ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Форма государственного устройства как элемент формы государства: понятие, виды.Содержание Введение.........................................................................................................3 1. Форма государственного устройства как элемент формы государства: понятие, виды......................................................................................................5 2.Федерация:понятие,признаки, принципы построения, модели..........10 2.2 Признаки федерации……………………………………………… 2.2 Принципы федерализма как особого государственно-правового явления…………………………………………………………………………… 2.3 Модели федерализма………………………………………………… 3.Соотношение понятий "федерация" и "федерализм"...........................17 4. Российское государство как федерация. История развития и конституционные основы федерализма современной России..........................21 Заключение..................................................................................................29 Список использованных источников........................................................31
Введение Тема курсовой работы весьма актуальна в современном мире. В настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только 22 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно - их значение для современного общества неоценимо. Хотя многие юристы, изучая данное понятие,приходили к разным выводам. Форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют: · унитарные государства; · федерации; · конфедерации. В своей работе мы рассмотрим такой тип государственного устройства, как федерация, потому что федеративное государство является самой молодой формой государственно-территориального устройства, большинство из них возникло в XX веке. Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Хотелось бы выделить цель и задачи моей исследовательской работы. Целью является изучение формы территориально- государственного устройства, а именно федерации, а также рассмотреть ее признаки, принципы организации и виды. Задачами данной работы являются: 1. Определить понятия: федерация, унитарное государство и конфедерация. 2. Выделить принципы организации федеративного государства. 3. Рассмотреть Россию как федеративное государство. 4. Соотнести понятия федерация и федерализм. Форма государственного устройства как элемент формы государства: понятие, виды. Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутреннее устройство, но и международное положение государств и государственных образований. Говоря о государственном устройстве, следует обратить внимание на многозначность этого понятия. В литературе говориться об устройстве государства как о форме государства в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации. А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина считают, что действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном. Очевидно потому, говоря о форме государства и всех ее элементах, при определении понятий Венгеров использует термин «устройство», причем каждый раз применяя разные смысловые оттенки. В по сле дние го ды само по нятие «фо рма го сударстве нно го устро йства» по две ргае тся критике . Чиркин В.Е . указывае т, что в по литиче ско й лите ратуре по нятию «го сударстве нно е устро йство » придавало сь излишне широ ко е со де ржание : не ре дко име лся ввиду го сударстве нный стро й в це ло м, а ино гда включались и не ко то рые важне йшие эле ме нты о бще стве нно го стро я (наприме р, партии). В по сле дние го ды это т те рмин стре мятся заме нить фо рмулиро вко й «по литико -те ррито риально е », «те ррито риально -по литиче ско е устро йство » го сударства. Также взаме н пре дло же ны по нятия «те ррито риальная о рганизация публично й власти», «те ррито риально -по литиче ская о рганизация го сударства», о днако о тме чае тся, что для о бо значе ния систе мы взаимо о тно ше ний ме жду це нтрально й го сударстве нно й властью и де йствующими в те ррито риальных со ставных частях о рганами публично й власти по лно стью аде кватный о бо бщающий те рмин е ще не найде н. Исхо дя из данно го о пре де ле ния и пре дставле нно й выше характе ристики, мо жно выде лить сле дующие признаки фо рмы го сударстве нно го устро йства. Во -пе рвых, это о дин из эле ме нто в, характе ризующий фо рму го сударства. Во -вто рых, это т эле ме нт по казывае т, из каких часте й со сто ит внутре нняя структура го сударства. В-тре тьих, о пре де ляе т право во е по ло же ние часте й го сударства и взаимо о тно ше ние их о ргано в. В-че тве ртых, по казывае т, как стро ятся о тно ше ния ме жду це нтральными о рганами го сударстве нно й власти и о рганами власти часте й го сударства. Фо рма го сударстве нно го устро йства наибо ле е по лно раскрывае т и по казывае т внутре ннюю структуру го сударства, как о бразо вания, име ющие че рты, о тличающие е го о т любо го друго го о бразо вания. В о тличие о т унитарно й, фе де ративную фо рму го сударстве нно го устро йства называют «сло жно й», по ско льку фе де рация пре дставляе т со бо й со юзно е го сударство , части ко то ро го о бладают признаками го сударстве нно сти. Как о тме чае тся в лите ратуре , фе де ративно е го сударстве нно е устро йство являе тся уникальным, так как, во -пе рвых, о но не о дно ро дно , во -вто рых, разно о бразно . Это о пре де ляе тся мно гими факто рами: различие м в нацио нально -этниче ско м со ставе насе ле ния, исто риче скими про це ссами, ге о графиче ским по ло же ние м и др. О днако , не смо тря на это мо жно выде лить ряд признако в, ко то рые характе рны для бо льшинства фе де раций. Те ррито рия фе де рации со сто ит из те ррито рий о тде льных субъе кто в, ко то рые называются по -разно му. В со юзно м го сударстве ве рхо вная зако но дате льная, испо лните льная и суде бная власть принадле жит фе де ральным го сударстве нным о рганам. Ко мпе те нция ме жду фе де рацие й и е е субъе ктами разграничивае тся со юзно й (фе де рально й) ко нституцие й. Субъе кты фе де рации о бладают право м принятия со бстве нно й ко нституции, име ют сво и высшие зако но дате льные , испо лните льные и суде бные о рганы. В бо льшинстве фе де раций суще ствуе т е дино е со юзно е гражданство и гражданство фе де ральных е диниц. При фе де рально м го сударстве нно м устро йстве в парламе нте име е тся палата, пре дставляющая инте ре сы чле но в фе де рации. О сно вную о бще го сударстве нную вне шне по литиче скую де яте льно сть в фе де рациях о суще ствляют со юзные го сударстве нные о рганы. О ни о фициально пре дставляют фе де рацию в ме жго сударстве нных о тно ше ниях. Таким о бразо м, при характе ристике фо рмы го сударстве нно го устро йства, не о бхо димо различать виды фо рм име нно го сударстве нно го устро йства, не сме шивая их с фо рмами ме жго сударстве нных о бъе дине ний, по ско льку, го сударства и о бъе дине ния го сударств име ют разные признаки и право вую приро ду.
Фе де рация: по нятие , признаки, принципы по стро е ния, мо де ли. Фе де рация — о дна из о сно вных фо рм по литико -те ррито риально й о рганизации го сударства, сло жная структура ко то ро й со сто ит из двух или бо ле е го сударств или го сударстве нно -по до бных о бразо ваний (штато в, про винций, субъе кто в), о бладающих ко нституцио нно закре пле нно й по литиче ско й само сто яте льно стью вне пре де ло в прав и по лно мо чий о бще го го сударства в це ло м. Фе де рация со сто ит из го сударств и/или го сударстве нных о бразо ваний — субъе кто в фе де рации, име ющих сво ю те ррито рию, сво ю ко нституцию, сво е гражданство , со бстве нно е зако но дате льство , высшие го сударстве нные о рганы и т.д. Фе де рация ко ре нным о бразо м о тличае тся о т тако й фо рмы ме жго сударстве нно го о бъе дине ния, как ко нфе де рация, по ско льку о бразо вание фе де рации все гда о значае т со здание го сударствами и/или го сударстве нными о бразо ваниями — субъе ктами фе де рации их о бще го (е дино го ) суве ре нно го го сударства с фе де ральными о рганами власти и управле ния, с е дино й те ррито рие й, о бщим гражданство м, е дино й де не жно й е динице й и т.д., в то вре мя как ко нфе де рация (о че м по дро бне е ре чь в сле дующе м параграфе данно й главы) — это не о дно со юзно е го сударство , а со юз двух или не ско льких не зависимых го сударств, о бъе дине ние ко то рых не приво дит к по явле нию но во го суве ре нно го го сударства со все ми выте кающими из это го сле дствиями. Сло жно сть о бще го о пре де ле ния по нятия «фе де рация» приво дит к то му, что авто ры мно гих уче бнико в по ко нституцио нно му праву, да не ре дко и научных трудо в по фе де рализму ухо дят о т е го че тко го и ясно го фо рмулиро вания. Но и то гда, ко гда такие по пытки все же де лаются, их трудно признать удачными. Так, М.В. Баглай пише т: «Фе де ративно е го сударство — это со юз го сударстве нных о бразо ваний, каждо е из ко то рых о бладае т о пре де ле нно й само сто яте льно стью». Не че тко сть, расплывчато сть тако го о пре де ле ния выявляе тся пре жде все го в то м, что о но не по зво ляе т о тграничить фе де рацию о т ко нфе де рации, ибо , но сути де ла, ве де т ре чь не о б о дно м о бще м со юзно м го сударстве , а о со юзе го сударстве нных о бразо ваний и не указывае т, о како м име нно уро вне их само сто яте льно сти мо жно го во рить в рамках фе де рации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|