ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Словарь терминов и понятий 1 страница1. Антрепренер – ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудности при воплощении. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на задачи внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде; задачи координации служб фирмы во внешней деятельности; задачи взаимодействия с субъектами внешней инновационной среды: задачи рыночного продвижения нового продукта; поиска и формулирования потребности в новых разработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты, как руководитель подразделения по новой продукции, управляющий по проекту. 2. Базисная продуктовая инновация – это внедрение нового продукта, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. 3. Базисные инновации - это инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; - крупнейшие фундаментальные инновации, в рамках которых реализуются крупнейшие изобретения и которые становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект; однако происходят они не каждый год. 4. Базовое новшество – комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах (и) или новое качество экономического роста. 5. Банк инновационный – специализированный банк, основными операциями которого являются операции по кредитованию венчурного капитала, новейших разработок, технического и технологического прогресса. Основные ресурсы банк черпает из собственных средств и вкладов клиентов. Кредиты такого банка носят в основном долгосрочный характер. 6. Бенчмаркинг – изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии. 7. Бизнес-инкубатор - организация, осуществляющая поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления соответствующих ресурсов и услуг, таких как предоставление помещений под офисы и (или) лаборатории, управленческий консалтинг, помощь в составлении эффективного бизнес-плана, ведении бухгалтерского учета, административные услуги, техническая поддержка, помощь в налаживании деловых контактов, консультации по вопросам интеллектуальной собственности, помощь в нахождении источников финансирования; - организация, создаваемая местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий. 8. Бизнес-план — текст, содержащий в структурированном виде технико-экономическую, финансовую и организационную информацию об инвестиционном или инновационном проекте, необходимую и достаточную для принятия решения о реализации проекта. 9. Бизнес-процесс инновации - упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца. 10. Бюджет инновационного проекта — финансовый план краткосрочного периода, отражающий расходы и поступления средств при реализации инновационного проекта. 11. Венчурные (инновационные) фонды — своеобразные интеллектуальные диверсификаты, тесно связанные с многочисленными внедренческими наукоемкими организациями. Венчурные фонды совместно с внедренческими организациями разрабатывают план работ, решают вопросы сбыта (продаж), осуществляют подбор менеджеров высшей квалификации, проводят патентный анализ и др. Они являются одним из ведущих структурных звеньев так называемых инкубаторов инновационного бизнеса. 12. Венчурные компании - рисковые фирмы, которые обычно создаются в областях предпринимательской деятельности, связанных с повышенной опасностью потерпеть убытки. 13. Венчурные организации — малые организации, действующие в наукоемких областях экономики. Проводят научные исследования, инженерные разработки, создают и внедряют инновации, в том числе по заказам крупных коммерческих организаций и государства. 14. Венчурные подразделения - подразделения, создаваемые в крупных организациях, на основе собственных фондов и «венчурного (рискового) капитала». 15. Венчурный капитал — основная форма финансового обеспечения создания и использования продуктовых и технологических инноваций. Этот вид предпринимательства характерен для коммерциализаци, и результатов научных исследований в наукоемких и в первую очередь в высокотехнологичных областях, где позитивный результат не гарантирован и имеется значительный риск. 16. Вертикальный метод продвижения инноваций – при этом методе весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях инновационной деятельности от подразделения к подразделению. Однако, применимость этого метода весьма ограничена - либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб (например, концерн "Вольво", не выпускающий из рук даже снабжение своих автомастерских), либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы). 17. Виды инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и их широкого применения (Пэвит и Уолкер): 1)основанные на использовании фундаментальных научных знаний, результаты которых находят широкое применение в различных сферах общественной деятельности (ЭВМ и др.); 2)инновации, также опирающиеся на научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства); 3) разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов); 4)инновации, входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте; 5)использование одного продукта в различных областях; 6)технически сложные новшества. Появившиеся как побочный результат крупной исследовательской программы (керамическая кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы); 7) применение уже известной техники или методов в новой области. 18. Виды инноваций с точки зрения цикличного развития техники (подход Ю.В.Яковца): базисные инновации; крупные инновации; средние инновации; мелкие инновации. 19. Виды инновационных рисков в России. В России к традиционным рискам, присущим инновационному предпринимательству, добавляется ряд других. Объединяя традиционные особенности инновационного бизнеса с российской действительностью, можно обозначить следующие виды основных риской, присущих данной сфере в условиях переходной экономики: Риск оригинальности. Риск технологической неадекватности. Риск юридической неадекватности. Риск финансовой неадекватности. Риск неуправляемости проектом. (см.также Риск оригинальности; Риск технологической неадекватности; Риск юридической неадекватности; Риск финансовой неадекватности; Риск неуправляемости проектом; Причины возникновения инновационных рисков; Способы снижения инновационных рисков). 20. Виды передачи объектов инновационной деятельности - основными видами передачи объектов инновационной деятельности являются: 1.Передача лицензий. 2.Передача ноу-хау. 3.Инжиниринг. 4.Промышленная кооперация. 5.Техническая помощь. 21. Виды эффекта: • экономический эффект; • научно-технический эффект; • социальный эффект; • экологический эффект. 22. Внедрение - первое появление на рынке нового продукта, услуги или доведение до проектной мощности новой технологии. 23. Внедренческая организация - посредническо-консультационная коммерческая организация. Выполняет следующие основные работы: 1) диагностический анализ деятельности организаций и научное обоснование основных направлений развития производства и услуг с предложением соответствующих инноваций; 2) рекламу инноваций и маркетинговые исследования для их эффективной реализации; инжиниринговую и консультационную деятельность. 24. Внешние факторы выбора инновационной стратегии - разнообразныепараметры социально-экономической среды, находящиеся вне сферы влияния фирмы, а именно: уровень конкурентоспособности других фирм; государственная политика. 25. Внешний венчур организации — организационная форма создания с другими организациями на коммерческих основах совместных фондов венчурного финансирования. 26. Внешний стимул инновационной активности — события внешней среды, обусловленные экономической политикой государства, переходом мировой экономики на новую ступень научно-технического развития, усилением инновационной активности и новым подходом к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком, изменившиеся стереотипы поведения. Принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной статичной к динамичной конкуренции, переходом от инвестиций, господствующих много лет в качестве главного фактора экономического роста к инновациям. 27. Внутренние факторы выбора инновационной стратегии - различныеаспекты рыночной деятельности предпринимательской структуры и использования факторов производства, прежде всего: технический уровень и темпы обновления продукции; темпы обновления технологии; рыночная стратегия; организация производства; степень использования капитала; степень использования трудовых ресурсов. 28. Внутренний венчур организации — подразделение с достаточной хозяйственной самостоятельностью и всеми преимуществами инновационной организации. Имеет матричную структуру менеджмента, действует как временный целевой коллектив, работающий по определенной целевой программе. 29. Внутренний стимул инновационной активности — необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции инновационного предприятия на рынке. 30. Гибкие структуры сквозного менеджмента инновационной деятельностью — структуры менеджмента, использующие горизонтальные связи между научно-исследовательскими, конструкторскими, технологическими, производственными подразделениями, а также отделами маркетинга, финансов и сбыта. 31. Горизонтальный метод продвижения инноваций - метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками. Участников трансферта технологий принято называть сторонами. 32. Государственная инновационная политика — создание благоприятного экономико-правового климата для осуществления инновационных процессов в коммерческих и некоммерческих организациях; является связующим звеном между сферой академической науки и потребностями конкретной экономики; — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники (см.также Комплексная концепция научно-технического развития РФ; Цели государственной инновационной политики; Принципы государственной инновационной политики РФ; Приоритетные направления инновационной политики РФ; Результаты реализации новой инновационной политики РФ; Политика в области инновационной деятельности в РФ; Элементы регулирования в области инновационной деятельности в РФ) 33. Государственное регулирование инновационной деятельности организаций — воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения необходимых условий для эффективной инновационной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. 34. Градация инновационных процессов: ранняя стадия — от возникновения идеи до ее технической проработки, средняя — от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная — до массового производства. Кроме того, в ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок — фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Таким образом, научная разработка включает четыре стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство и обслуживание. 35. Группа новшеств - «флуктуация» взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность. Распространение на рынке таких групп новшеств отражает определенные тенденции в области научно-технических знаний и новые потребности рынка. Развитие этого процесса идет по двум направлениям: 1) неудержимое появление новых товаров и, как следствие, их модификаций; 2) объединение обеспечивающих новшеств вокруг базового новшества, что объективно происходит в новых ресурсосберегающих технологиях. 36. Деловые (бизнес) ангелы – физические лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они не имеют, в отличие от рисковых фондов, накладных расходов. В отличие от банков, они не требуют от предпринимателей в залог его дома и предприятия в качестве гарантии займа. Они могут оказать фирме при необходимости быструю помощь, так как около 2/3 «деловых ангелов» вкладывают деньги в предприятия, расположенные неподалеку от их дома. Недостатком является то, что у них нет средств для вторичного финансирования. 37. Диверсификация инновационной деятельности - один из способов снижения инновационного риска. Состоит в распределении усилий разработчиков и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Однако на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средства в проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены. 38. Диффузия инноваций – процесс масштабного распространения инноваций в различных отраслях и сферах экономики. 39. Диффузия научно-технических знаний - в отличие от коммерциализации технологий, является некоммерческим элементом трансферта научно-технических достижений. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации. Процесс диффузии имеет двоякую природу. С одной стороны, он выступает как элемент промышленного шпионажа, с другой, — это неотъемлемый элемент международного научного обмена, способствующий взаимообогащению различных научных школ и, в конечном итоге, совершенствованию технологий. 40. Длинная инновационная волна — состоит из двух «гребней» («волны» изобретений и «волны» инноваций), которые по мере распространения волны сближаются. 41. Догоняющий тип инновационного процесса — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. 42. Дополнительные технологические инновации — разновидность инноваций по их роли в процессе производства. Развивают имеющиеся базисные технологии. 43. Дополняющие продуктовые инновации — разновидность инноваций по их роли в процессе производства. Расширяют рынок в соответствующих областях. 44. Единичное новшество — инновационный товар, который составляет основу рынка интеллектуальной продукции и живет своей собственной жизнью, подвергаясь моральному старению (см.также Рынок новшеств; Базовое новшество; Группа новшеств; Объектное новшество; Программное новшество); — наиболее массовый инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения. 45. Жизненный цикл инновации - период времени от зарождения идеи у новатора до освоения и использования его у потребителя-инноватора. 46. Жизненный цикл новшества — это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. 47. Закон об охране интеллектуальной собственности заложил основы законодательства России в инновационной сфере. В развитие пакета законов об охране интеллектуальной собственности будут разработаны законы о служебных секретных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах и патентном суде. 48. Законодательство инновационное – законодательство в области научно-технической и инновационной деятельности. Включает: Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике», в котором сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей. Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». Постановления и распоряжения Правительства РФ: о перечне видов инновационной деятельности, которые можно осуществлять только по специальному распоряжению Правительства или которыми запрещено заниматься; об организации аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры; о режиме регулирования и стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации; о создании и функционировании инновационных, инновационно-страховых и инновационно-венчурных фондов и т.д. Важными документами, способными поддерживать инновационные проекты, являются Указ Президента "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", по которому от налога на прибыль освобождаются средства, направляемые на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. 49. Замещающие инновации – разновидность инноваций исходя из направленности воздействия инноваций на процесс производства. Предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций (см.также Классификация инноваций по направленности воздействия на процесс производства; Расширяющие инновации; Рационализирующие инновации). 50. Затраты на инновации - общие затраты (текущие и капитальные) на технологические инновации, включающие затраты на разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг или методов их производства (передачу технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов), как выполненных собственными силами организации, так и затраты на оплату работ, услуг сторонних организаций. 51. Затраты на создание новшества - это не индивидуальные, а общественно необходимые затраты на его создание производство новшества. 52. Идея -предложение нового проекта, которое после технико-экономического обоснования может превратиться в инновацию. 53. Изменения в отраслевых и рыночных структурах – один из источников инновационного предпринимательства. При изменениях в рыночных или отраслевых структурах ведущие производители оставляют без должного внимания наиболее быстро растущие сегменты рынка. Возникающие в новой ситуации возможности роста редко вписываются в существующую рыночную политику. Поэтому инновационно настроенные компании получают широкое поле деятельности. Выделяют четыре показателя будущих перемен в отраслевой структуре: быстрый рост отрасли; изменение традиционного деления рынка на сегменты; сближение технологий, которые прежде считались совершенно самостоятельными; интенсивное изменение направления деятельности в отрасли. 54. Изменения в ценностных установках и в восприятиях – один из источников инновационного предпринимательства. Явление восприятия вряд ли можно объяснить с социальной или с экономической точек зрения. Восприятия практически не поддаются количественному определению, а к тому времени, когда их количественное определение становится возможным, они уже перестают быть источником нововведений. Вместе с тем восприятия могут быть охарактеризованы, проверены и использованы. 55. Изобретение — новый механизм, прибор, аппарат, какое-либо приспособление, созданные человеком. 56. Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объект предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта; — долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции — это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. 57. Инвестор -субъект инвестиционной деятельности, принимающий решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. 58. Индивидуалистическая инновационная организация — свободное, открытое и добровольное объединение людей. Она представляет собой совокупность полуавтономных образований. 59. Индустриальный парк – вид совместного предпринимательства, главной задачей которого является содействие производству изделий, а при необходимости и их конструкторско-технологической разработке на базе объединения финансовых, материальных и иных средств малых, средних предприятий, якорной компании и по заказу последней (как правило, на принципах аутсорсинга). 60. Инжиниринг инноваций — это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию инновации. 61. Инжиниринг — один из видов передачи объектов инновационной деятельности. Представляет собой совокупность проектных и практических работ, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для осуществления проекта. Существуют четыре основных метода инжиниринга: обычный (консультирование при подготовке планов и технических условий проекта, получении предложений от подрядчиков и поставщиков и при осуществлении проекта; внутрифирменный (использование собственного персонала заказчика); руководство проектом; «под ключ». 62. Инициация инноваций — деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи, то есть превращение идеи в вещь или товар (имущество, документ имущественного права, документ по операции). 63. Инкубаторы инновационного бизнеса — экономико-правовое пространство, где действует льготное налогообложение, распространено венчурное финансирование, оказываются посреднические услуги: техническая экспертиза, маркетинг, информационное обеспечение, управленческое консультирование, лицензирование. 64. Инкубаторы новых фирм - форма поддержки развития местных небольших новых компаний со стороны региональных органов управления с непосредственным участием местных спонсоров, которые контролируют и направляют работу «инкубаторов». Клиентами «инкубаторов» являются инновационные фирмы, производители новой техники, консалтинговые фирмы. «Инкубаторы» часто участвуют в собственности фирм-клиентов. 65. Инноватика — наука, изучающая различные теории нововведений — формирование новшеств, их распространение и т.д.;- особое направление в инновационном менеджменте России означающее движение от инновации к предпринимательству. Внутри самой инноватики появились новые самостоятельные направления: формирование новшеств, сопротивление нововведениям, диффузия (распространение новшеств); адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям; инновационные организации; выработка инновационных решений и т.д. В приведенном перечне составных частей инноватики отсутствуют некоторые важные элементы, такие, например, как рынок нововведений, инновационные стратегии. 66. Инноватор - предприниматель-энтузиаст, захваченный новой идеей и готовый приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидер-предприниматель, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес. 67. Инноваторы-лидеры — это ИП, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими ИП — инноваторами-последователями. Инноваторы-лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас экономической прочности, который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции и в более низких по сравнению со средними удельными издержками производства. Инноваторы-последователи, напротив,меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, имея при этом более низкие экономические показатели конкурентоспособности. 68. Инноваторы-последователи – это ИП, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и ИП, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений. Реализация новых научных открытий и пионерных изобретений в производстве характерна для ИП, имеющих полный цикл НИОКР (например, открытие полупроводников и их реализация в Белл-лаборатории) или по крайней мере развитую базу прикладных НИОКР, но инновации такого типа достаточно редки. Основная масса ИП создает инновации на основе новых способов применения ранее сделанных открытий. 69. Инновации - процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы фирмы. 70. Инновационная активность – это комплексная характеристика инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность методов, уровень технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. 71. Инновационная бизнес-система – система, направленная на устойчивую реализацию данного инновационного бизнес-процесса, которая включает как сам инновационный бизнес-процесс, так и дополняющие его другие инновационные компоненты, в том числе, организационные формы инновационной деятельности; инновационная среда, инфраструктура, динамика развития, стратегические позиции, организационный механизм, система управления. Инновационная бизнес-система определяется конкретной бизнес-моделью. 72. Инновационная деятельность – совокупность действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов. Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном. Она может быть межотраслевой и отраслевой. Результатами своей инновационной деятельности участники основного и обслуживающего инновационных процессов обмениваются через рынки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|