Издательство «Экономика», 2000.—319 с.

2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л.Н.Красавиной.—М.: Экономистъ, 2004.—608 с.

3. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: учебник / под ред. В.В. Круглова.—М.: ИНФРА—М, 2005.—437 с.

3. Рудый, К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения: учебное пособие / К.В.Рудый.—М.: Новое знание, 2006.—426с.

 


 


[1] Cm: Внешнеэкономическая деятельность/ Под ред. Л.Е. Стровского.-М., 1999, с. 335.

 

 

[2] См.: Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М., 1994, с. 180-211; Карелин B.C. Лекции "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения", - МУПК, 1999 - 2000.

 

[3] Считается, что первый банк соответствующий этим характеристикам, возник в 1407 г. в Генуе.

[4] Устойчиво закрепившийся, прежде всего, в германской традиции термин «коммерческий банк» восходит к периоду, когда кредитные отношения с реальным сектором базировались на учете коммерческих векселей. В настоящее время это понятие отражает, главным образом, деловой характер деятельности банка и соответствие ее содержания частно-правовой форме совершаемых сделок. Кроме того, оно не является общеупотребимым. Однако, альтернативная терминология не получила широкого распространения. В частности, определение «деловой банк» оказывается «занятым», поскольку, например, во Франции оно соответствует понятию инвестиционного банка (хотя это и не сопряжено с таким жестким ограничением специализации, как в американском Законе Гласа – Стиголла 1933 г.)

[5] В определенном смысле акционерные инвестиционные компании отличаются от банков по их роли в аккумулировании и капитализации индивидуальных сбережений больше, чем депозитные банки от организаций нефинансового сектора, в структуре источников денежных ресурсов которых разделение на собственные, заемные и привлеченные средства носит довольно условный характер. С другой стороны, фонды, открывающие пайщикам собственные счета, позволяющие им изымать средства, выписывая чеки на фонд, сближаются с депозитными корпорациями.

[6] Так, в США функции денежно-кредитного регулирования, частично, надзора и контроля за деятельностью КО реализуются в рамках системы Федрезерва. Функции проведения депозитно-чековой эмиссии в зоне евро, направленной на реализацию единой монетарной политики, согласованной странами-членами, переданы Европейскому ЦБ, устанавливающему соответствующие процентные ставки ит.д. (функции ЦБ и казначейств стран-членов в сфере эмиссии наличных евро-банкнот и –монет на практике носят преимущественно технический характер). Некоторое исключение представляет «открытая» система Гонконга (КНР), где монетарная политика проводится по рекомендациям местного Правительства членами ассоциации ведущих банков, осуществляющих функцию эмиссии сянганского доллара, полностью обеспеченной их золотовалютными резервами. ЦБ Сингапура выполняет функции официального экспортно-импортного банка.

[7] Использование данного метода, рассматриваемого, прежде всего, с точки зрения регулирования банковской ликвидности, в процессе решения задач монетарной политики, связано с конфликтом между различными функциями ЦБ и средствами их реализации, что является аргументом в пользу выделения функции органа банковского надзора и соответствующей группы полномочий из сферы его компетенции и их передачи другим специальным органам.

[8] В некоторых случаях в условиях централизованной национальной платежной системы ЦБ как банк банков может выступает в качестве организатора межбанковских корреспондентских отношений и сетей платежей (централизованная модель платежной системы может также реализоваться на основе передачи соответствующих технических функций другому институту, корпорации. Как правило, ЦБ активно участвует в нормотворческой деятельности, обеспечивающей проведение банковских расчетов независимо от структурных особенностей платежной системы своей страны. Стабильность функционирования межбанковского рынка поддерживается с помощью кредитов «овернайт», операций типа продажи -- обратной покупки ценных бумаг, соответствующих определенным требованиям надежности и ликвидности, представленных в портфелях КБ, прежде всего ГКО, ГДО, ДГО, КО, капитальных нот и бон, бессрочных «золотообрезных» облигаций, векселей, эмитированных, индоссированных или авалированных КБ (тратт и ретратт), а также облигаций собственной эмиссии, краткосрочных ломбардных кредитов под залог этих бумаг. При этом обычно различают мероприятия по поддержанию текущей ликвидности межбанковского рынка, связанные с удовлетворением спроса на «короткие деньги», возникающего в условиях характерных для него временных разрывов, и операции открытого рынка, проводимые в интересах решения задач собственно монетарной политики, а также от аналогичных сделок, направленных на рефинансирование проблемных КБ для профилактики и преодоления кризисов кредитной системы в целом.

 

[9] ЦБ осуществляют прямое или облигационное, «неинфляционное» кредитование для покрытия дефицита бюджета, а также (обычно по согласованию с Минфином, органами системы казначейства и т.д.) – на покрытие кассовых разрывов внутри бюджетного года, главным образом путем приобретения и /или размещения казначейских векселей обеспечивает первичное размещение государственных обязательств на рынке. Предоставление кредитов непосредственно правительству, а также другим получателям в рамках финансирования официальных программ является менее приемлемым с точки зрения возможностей управления государственным долгом и осуществления денежно-кредитного регулирования.

 

[10] При этом не следует смешивать услуги страховщиков и операции КО, совершаемые при хеджировании рисков их клиентов и партнеров. В целом для мировой практики характерна тенденция унификации предоставления различных финансовых услуг кредитными и другими финансовыми организациями.

[11] Одновременно может лицензироваться осуществление ряда взаимосвязанных, но не одной и необязательно всех операций. Общая лицензия выдается одновременно с государственной регистрацией. Необходимым условием лицензирования некоторых операций является работа КБ в течение определенного срока после регистрации.

[12] См.: Карелин B.C. Лекции "Международные валютно-кредитные и финансо­вые отношения". - МУПК, 1999 - 2000; Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М., 1994, с. 2S8 - 261.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных