ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КУЛЬТУРА КАЗАНСКОГО ХАНСТВА
Материальных свидетельств истории Казанского ханства сохранилось крайне мало, тем не менее, этот период очень интересен. Несомненно, существовало серьезное влияние Золотой Орды, а также Московского государства на культурную жизнь Казанского ханства. Во времена ханства искусство в крае переживало свой расцвет, традиционные его виды обогащались новым, гуманистическим содержанием, идет оформление народности, осознание жителями наряду с территориальной, также культурной и идеологической общности. Изучение этого периода связано с определенными трудностями: недостаточность научной литературы, фрагментарность источников, проблемы в изучении отдельных видов художественного творчества. Казань заложена в начале XI века как северная крепость Волжской Булгарии. Первое письменное свидетельство ее существования относится к 1177 году. Первоначально (XI-ХШ вв.) крепость занимает северо-восточную часть Кремлевского холма, огражденного с запада исеверо-запада отвесным склоном к Булаку, ссеверо-востока и востока - обрывами к Казанке, а с юга - поперечным оврагом. Монгольское нашествие вначале не затронуло древнюю Казань, но под ее стены бежало булгарское население с разоренных закамских земель, что повлекло значительное увеличение булгарского населения в бассейне Казанки в XIII веке. В 60-70 годы XIII века Казань становится центром сопротивления булгар против монголов. После действия карательных отрядов монголов на рубеже XIII и XIV вв. жизнь вКазани еле теплилась. Однако уже в конце XIV - начале XV века город превращается вкрупный экономический, политический и культурный центр Поволжья. Здесь находятся перекрестки оживленных торговых путей. Тогда жеза Казанью закрепилось имя Булгар-аль-Джадид (Новый Булгар). После разорения в 1431 г. Булгара на Волге к Kазани полностью переходит роль центра Среднего Поволжья и Прикамья. Политически оформление Казанского ханства связано с появлением в городе семьи одного из монгольских ханов Улу-Мухаммеда. Характерный силуэт современной Казани с каменной кремлевской стеной, башнями и колокольнями появился позднее, ханская Казань выглядела иначе. Среди однообразной массы деревянных домов возвышались мечети, даже центр города был в основном деревянным. Материальные следы этой архитектуры почти неосязаемы. По мнению М.Худякова: «Татарская Казань до сих пор лежит в земле и ждет своих исследователей». Казанская культура времен ханства отличалась гармоничностью и расцветом разных форм искусства. Прогресс касался всех видов духовной и материальной культуры: уровня образования, широкого распространения письменности, развития гуманитарных и точных наук, расцвета литературы, поэзии, музыки, градостроительства, всего комплексадекоративных и изобразительных искусств, ремесел, наконец, самого быта, образа жизни людей. Все это было охвачено, по мнению исследователей, высокой волной общенационального подъема. Культура создавалась объединенными усилиями, талантом, трудом всех народов, причем искусство Казанского ханства развивалось в лоне ислама. Связь между городами (Алат, Арск, Зюри, Тятеш, Алабуга) осуществлялась как водными, так и сухопутными путями («даруги»). Самые высокие достижения светской, культовой, мемориальной, фортификационной и торгово-промышленной архитектуры концентрировались в Казани. В Кремле (крепости) была резиденция казанских ханов, культовые сооружения, главная мечеть, дворцы и дома феодалов и мулл. При всем своеобразии татарской архитектуры (деревянные мечети, полихромия) в ее развитие вносили свой опыт разные народы, проживавшие на территории ханства. Продолжает развиваться камнерезное искусство, которое достигает в это время своего расцвета. С этого времени известны прекрасные памятники с эпитафиями, наполненными не только религиозным, но и гуманистическим смыслом. Сама профессия мастера- исполнителя намогильных памятников («бахши») являлась одной из самых почетных. Ювелиры свободно владели всеми техническими приемами художественной обработки металлов и камней, исключая эмаль. В Оружейной Палате в Москве хранятся самые роскошные предметы, взятые в качестве «полона» в Казани: «Казанская шапка» - корона Ивана IV из чеканного золота с самоцветами и меховой опушкой, а также массивные золотые застежки, инкрустированные драгоценными камнями. В керамике продолжали развиваться традиции булгарского гончарного производства, однако, все большее распространение получает привозная посуда. Особым изяществом отличался костюм (как женский, так и мужской) - нарядный, отделанный мехом и расшитый цветным и белым бисером, речным жемчугом. В традициях ремесленников края было производство кожаной обуви, так называемых «булгари». При раскопках в Казанском кремле была обнаружена мастерская по производству обуви, остатки выкроенной обуви со своеобразным длинным мыском, кожаными аппликациями. Интересно, что подошву сапог булгарские мастера украшали гвоздиками, иногда и из драгоценных металлов, в форме геометрического узора, а также креста или звезды. В Казанском ханстве создавались шедевры рукописной каллиграфии и печатной миниатюры. В произведениях татарского поэта XVI века Мухамедьяра (выполняющего также функции хранителя ханской библиотеки) встречается упоминание о книгах, побывавших в его руках, что дает основание говорить о существовании в ханской Казани «китабхане» - библиотеки и одновременно мастерской книжного искусства, где работали поэты, ученые и переписчики. Особый интерес в татарском графическом искусстве XV-XVI вв. представляют печатные орнаментально-каллиграфические миниатюры - квадратные нишаны. Распространение ислама способствовало грамотности населения, существовали начальные и средние школы, а при мечети в Казанском кремле - школа высшего типа - медресе. Большая часть литературы этого периода имела религиозный характер, однако создавались и светские произведения (поэты Мухамед-Эмин. Мухамедьяр, Эмми Камал, Гариф-бек, Мухаммед Шариф и др.). Развивалось и устное народное творчество, до наших дней дошли эпические произведения, сказки, баиты: «Алпамыш», «Чура- батыр» и др. Важное место в жизни Казани занимала торговля, торговые татары создавали свои улицы и слободы в других городах (Москва, Нижний Новгород, Касимов и др.). При посредничестве купцов была создана международная ярмарка недалеко от Казани, на Волге - на Гостином острове. В устье Казанки, напротив острова, уже в XV веке находилась большая пристань. Кроме ежегодной ярмарки проходили торги и в других местах: в Гостином дворе близ Кремля, на Арском поле и др. Искусство Казанского ханства сформировалось на древнебулгарской основе, и во многих областях творчество представляло собой непосредственное продолжение художественных традиций Волжской Булгарии золотоордынского периода. Памятники этой эпохи, к сожалению, немногочисленны, но они свидетельствуют о высоком уровне мастерства, подъеме творческой деятельности, расцвете культуры в Казанском ханстве.
Рекомендованная литература 1. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - М., 2004. 2. История Казани. В 2-х т. T.1. – Казань, 1988. 3.Ситдиков А.Г. Казанский Кремль: историко-археологическое исследование. – Казань, 2006. 4. Казанский Кремль. – Казань, 2005. 5.Султанов В.И. Историческая география Казани. Город и его предместья в XVI-XVII вв. – Казань, 2004. 6. Алишев С.Х. Все об истории Казани. – Казань, 2005. 7. Хузин Ф.Ш., Султанбеков А.Г. Древняя Казань. – Казань, 2005.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|