Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные и дополнительные источники по теме. 1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов




1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. [Текст]: учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Е.В.Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -128 с,

2. Пастухова, И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. [Текст]/ И.П. Пастухова, Н.В.Тарасова: М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 124с.

 

 

Тема 2. Методологические основы исследования

Основные понятия и термины по теме: Методология, принцип, методологические принципы, метод, методика, объект исследования, предмет исследования. цель исследования, задачи исследования, гипотеза.

План изучения темы

1. Понятие о методологии научного знания как системе принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологические принципы исследования.

2. Методологические характеристики научного исследования. Основные характеристики научных работ: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Понятие о методологии научного знания как системе принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологические принципы исследования.

Основой научных исследований является методология, которая определяет мировоззренческие позиции, подход к исследованию, выбор методов и объясняет результаты.

Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.

 

ВЫВОДЫ

И

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 
 


ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ.

 
 


МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Конкретное воплощение метода,

в соответствии с целью исследования

 
 


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Способы получения фактов о предмете науки.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Требования к построению исследования.

 
 


МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

 

В философской литературе нет единого общепринятого определения методологии.

В наиболее широком смысле методологию трактует «Философский энциклопедический словарь» М., 1983, с. 365.

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Другое также точное определение дает «Философский словарь» под ред. М.М. Розенталя, М., 1975.

Методология - это учение о методе научного познания и преобразования мира.

В современной литературе, в частности в работе Юдина Э.Г. «Системный подход и принцип деятельности» под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.

Принцип - способ достижения социально-значимых целей на основе учета объективных закономерностей.

Исследователи выделяют, называют и характеризуют разные принципы исследования. Рассмотрим некоторые из них, рассмотренных Загвязинским В.И.

1. Объективность - принцип требует всестороннего учета факторов и условий, порождающих то или иное явление; анализа процесса развития явлений со вскрытием и всестороннем рассмотрением их внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений; адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке факторов.

Достоверность.

Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование (не отдельные примеры, факты, а совокупность фактов), не выхватывание тех фактов, которые выгодны исследователю, а анализ всех полученных материалов. Факты необходимо брать в «целом» и в их «связи». Это относиться не только к полученным фактам, но и к выводам, так на достоверности фактов основывается достоверность выводов.

Доказательность

Связана с достоверностью. Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, каждого шага исследования и выводов. Исходные посылки определяются и формируются на основе анализа исследований предшественников научных школ и направлений. Обоснованность требует выбор методов и структуры исследования. Достоверность обеспечивает доказательность. В этом два названных принципа взаимосвязанности.

Альтернативность

или альтернативный характер научного поиска - требование выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос. Обычно в конкретном исследовании поисковый этап позволяет выделить наиболее значимые условия, направления и перспективы работы. При поиске путей решения проблемы важно проанализировать не только совпадающие или близкие точки зрения, но и противоположные, несовпадающие.

Важно проверить не только напрашивающиеся, но и скрытые, неочевидные пути решения. В научном поиске важно проанализировать возможность разных вариантов решения исследовательской задачи.

Научность.

Этот принцип предполагает конкретно - историческое исследование явлений.

Одинаковые по форме явления исполняются иным, конкретно-историческим содержанием на каждом этапе развития общества.

Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного и единичного в явлениях, раскрытие законов, управляющих развитием явлений, оценки их с точки зрения конкретно - исторического подхода.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных