Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТ ПРАВА




система права – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений.

выражает существующую прав действительность; предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». СП это внутр строение права как отдельное явление, а в ПС речь идет о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юр х-ра, сущ-х и функ-их в гос-ве. СП выступает как часть ПС и отличается рядом признаков.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это сов-ть качественно однородных обще отн-й, V регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это сов-ть юр приемов, способов, воздействия права на общ отношения (императивный метод, диспозитивный,мт поощрения,м рекомендаций, автономии и равенства сторон и т. д.).

 

Элементы:Норма права -первичный компонент, регул общ отношение(например, отв-сть за кражу) Это «кирпичики», из V складываются более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общ отн-й.

Правовой институт — сово-сть норм, регулирующих опред сторону однородных общ отн-ий. (Примеры: институт Президента РФ в конст праве, институт смягчающих и отягчающих обс-тв в УП, институт собственности в ГП, институт опеки в СП).

ПИ обособляются в рамках одной отрасли права. В некоторых случаях прав институт выделяется из нес-ких отраслей. (Например, институт прав человека составляют нормы конст, гр, уг и др отраслей права). Отрасль права — сов-ть норм, регулирующих однородные общ отношения присущим ей методом правового регулирования. представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, тк отражает объективно сущ-ие сферы общ отношений

 

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — сов-ть норм, регулирующих неск-ко сторон однородных общ отношений (например, предпринимат право в ГП)

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, субинститут средств необходимой обороны в институте необходимой обороны УП)

СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: вопросы соотношения

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений; система зак-ва – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, V нах в отношениях взаимодействия и взаимосвязи др с др, образующих опр единство, целостность, систему нпа;3) право не может работать вне закон-ва, а оно в его широком понимании и явл правом;4) проводить анализ структуры системы права надо вместе с внешней формой права, V является система зак-ва, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления прав норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.Строение зак-ва воспринимается правоведами как система только потому, что оно явл внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Различия м/у сист права и сист зак-ва:1) норма права – это первичный элемент сис права. В то же время первичным элементом сист зак-ва явл нпа; 2)система зак-ва по своему объему материала обширнее сист права, т.к вкл в свое содержание положения, V в собственном смысле не м/б отнесены к праву;3) деление права на отрасли и институты, в отличие от зак-ва, базируется на предмете и методе прав регулирования;4) структура сист права не совпадает с внутренней структурой сист зак-ва; 5) система права имеет объективный х-р. А сист зак-ва создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение м/у сист зак-ва и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации зак-ва, деятельностью органов гос власти, направленной на упорядочение зак-ва, а также создание логичной системы.

В рез-те понимание правильного соотношения м/у сис права и сис зак-ва связано свыводом: Соотн-ие сист пр и сист за-ва – это характеристики, V позволяют различить 2 термина, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

 

Правовая система

1. Понятие правовой системы

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих средств, регулирующих общественные отношения, а также элементы, характеризующие уровень правового развития той или иной страны.

Основными составляющими правовой системы являются особенности источников права, а также органов государственной власти, занимающиеся правотворческой и правоприменительной деятельностью. Наряду с ними ярко проявляют себя явления духовного мировоззренческого характера, юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика, право в целом и выражающее его законодательство, юридическая техника и др.

Существует несколько видов классификаций правовой системы (различия проводятся в основном путем дробления той или иной правовой системы). Наиболее распространена классификация национальной правовой системы — конкретно-исторической совокупности права (законодательства), юридической практики и господствующей идеологии отдельно взятой страны, предложенная Р. Давидом. Он ввел также понятие правовой семьи как совокупности национальных правовых систем в рамках одного типа права, выделенной на основе общности исторического пути его формирования, доминирующих источников, структуры права, особенностей правоприменительной деятельности, понятийно-категориального аппарата юридической науки и др.

Выделяется система трех правовых семей, характеризующихся внутренним относительным единством правовых систем, имеющих сходные юридические признаки:

- семья романо-германского права (континентальное право);

- семья англосаксонского права (система общего права);

- религиозные и традиционные правовые системы.

При этом его назначение заключается в том, чтобы отобразить право как систему норм, правовую деятельность, правовую идеологию и др. С учетом этого содержанием правовой системы охватываются следующие аспекты:

1) институциональный — право, выраженное в нормах, институтах, отраслях;

2) организационно-структурный — правовые учреждения, обеспечивающие действие права;

3) поведенческий — право, выраженное в правовой деятельности, юридической практике;

4) духовно-культурный — право, представленное правовой идеологией, правовой культурой в целом.

Правовые нормы, правовая деятельность, правовые учреждения, правовая культура взаимосвязаны между собой, находятся в неразрывной связи, образуя, таким образом, целостное образование — правовую систему.

 

Правовая семья- категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития.

Представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни ром-герм пр системы восходят к древнеримскому праву. Рыночная, конкурентная экономика требовала право, основанное на формально-юридическом равенстве и личной свободе субъектов. Все это западные правоведы нашли в римском частном праве.

Ведущий источник романо-германского права - нормативно-правовой акт, а точнее - закон. Закон имеет безусловный приоритет перед иными источниками. Система нормативных актов составляет основу правопорядка. Законодательство регулирует все наиболее важные аспекты жизни. Для ромо-герм пра системы характерны писаные конституции, обладающие высшей юридической силой.

Повсеместно распространена отраслевая кодификация с целью упорядочения нормативного материала. Система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Существует деление права на публичное и частное, причем приоритет отдается последнему. Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. При аналогии применяются общие принципы права - закрепленные нормативно или выводимые путем толкования.

Правовые нормы как общие модели правомерного поведения формулируются законодательными и исполнительными органами государственной власти. При этом удельный вес ведомственного, подзаконного нормотворчества достаточно велик. Суд не создает права, он его только толкует и применяет. Роль обычая ограничена, он не считается самостоятельным источником права, является лишь дополнением к закону.

К достоинствам романо-германской правовой системы следует отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства. К недостаткам - наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

Англосаксонская правовая система(общего права)

Страны: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи.

В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система суд прецедентов - так называемое общее право (это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров – казусов)

Главный источник - судебный прецедент. Судья здесь - субъект правотворчества. Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов - дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.

К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам - несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.

 

 

Традиционно-релгиозные правовые семьи

В этих семьях различают так называемые религиозные (еврейское право(иудейское), мусульманское право, индусское право) и традиционные.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. К странам с мусульманской правовой системой относят Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Источники:

Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда -основные понятия. Прежде всего это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического хар-ра. около 80 содержат законодательные положения.

Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.

Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.

Индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание системы входят обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до наст времени. В этом качестве он выступает непременным элементом гос-правовых отношений современного индийского об-ва.

Индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, и к определенному миропониманию. Главная идея - учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой. Образ жизни каждого индуса должен соответствовать нравственному кодексу. Считается, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории.

Источники права- дхарма и артхашастры (древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья).

 

Еврейское право(иудейское) - совокупность религиозных норм иудаизма, имеющих правовой характер; одна из конфессиональных форм религиозного права. Осн принцип права явл-ся полное равенство всех членов общины перед богом. История иуд.права насчитывает около 3 тысяч лет. Иуд.право берет свое начало в правовых системах народов Древнего Востока. Особенноть-что оно с самого начала было одновременно религиозным и национальным.

Источники. В иуд.религиознй литературе книги Ветхого завета делятся на 3 части. В первую группу входят книги Моисея,центральное место отводится законам и правилам жизни иудеев. Эту группу чаще называют Пятикнижьем Моисея или Торой. Вторую группу составляет Небиим (ранние и более поздние книги пророков), втретью группу книг включаются все остальные книги под общим названием –Кетубим.Важным источником явл-ся религиозные традиции и обычаи, касающиеся религиознах праздников, бытовых и семейчных отношений. Также доктрина –писания богословов и мнения различных иудейских академических школ.

Традиционная правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений. Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившейся в течение длительного времени системе обычаев, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение. Термин «традиционная правовая семья» ввёл в научный оборот французский юрист Рене Давид, В зависимости от географического критерия семья традиционного права бывает:Континентальная (Африка, Азия);Островная (Австралия, Океания: обычное право народов Полинезии, Меланезии)

 

Социалистическая правовая семья (социалистическое право)

Социалистическое право — это самостоятельная правовая система советской России (СССР), которая возникла после Октябрьской революции 1917 г. и была воспринята после Второй мировой войны другими социалистическими странами. Это право отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической идеологии, отрицанием различий между публичным и частным правом, а также концепцией права как силы, способствующей построению коммунистического общества.

Правовые системы стран, входивших в “социалистический лагерь”, принадлежали к романо-германской правовой системе. Они и сейчас сохраняют рад ее черт. Норма права (юридическая норма) здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. В значительной мере сохранились и система законодательства, и система права, и терминология юридической науки. Эти черты сходны с европейским правом и восходят к римскому праву.

Однако при всем сходстве с континентальной системой правовая система социализма имела существенные особенности, обусловленные ярко выраженным классовым характером. Повсеместно господствовало узконормативное понимание права, частное право уступало место публичному. Были чужды идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласованности, интересов частных лиц и общества.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составляющих “социалистический лагерь”, существенное влияние оказывала первая правовая система — советская. Поэтому национальные правовые системы (Китай, Куба, Северная Корея) и сейчас принято считать разновидностью социалистического права.

 

6)Правовое регулирование

 

Правовое регулирование

Правовое регулирование - осуществляемое государством при помощи специальных юридических средств целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их организации, упорядочивания, стабилизации.

Юридическими средствами правового регулирования выступают правовые нормы, правоотношения, акты реализации и применения права.

Предмет правового регулирования - общественные отношения, на которые направлено регулирующее воздействие той или иной правовой нормы.

Чтобы поддаваться правовому регулированию, общественные отношения должны:

иметь многовариантный характер, предоставляя субъектам, наделенным волей и сознанием, возможность свободного выбора;

подлежать внешнему контролю;

обладать общезначимой ценностью, важностью с точки зрения государства и общества; допускать возможность применения мер государственного принуждения.

Совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, образует сферу правового регулирования. При этом многие социальные взаимодействия правом не регулируются. Интимные отношения супругов или организация праздничной вечеринки не требуют официального закрепления в виде нормативных моделей. Это не означает, что вне сферы правового регулирования царит хаос, произвол, абсолютная свобода индивидуального усмотрения. Отношения, регулируемые иными социальными нормами - моральными, политическими, корпоративными, религиозными, традиционными и другими, - составляют сферу общественного саморегулирования. Между указанными сферами нет изоляции, они пересекаются, взаимодействуют, дополняют и поддерживают друг друга.

Перед законодателем стоит сложная задача - соблюсти баланс между правовым регулированием и общественным саморегулированием. Прежде чем подвергнуть общественное отношение нормативной регламентации, следует обосновать необходимость, целесообразность такого шага. Можно ли и нужно ли законодательно регулировать те или иные социальные взаимодействия? Или же здесь допустимо саморегулирование? Излишне широкое вмешательство законодателя в общественную и частную жизнь приводит к неоправданному ограничению личной свободы индивидов, к нарушению прав и свобод человека, к тирании, тоталитаризму. Summum jus, summa injuria (с лат.) - чрезмерное расширение права порождает несправедливость. Таким образом, право должно регулировать лишь основные, общезначимые, стратегические вопросы жизни общества.

Способы правового регулирования соответствуют делению норм на дозволяющие, запрещающие и обязывающие:

дозволение - предоставление лицу возможности по своему усмотрению реализовать права и свободы, закрепленные диспозицией дозволяющей нормы;

запрещение - возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного активного поведения, от совершения тех или иных действий закрепленных диспозицией запрещающей нормы;

обязывание - возложение на лицо обязанности совершить те или иные активные действия, закрепленные диспозицией обязывающей нормы.

Таким образом, legis virtus haec est imperare, vetare, permittere (с лат.) - закон имеет власть обязывать, запрещать, разрешать (Модестин). Дозволение предполагает добровольный выбор субъекта реализовать или нет предоставленные правом возможности. Запрещение и обязывание предполагают реализацию нормативных предписаний под угрозой государственных санкций.

Типы правового регулирования обусловлены определенным сочетанием дозволений, запретов и обязанностей:

Разрешительный тип. Выражается формулой: «Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Данный тип характерен для тоталитарных, антидемократических государств, делающих основной упор в правовом регулировании на запреты, обязанности, правоограничения, санкции. В цивилизованных, демократических странах запретительный тип регулирования используется главным образом в сфере публичного права - уголовного, налогового, административного.

Общедозволительный тип. Выражается формулой: «Дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Подразумевается право лица совершать любые действия, не запрещенные законом. В демократическом государстве разрешительному регулированию отдается безусловный приоритет.

В качестве примера сравним две правовые нормы, регулирующие отношения собственности разрешительным и общедозволительным образом.

Пример 1. Статья 92 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом» (разрешительный тип).

Пример 2. Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ 1995 года: «Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц» (общедозволительный тип).

Методы правового регулирования:

императивный - метод властных предписаний, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называют методом субординации;

диспозитивный метод - предоставление субъектам возможности самостоятельно и по своему усмотрению урегулировать свое поведение в рамках, предусмотренных законодательством. Указанный метод называют еще методом координации.

Сравним две нормы, сформулированные автором произвольно:

1-й вариант: «При несвоевременном возврате долга должник обязан уплатить штраф в размере десяти процентов от общей сумы долга».

2-й вариант: «При несвоевременном возврате долга должник обязан уплатить штраф в размере десяти процентов от общей суммы долга, если иное не предусмотрено соглашением сторон».

Первая норма носит императивный характер, вторая - диспозитивный.

Механизм правового регулирования - это действующая система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования характеризует взятый в единстве и взаимодействии всех его элементов процесс правового воздействия юридических средств на общественные отношения.

Структура механизма правового регулирования включает последовательно используемые юридические средства:

1. Правовые нормы.

2. Правоотношения.

3. Акты реализации и применения права.

Стадии механизма правового регулирования:

1. Правотворчество.

2. Возникновение субъективных юридических прав и обязанностей.

3. Реализация (применение) права.

По используемым средствам правовое регулирование может быть нормативным или индивидуально-правовым. В первом случае главную роль играют нормы права, во втором - правоприменительные акты.

Цель правового регулирования - правомерное поведение субъектов права. Как отмечается в литературе, цель правового регулирования состоит в том, чтобы поведение и действие людей совершались в соответствии с нормами права, чтобы в обществе складывались отношения, ситуации, запрограммированные в нормах права, чтобы в результате действия норм социальные интересы протекали в направлениях, выгодных обществу, и в итоге возникали бы определенные социально полезные результаты в самых разных сферах общественной жизни: экономической, политической, культурной, экологической и т. п.*1

_____






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных