Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ: РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, РЕМЕСЛА




 

 

Волжская Булгария - первое государство на территории Поволжья и Прикамья давно интересует историков и специалистов. В последнее время этот интерес уси­ливается всвязи свозрождением национального самосознания, стремлением знать истоки государственности, народные обычаи, культуру.

По данной теме издан широкий круг источников, охватывающих вопросы истории государственности, складывания народности, распространения ислама и его влияния на культуру Волжской Булгарии. При изучении темы важно отметить закономерности развития культуры как в домонгольский, так и золотоордынский периоды.

Через территорию Волжской Булгарии проходили важнейшие водные и сухопутные торговые пути, соединявшие восточные страны с Европой. Это способствовало развитию связей Булгарии со странами Востока, Русью и Прибалтикой, а также соседними финно-угорскими народами.

С упрочением государства, определением его территории и границ, усилением внут­ренних экономических связей и распространением на всей территории расселения тюркоязычных племен единой культуры и общего языка складываются предпосылки для консолидации этих племен вединую булгарскую народность. В XII веке древние авторы пишут о «булгарских тюрках» или «тюркских булгарах». Булгары говорят на язы­ке, который был близок к западным тюркским языкам и через них к языку современных поволжских татар.

На этом языке написаны литературные и исторические сочинения, к сожалению, практически не сохранившиеся до наших дней. К этому времени, очевидно, относится складывание ряда булгар­ских народных сказок, легенд, преданий, баитов.

Известны стихи поэта I половины XII в. Сулеймана ибн-Дауда и, конечно, шедевр восточной литературы начала ХШ века - поэма Кол Гали «Кысса-й-Йусуф» («Легенда о Юсуфе»). В основе сюжета – библейская история об Иосифе и его братьях. Однако гений Кол Гали обогатил библейский сюжет лирической линией - историей любви Иосифа и прекрасной Зулейхи. Богатые поэтические образы, использование лучших приемов восточной поэзии, описания жизни, быта средневекового восточного города превращает поэму в бесценный памятник истории и культуры Волжской Булгарии. Судьба великого поэта XIII века Кол Гали сложилась драматически: после многих странствий в конце жизни он вернулся на родину и, видимо, погиб при штурме Биляра монгольскими отрядами в 1236 году, разделив с соотечественниками эту трагедию.

Консолидации булгарской народности способствовало то, что с X века в Поволжье ин­тенсивно распространяется ислам. Вместе с религией приходит письменность, основан­ная на арабской графике и элементы восточной среднеазиатской и халифатской культу­ры.

Принятие ислама Волжской Булгарией в 922 году исторически связано с миссией багдатского халифа, которая прибыла в Булгарию, пережив опасное путешествие. Среди посланцев халифа был Ибн-Фадлан, секретарь и переводчик, который вел путевой дневник и описывал не только свои впечатления о путешествии, но и наблюдения о быте, традициях, обычаях, фольклоре, праздниках булгар. Его книга «Путешествие на реку Итиль» - бесценный памятник по истории Волжской Булгарии.

Распространение ислама наложило отпечаток на всю духовную и материальную культуру, на все формы общественного сознания в государстве. Однако, в домон­гольский период (конец IX в. - 1230-е гг.) булгарские мастера как бы приспосабливали свое творчество к мусульманским канонам, не разрывая окончательно с древними традициями.

Всего от домонгольского времени археологами зафиксировано на территории края 67 городищ и 481 селище. Из древних источников известно, что уже к 30-е годы X века у булгар есть двагорода: Биляр и Сувар, а в XI веке булгарские строители достигли такого мастерства, что приглашались в другие страны, например, на Русь. Болгарское строительство, в основном, деревянное и земельное, каменные здания - редкость.

Художественное творчество домонгольского периода археологически полнее всего представлено керамикой и изделиями из металлов.

Так, булгарская керамика изготовлена на гончарном круге и отличается большим разнообразием цвета, фактуры, форм сосудов, элементов декора. К XIII веку здесь широко освоен горновой обжиг посуды и клеймение дна изделия. Высокого искусства достигла металлообработка, особенно, черная металлургия и обработка железа. Кроме того, мастера использовали медь и ее сплавы. В металлических изделиях широко распространены мотивы «звериного стиля». Образцами его являются билярские бронзовые замочки в виде миниатюрных фигурок барса-единорога, барана, собаки, коровы, лошади, козы и других животных. Широко распространены бронзовые зеркала, одна сторона которых тщательно по­лировалась, а другая украшалась рельефным рисунком животных. Например, найдено бронзовое зеркало с изображением журавлей, запечатленных в сложной позе, с изогнутыми шеями, раскрытыми клювами. Известны многочисленные украшения, металлические обложки книг. К домонгольскому периоду относится выпуск первых булгарских монет - дирхем.

Зодчество, художественная обработка металла, самобытная керамика, художествен­ная обработка кожи, дерева, кости, цветное стекло, рукописная каллиграфия - таков был гармоничный, сложный и богатый мир средневекового булгарского искусства, над которым пронесся разрушительный ураган 1236 года и последующих карательных экс­педиций монголов 1240-х годов.

Булгария оказывается в составе империи Чингиз-хана, в частности, Джучиева Улуса (Золотая Орда). Завоевание сопровождалось уничтожением массы людей и материальных ценностей. Падение Булгарии, разрушение его столицы и других городов при­водит к переселению населения в район Предкамъя (современного Заказанья), а также междуречья Волги и нижнего течения р.Свияги. Многие города и селения после нашествия монголов перестали су­ществовать. Так, погиб и больше не восстанавливается главный город домонгольской Булгарии - Биляр (Великий город) на р.Малый Черемшан.

Волжская Булгария обладала достаточным экономическим, демографическим и творческим потенциалом, чтобы возобновить и развить свои ремесла, восстановить разрушительные города и более того, сделать значительный шаг в своем художествен­ном развитии, причем, это развитие отныне направлено в русло мусульманской рели­гии.

Археологический материал золотоордынского периода почти не дает образцов «звериного стиля» и языческого искусства. Следование же канонам ислама в искусстве булгар ХШ века становится более жестким.

Строительство крепостей в раннеордынский период практически отмирает, т.к. завоева­тели запрещают возводить укрепления (их строительство начнется лишь в XIV веке).

После 1236г. полностью или частично были восстановлены города: Сувар, Джукетау (видимо, второй по значению город Волжской Булгарии); крепнет Иске-Казан (Булгар-аль-Джадид), первым городом становится Болгар на Волге.

Г.Болгар сохранил до наших дней богатейший археологический и исторический мате­риал. Известные архитектурные памятники привлекают сюда туристов и ученых. Толь­ко их перечисление свидетельствует о богатстве бесценных сокровищ прошлого: ансамбль Джами-мечеть, с утраченным в ХIХ веке Большим минаретом, уцелевший Ма­лый минарет, мавзолеи, бани, ханское судилище, остатки жи­лых кварталов, причем не только булгарских. За городом были расположены поселения армян, греков, русских и других «неверных», живших в Болгаре.

Булгарские мастера не только строили величественные здания, но имели обширные инженерные знания: строили плотины, укрепляли склон волжской террасы, отводили оттуда воду. По этим памятникам можно судить о значении города, как столицы госу­дарства Волжской Булгарии, который часто становился ареной битвы и для монголов, и для русских князей, и для разного рода разбойников. В 1431 году после очередного нападения город был разрушен, после чего потерял свой статус столицы.

В золотоордынский период развиваются старые ремесла, получают развитие также и новые для этого региона художественные промыслы. Так, большими искусниками были резчики по камню. Над­гробные камни в ХШ-ХIV вв. имеют широкое распространение на всей территории Булгарии. Декоративное оформление надгробных плит зависело от заказчика и, конечно, мастерства исполнителя.

В золотоордынский период получают дальнейшее развитие всевиды декоративно-прикладного искусства, сложившиеся вдомонгольской Булгарии: кузнечное, бронзолитейное, ювелирное искусство, керамика, художественное стекло, обработка кожи, резь­ба по кости, ткачество, шитье, вышивка и др. Ремесленные традиции развиваются на более высоком уровне. Например, при изготовлении керамики используется ножной гончарный круг и закрытый горн, давшие возможность получать керамику высокого обжига.

В области художественного металла и ювелирного искусства также произошли изменения. Вместо изображения живых существ мастера достигали совершенства в орнаментировке и каллиграфически исполненных надписях, используется золото, серебро, драгоценные камни.

Ведущая тенденция и характер местного ювелирного искусства заключались в переносе центра тяжести с изображения живого существа на орнамент и каллиграфически начер­танное слово.

На всем протяжении с 1240 до 1430 гг. наряду с булгарами в крае жили и другие на­роды со своей культурой и традициями. Ввосточных и юго-восточных районах - кипчаки, на западе и в центре проживали финно-угры, тюрки (чуваши), которые не исповедовали ислам. В Булгарии остались жить изавоеватели - монголы, которые до того, как полностью растворились в татаро-булгарской эт­нической среде, имели свои культурные традиции, отличные от мусульманских. Особый интерес представляют христианские поселения: русские и армянские, с памятниками христианского культового зодчества, декоративными изделиями, иконами и др.

Русские постоянно составляли определенную часть булгарского населения. Заметную роль в культурной жизни Булгарии золотоордынского периода играла армянская колония, возникшая a X-XII вв. вблизи Булгара. Армянские купцы имели сложенные из камня добротные дома, сохранились остатки армянской церкви («Греческая Палата»), каменные плиты с надписями.

Художественная культура средневековой Волжской Булгарии была подчинена господству мусульманской религии, причем в ХШ-XV вв. в большей степени, чем вдо­монгольское время. С канонами ислама связаны основные типы культовых и мемори­альных архитектурных сооружений и основные формы декора (орнаментально-каллиграфическая система). Вцелом искусство Волжской Булгарии не закончило свою историю в 1431 году с раз­рушением столицы государства. Булгарская культура непосредственно подготовила почву для татарского искусства последующих исторических этапов, прежде всего для культуры Казанского ханства.

 

Рекомендованная литература

 

1. Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (Х - начало XIII вв.). – Казань, 1983.

2. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии (Х - начало ХIII вв.). - Ка­зань, 1986.

3. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. - М., 1984.

4. Полубояринова И.Д. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв. – М., 1993.

5.Город Болгар: монументальное строительство, архитектура, благоустройство. - М., 2001.

6. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. –Казань, 2002.

7. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. -Йошкар-Ола, 1975.

8. Бариев Р.Х. Волжские булгары: история и культура. - СПб., 2005.

9. История татар с древнейших времен. В 7 т. Т.2. Волжская Булгария и Великая степь. – Казань, 2006.

10. Сокровища булгарского народа. Выпуск 1. Этногенез. История. Культура. - СПб.,2007.

11. Кол Гали Кысса-й-Йусуф - М., 1998.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных