ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ: РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, РЕМЕСЛА
Волжская Булгария - первое государство на территории Поволжья и Прикамья давно интересует историков и специалистов. В последнее время этот интерес усиливается всвязи свозрождением национального самосознания, стремлением знать истоки государственности, народные обычаи, культуру. По данной теме издан широкий круг источников, охватывающих вопросы истории государственности, складывания народности, распространения ислама и его влияния на культуру Волжской Булгарии. При изучении темы важно отметить закономерности развития культуры как в домонгольский, так и золотоордынский периоды. Через территорию Волжской Булгарии проходили важнейшие водные и сухопутные торговые пути, соединявшие восточные страны с Европой. Это способствовало развитию связей Булгарии со странами Востока, Русью и Прибалтикой, а также соседними финно-угорскими народами. С упрочением государства, определением его территории и границ, усилением внутренних экономических связей и распространением на всей территории расселения тюркоязычных племен единой культуры и общего языка складываются предпосылки для консолидации этих племен вединую булгарскую народность. В XII веке древние авторы пишут о «булгарских тюрках» или «тюркских булгарах». Булгары говорят на языке, который был близок к западным тюркским языкам и через них к языку современных поволжских татар. На этом языке написаны литературные и исторические сочинения, к сожалению, практически не сохранившиеся до наших дней. К этому времени, очевидно, относится складывание ряда булгарских народных сказок, легенд, преданий, баитов. Известны стихи поэта I половины XII в. Сулеймана ибн-Дауда и, конечно, шедевр восточной литературы начала ХШ века - поэма Кол Гали «Кысса-й-Йусуф» («Легенда о Юсуфе»). В основе сюжета – библейская история об Иосифе и его братьях. Однако гений Кол Гали обогатил библейский сюжет лирической линией - историей любви Иосифа и прекрасной Зулейхи. Богатые поэтические образы, использование лучших приемов восточной поэзии, описания жизни, быта средневекового восточного города превращает поэму в бесценный памятник истории и культуры Волжской Булгарии. Судьба великого поэта XIII века Кол Гали сложилась драматически: после многих странствий в конце жизни он вернулся на родину и, видимо, погиб при штурме Биляра монгольскими отрядами в 1236 году, разделив с соотечественниками эту трагедию. Консолидации булгарской народности способствовало то, что с X века в Поволжье интенсивно распространяется ислам. Вместе с религией приходит письменность, основанная на арабской графике и элементы восточной среднеазиатской и халифатской культуры. Принятие ислама Волжской Булгарией в 922 году исторически связано с миссией багдатского халифа, которая прибыла в Булгарию, пережив опасное путешествие. Среди посланцев халифа был Ибн-Фадлан, секретарь и переводчик, который вел путевой дневник и описывал не только свои впечатления о путешествии, но и наблюдения о быте, традициях, обычаях, фольклоре, праздниках булгар. Его книга «Путешествие на реку Итиль» - бесценный памятник по истории Волжской Булгарии. Распространение ислама наложило отпечаток на всю духовную и материальную культуру, на все формы общественного сознания в государстве. Однако, в домонгольский период (конец IX в. - 1230-е гг.) булгарские мастера как бы приспосабливали свое творчество к мусульманским канонам, не разрывая окончательно с древними традициями. Всего от домонгольского времени археологами зафиксировано на территории края 67 городищ и 481 селище. Из древних источников известно, что уже к 30-е годы X века у булгар есть двагорода: Биляр и Сувар, а в XI веке булгарские строители достигли такого мастерства, что приглашались в другие страны, например, на Русь. Болгарское строительство, в основном, деревянное и земельное, каменные здания - редкость. Художественное творчество домонгольского периода археологически полнее всего представлено керамикой и изделиями из металлов. Так, булгарская керамика изготовлена на гончарном круге и отличается большим разнообразием цвета, фактуры, форм сосудов, элементов декора. К XIII веку здесь широко освоен горновой обжиг посуды и клеймение дна изделия. Высокого искусства достигла металлообработка, особенно, черная металлургия и обработка железа. Кроме того, мастера использовали медь и ее сплавы. В металлических изделиях широко распространены мотивы «звериного стиля». Образцами его являются билярские бронзовые замочки в виде миниатюрных фигурок барса-единорога, барана, собаки, коровы, лошади, козы и других животных. Широко распространены бронзовые зеркала, одна сторона которых тщательно полировалась, а другая украшалась рельефным рисунком животных. Например, найдено бронзовое зеркало с изображением журавлей, запечатленных в сложной позе, с изогнутыми шеями, раскрытыми клювами. Известны многочисленные украшения, металлические обложки книг. К домонгольскому периоду относится выпуск первых булгарских монет - дирхем. Зодчество, художественная обработка металла, самобытная керамика, художественная обработка кожи, дерева, кости, цветное стекло, рукописная каллиграфия - таков был гармоничный, сложный и богатый мир средневекового булгарского искусства, над которым пронесся разрушительный ураган 1236 года и последующих карательных экспедиций монголов 1240-х годов. Булгария оказывается в составе империи Чингиз-хана, в частности, Джучиева Улуса (Золотая Орда). Завоевание сопровождалось уничтожением массы людей и материальных ценностей. Падение Булгарии, разрушение его столицы и других городов приводит к переселению населения в район Предкамъя (современного Заказанья), а также междуречья Волги и нижнего течения р.Свияги. Многие города и селения после нашествия монголов перестали существовать. Так, погиб и больше не восстанавливается главный город домонгольской Булгарии - Биляр (Великий город) на р.Малый Черемшан. Волжская Булгария обладала достаточным экономическим, демографическим и творческим потенциалом, чтобы возобновить и развить свои ремесла, восстановить разрушительные города и более того, сделать значительный шаг в своем художественном развитии, причем, это развитие отныне направлено в русло мусульманской религии. Археологический материал золотоордынского периода почти не дает образцов «звериного стиля» и языческого искусства. Следование же канонам ислама в искусстве булгар ХШ века становится более жестким. Строительство крепостей в раннеордынский период практически отмирает, т.к. завоеватели запрещают возводить укрепления (их строительство начнется лишь в XIV веке). После 1236г. полностью или частично были восстановлены города: Сувар, Джукетау (видимо, второй по значению город Волжской Булгарии); крепнет Иске-Казан (Булгар-аль-Джадид), первым городом становится Болгар на Волге. Г.Болгар сохранил до наших дней богатейший археологический и исторический материал. Известные архитектурные памятники привлекают сюда туристов и ученых. Только их перечисление свидетельствует о богатстве бесценных сокровищ прошлого: ансамбль Джами-мечеть, с утраченным в ХIХ веке Большим минаретом, уцелевший Малый минарет, мавзолеи, бани, ханское судилище, остатки жилых кварталов, причем не только булгарских. За городом были расположены поселения армян, греков, русских и других «неверных», живших в Болгаре. Булгарские мастера не только строили величественные здания, но имели обширные инженерные знания: строили плотины, укрепляли склон волжской террасы, отводили оттуда воду. По этим памятникам можно судить о значении города, как столицы государства Волжской Булгарии, который часто становился ареной битвы и для монголов, и для русских князей, и для разного рода разбойников. В 1431 году после очередного нападения город был разрушен, после чего потерял свой статус столицы. В золотоордынский период развиваются старые ремесла, получают развитие также и новые для этого региона художественные промыслы. Так, большими искусниками были резчики по камню. Надгробные камни в ХШ-ХIV вв. имеют широкое распространение на всей территории Булгарии. Декоративное оформление надгробных плит зависело от заказчика и, конечно, мастерства исполнителя. В золотоордынский период получают дальнейшее развитие всевиды декоративно-прикладного искусства, сложившиеся вдомонгольской Булгарии: кузнечное, бронзолитейное, ювелирное искусство, керамика, художественное стекло, обработка кожи, резьба по кости, ткачество, шитье, вышивка и др. Ремесленные традиции развиваются на более высоком уровне. Например, при изготовлении керамики используется ножной гончарный круг и закрытый горн, давшие возможность получать керамику высокого обжига. В области художественного металла и ювелирного искусства также произошли изменения. Вместо изображения живых существ мастера достигали совершенства в орнаментировке и каллиграфически исполненных надписях, используется золото, серебро, драгоценные камни. Ведущая тенденция и характер местного ювелирного искусства заключались в переносе центра тяжести с изображения живого существа на орнамент и каллиграфически начертанное слово. На всем протяжении с 1240 до 1430 гг. наряду с булгарами в крае жили и другие народы со своей культурой и традициями. Ввосточных и юго-восточных районах - кипчаки, на западе и в центре проживали финно-угры, тюрки (чуваши), которые не исповедовали ислам. В Булгарии остались жить изавоеватели - монголы, которые до того, как полностью растворились в татаро-булгарской этнической среде, имели свои культурные традиции, отличные от мусульманских. Особый интерес представляют христианские поселения: русские и армянские, с памятниками христианского культового зодчества, декоративными изделиями, иконами и др. Русские постоянно составляли определенную часть булгарского населения. Заметную роль в культурной жизни Булгарии золотоордынского периода играла армянская колония, возникшая a X-XII вв. вблизи Булгара. Армянские купцы имели сложенные из камня добротные дома, сохранились остатки армянской церкви («Греческая Палата»), каменные плиты с надписями. Художественная культура средневековой Волжской Булгарии была подчинена господству мусульманской религии, причем в ХШ-XV вв. в большей степени, чем вдомонгольское время. С канонами ислама связаны основные типы культовых и мемориальных архитектурных сооружений и основные формы декора (орнаментально-каллиграфическая система). Вцелом искусство Волжской Булгарии не закончило свою историю в 1431 году с разрушением столицы государства. Булгарская культура непосредственно подготовила почву для татарского искусства последующих исторических этапов, прежде всего для культуры Казанского ханства.
Рекомендованная литература
1. Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (Х - начало XIII вв.). – Казань, 1983. 2. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии (Х - начало ХIII вв.). - Казань, 1986. 3. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. - М., 1984. 4. Полубояринова И.Д. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв. – М., 1993. 5.Город Болгар: монументальное строительство, архитектура, благоустройство. - М., 2001. 6. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. –Казань, 2002. 7. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. -Йошкар-Ола, 1975. 8. Бариев Р.Х. Волжские булгары: история и культура. - СПб., 2005. 9. История татар с древнейших времен. В 7 т. Т.2. Волжская Булгария и Великая степь. – Казань, 2006. 10. Сокровища булгарского народа. Выпуск 1. Этногенез. История. Культура. - СПб.,2007. 11. Кол Гали Кысса-й-Йусуф - М., 1998.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|