Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уважаемые педагоги! Дорогие родители! Трудно произносимые согласные




ЗВУКИ И ЗНАКИ

Трудно произносимые согласные

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОМ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ (ЗНАКОВ):

улучшает восприятие звуков речи;

способствует нормализации произношения;

обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и
синтеза;

совершенствует внимание и память;

повышает готовность к чтению и письму.

Москва
ЮНВЕС2001


Уважаемые педагоги! Дорогие родители!

Многие взрослые ошибочно полагают, что для гра­мотного письма ребенку необходимо только знание букв. Однако, чтобы в письменной форме передать устную речь, дошкольнику прежде всего следует представлять ко­личество звуков в слове и их последовательность, то есть овладеть ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ.

Первой ступенью в этом процессе является выделе­ние в словах гласных звуков (I часть пособия), второй сту­пенью — вычленение легко произносимых согласных зву­ков (II часть пособия) и, наконец, третьей — нахождение в словах трудно произносимых согласных звуков (III часть).

К ним относятся звуки, которые чаще других иска­жаются детьми: С, 3, Ц, Ш, Ж, Л, Р. Слова именно с эти­ми звуками мы использовали в упражнениях, цель кото­рых — развить навыки звукового анализа у детей. Без них грамотное чтение и письмо не возможны.

То, что кажется элементарным взрослому, не всегда доступно малышу, поэтому в качестве вспомогательного средства мы предлагаем разработанные нами и успешно применяемые ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЗВУКОВ (ЗНАКИ).

Внешний вид каждого из них логически связан с оп­ределенным звуком, однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается, чего, к сожалению, нельзя сказать о буквах.

Многолетний опыт работы с детьми позволяет нам
утверждать, что именно символы (знаки) помогут малышам сделать первый, доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи. Кроме того, представлен­ные в пособии игровые задания тренируют внимание, па­мять, восприятие и мышление ребенка — процессы, не­обходимые для обучения в школе.

 

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т.А.Ткаченко

 

Успехов вам!


Дорогой друг!

Ты уже знаешь, что разные звуки речи мы с тобой изображаем специальными знаками (см. первую и вторую часть посо­бия). В этой книжке ты познакомишься со звуками, которые не так просто произносить.

Вот первый из них: СССС. Прислушайся — как он звучит.

Правда похоже на то, как свистит выходящий из насоса воздух?

Вот знак звука С

 

Теперь чётко произнеси название каждой картинки, выдели, скажи протяжно звук С и определи — где он слышится: в начале слова, в середине или в конце?

Соедини линией каждую картинку с нужной схемой.



Ну что, получилось у тебя выделить звук в слове, произне­сти его заметнее других?

Хочешь потренироваться говорить все звуки чётко, как де­лает это диктор телевидения?

Тогда произнеси скороговорки сначала медленно, «нажи­мая» каждый раз на звук С, а затем быстрее. Но помни, что каждый звук в словах должен слышаться ясно!

СПИТ СПОКОЙНО СТАРЫЙ СЛОН СТОЯ СПАТЬ УМЕЕТ ОН

СУХОЙ СУК НЁС БАРСУК

С СОСНЫ СМОЛА САМА СТЕКЛА

У ГУСЫНИ НЕТ УСОВ, СТО УСОВ У СОТНИ ПСОВ

СОРОК СОРОК В КОРОТКИЙ СРОК СЪЕЛИ СЫРОК

Слова бывают длинные и короткие, например СОК и СОКО­ВЫЖИМАЛКА. Какое из них длиннее? Правильно, второе.

Люди придумали делить длинные слова на части и назвали их СЛОГИ, потому что из них слово СЛАГАЕТСЯ.




 


 


СОК


СОКОВЫЖИМАЛКА


 




 


Послушай слова. Все они что-то обозначают. Но если ты

добавишь в начало каждого из них звук С, то получится новое слово!

МЕХ МЕШОК ПИЦЦА ТРОЙКА КОТ ТОК ВОЙ НАРЯД

Попробуй сделать это, пользуясь нашим знаком. А предме­ты названия которых тебе понравились, изобрази внизу в пу­стых квадратах.

(СМЕХ)

(СМЕШОК)

(СПИЦА)

(СТРОЙКА)

(СКОТ)

(СТОК)

(СВОЙ)

(СНАРЯД)




 


Давай поиграем в игру, а заодно поучимся определять коли­чество слогов в словах.

На одном острове жили разные звери. Однажды люди узна­ли, что скоро на острове произойдёт извержение вулкана и все обитатели могут погибнуть. За ними были присланы 3 кораб­ля — вот таких:

па первом могут плыть звери, в названии которых 1 слог, на втором — два, а на третьем — три слога.

Соедини изображение каждого зверя с картинкой нужного корабля.

Животных на острове было много и все не уместились на кораблях.

Тогда появился ещё плот, а на нём знакомый знак. Как ты думаешь, какие звери могут на нём плыть? Соедини их изоб­ражение с картинкой плота.



 


Попробуй заменить в каждом слове последний звук на С. Если трудно — пользуйся схемой.

В пустых квадратах нарисуй предметы, названия которых ты составил.



РОТ

КРОТ

ЛИНЬ

РИФ

ПЁК

МАРТ

ЛЕНЬ

МЫТЬ


(РОС)

(КРОС)

(ЛИС)

(РИС)

(ПЁС)

(МАРС)

(ЛЕС)

(МЫС)


 




 


Теперь поиграем в другую игру. Послушай слова и замени в них первый звук на звук С.

А картинки получившихся слов, какие захочешь, нарисуй в пустых квадратах.



МАЛО

ТОНЯ

БОК

ПОРТ

ДАМ

МОДА

ГАЛКИ

ПУШКА

ТАНКИ

ДУМКА

БОЛЬ


(САЛО)

(СОНЯ)

(СОК)

(СОРТ)

(САМ)

(СОДА) (САЛКИ)

(СУШКА) (САНКИ) (СУМКА) (СОЛЬ)


 




 


Посмотри на картинки, чётко произнеси их названия, все со­стоящие из 3-х звуков, и выдели звук С.


Теперь соедини знак звука С около каждой картинки с нуж­ной клеточкой схемы, в соответствии с положением этого звука в слове.


Посмотри на три шкафчика, в каждом из них разное коли­чество полок: 2, 3, 4.

Посчитай — сколько слогов в названии предметов посуды и соедини каждый рисунок с нужным шкафчиком.


Если ты внимательно прислушаешься к названиям предме­тов посуды, то заметишь, что в каждом из них есть звук С. А вот где он слышится: в начале слова, в середине или конце — догадайся. Соедини каждую картинку с нужной схемой.


 


А теперь послушай новый звук: 3333. Как ты думаешь — что он напоминает? Конечно, так звенит комар. Запомни знак звука 3

А сейчас чётко произнеси названия картинок, подумай, какой звук, С или 3, там слышится. Соедини каждую картинку с нужным знаком.

Обрати внимание, что в названии всех картинок по 2 слога, а звуки С и 3 слышатся в середине слов.


Посмотри на схему и попробуй заменить первый звук в каждом слове так, чтобы оно соответствовало схеме.

Нарисуй любые, названные тобой предметы в пустых квадратах.



 


 


ВАЛ

НАБОР

ГУБЫ

ДУБ

ВАГОН

ДВЕРИ

ГНАТЬ

МАЙКА


(ЗАЛ)

(ЗАБОР)

(ЗУБЫ)

(ЗУБ)

(ЗАГОН)

(ЗВЕРИ)

(ЗНАТЬ)

(ЗАЙКА)


 



 


А теперь попробуй отгадать слова со звуком 3, подходящие в каждую рифмовку. Под каждой отгадкой нарисуй схему слова, показывающую место звука 3 в нём. (Звук 3 изобрази кружком).






ЗИМНИМ УТРОМ ОТ МОРОЗА
СТАЛА БЕЛОЮ... (БЕРЕЗА)

УДИВЛЯЕТСЯ КОЗА —

ОЧЕНЬ СИЛЬНАЯ...

(ГРОЗА)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных