Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КУЛЬТУРА КАЗАНСКОГО ХАНСТВА




 

Материальных свидетельств истории Казанского ханства сохранилось крайне мало, тем не менее, этот период очень интересен. Несомненно, существовало серьезное влияние Золотой Орды, а также Московского государства на культурную жизнь Казанского ханства.

Во времена ханства искусство в крае переживало свой расцвет, традиционные его виды обогащались новым, гуманистическим содержанием, идет оформление народности, осознание жителями наряду с территориальной, также куль­турной и идеологической общности. Изучение этого периода связано с определенными трудностя­ми: недостаточность научной литературы, фрагментарность источников, проблемы в изучении отдельных видов художественного творчества.

Казань заложена в начале XI века как северная крепость Волжской Булгарии. Первое письменное свидетельство ее существования относится к 1177 году. Пер­воначально (XI-ХШ вв.) крепость занимает северо-восточную часть Кремлевского холма, огражденного с запада исеверо-запада отвесным склоном к Булаку, ссеверо-востока и востока - обрывами к Казанке, а с юга - поперечным оврагом.

Монгольское нашествие вначале не затронуло древнюю Казань, но под ее стены бежало булгарское население с разоренных закамских земель, что повлекло значительное увеличение булгарского населения в бассейне Казанки в XIII веке. В 60-70 годы XIII века Казань становится центром сопротивления булгар против монголов. После действия карательных отрядов монголов на рубеже XIII и XIV вв. жизнь вКазани еле теплилась.

Однако уже в конце XIV - начале XV века город превращается вкрупный экономический, политический и культурный центр Поволжья. Здесь находятся перекрестки оживленных торговых путей. Тогда жеза Казанью закрепилось имя Булгар-аль-Джадид (Новый Булгар). После разорения в 1431 г. Булгара на Волге к Kазани полностью переходит роль центра Среднего Поволжья и Прикамья. Политически оформление Казанского ханства связано с появлением в городе семьи одного из монгольских ханов Улу-Мухаммеда.

Характерный силуэт современной Казани с каменной кремлевской стеной, башнями и колокольнями появился позднее, ханская Казань выглядела иначе.

Среди однообразной массы деревянных домов возвышались мечети, даже центр го­рода был в основном деревянным. Материальные следы этой архитектуры почти неося­заемы. По мнению М.Худякова: «Татарская Казань до сих пор лежит в земле и ждет своих исследователей».

Казанская культура времен ханства отличалась гармоничностью и расцветом разных форм искусства. Прогресс касался всех видов духовной и материальной культуры: уровня образования, широкого распространения письменности, развития гуманитарных и точных наук, расцвета литературы, поэзии, музыки, градостроительства, всего ком­плексадекоративных и изобразительных искусств, ремесел, наконец, самого быта, об­раза жизни людей. Все это было охвачено, по мнению исследователей, высокой волной общенационального подъема. Культура создавалась объединенными усилиями, талантом, трудом всех народов, причем искусство Казанского ханства развивалось в лоне ислама.

Связь между городами (Алат, Арск, Зюри, Тятеш, Алабуга) осуществлялась как вод­ными, так и сухопутными путями («даруги»). Самые высокие достижения светской, культовой, мемориальной, фортификационной и торгово-промышленной архитектуры концентрировались в Казани. В Кремле (крепости) была резиденция казанских ханов, культовые сооружения, главная мечеть, дворцы и дома феодалов и мулл.

При всем своеобразии татарской архитектуры (деревянные мечети, полихромия) в ее развитие вносили свой опыт разные народы, проживавшие на территории ханства. Продолжает развиваться камнерезное искусство, которое достигает в это время своего расцвета. С этого времени известны прекрасные памятники с эпитафиями, наполненными не только религиозным, но и гуманистическим смыслом. Сама профессия мастера- исполнителя намогильных памятников («бахши») являлась одной из самых почетных.

Ювелиры свободно владели всеми техническими приемами художественной обра­ботки металлов и камней, исключая эмаль. В Оружейной Палате в Москве хранятся са­мые роскошные предметы, взятые в качестве «полона» в Казани: «Казанская шапка» - корона Ивана IV из чеканного золота с самоцветами и меховой опушкой, а также массивные золотые застежки, инкрустированные драгоценными камнями.

В керамике продолжали развиваться традиции булгарского гончарного производ­ства, однако, все большее распространение получает привозная посуда.

Особым изяществом отличался костюм (как женский, так и мужской) - нарядный, отделанный мехом и расшитый цветным и белым бисером, речным жем­чугом.

В традициях ремесленников края было производство кожаной обуви, так назы­ваемых «булгари». При раскопках в Казанском кремле была обнаружена мастерская по производству обуви, остатки выкроенной обуви со своеобразным длинным мыском, кожаными аппликациями. Интересно, что подошву сапог булгарские мастера украшали гвоздиками, иногда и из драгоценных металлов, в форме геометрического узора, а также креста или звезды.

В Казанском ханстве создавались шедевры рукописной каллиграфии и печатной миниатюры. В произведениях татарского поэта XVI века Мухамедьяра (выполняющего также функции хранителя ханской библиотеки) встречается упоминание о книгах, побывавших в его руках, что дает основание говорить о существовании в ханской Казани «китабхане» - библиотеки и одновременно мастерской книжного искусства, где работали поэты, ученые и пере­писчики. Особый интерес в татарском графическом искусстве XV-XVI вв. представляют печатные орнаментально-каллиграфические миниатюры - квадратные нишаны.

Распространение ислама способствовало грамотности населения, существовали началь­ные и средние школы, а при мечети в Казанском кремле - школа высшего типа - медресе.

Большая часть литературы этого периода имела религиозный характер, однако создавались и светские произведения (поэты Мухамед-Эмин. Мухамедьяр, Эмми Камал, Гариф-бек, Мухаммед Шариф и др.).

Развивалось и устное народное творчество, до наших дней дошли эпические произведения, сказки, баиты: «Алпамыш», «Чура- батыр» и др.

Важное место в жизни Казани занимала торговля, торговые татары создавали свои улицы и слободы в других городах (Москва, Нижний Новгород, Касимов и др.). При посредничестве купцов была создана международная ярмарка недалеко от Каза­ни, на Волге - на Гостином острове. В устье Казанки, напротив острова, уже в XV веке находилась большая пристань. Кроме ежегодной ярмарки проходили торги и в других местах: в Гостином дворе близ Кремля, на Арском поле и др.

Искусство Казанского ханства сформировалось на древнебулгарской основе, и во многих областях творчество представляло собой непосредственное продолжение худо­жественных традиций Волжской Булгарии золотоордынского периода.

Памятники этой эпохи, к сожалению, немногочисленны, но они свидетельствуют о высоком уровне мастерства, подъеме творческой деятельности, расцвете культуры в Казанском ханстве.

 

Рекомендованная литература

1. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - М., 2004.

2. История Казани. В 2-х т. T.1. – Казань, 1988.

3.Ситдиков А.Г. Казанский Кремль: историко-археологическое исследование. – Казань, 2006.

4. Казанский Кремль. – Казань, 2005.

5.Султанов В.И. Историческая география Казани. Город и его предместья в XVI-XVII вв. – Казань, 2004.

6. Алишев С.Х. Все об истории Казани. – Казань, 2005.

7. Хузин Ф.Ш., Султанбеков А.Г. Древняя Казань. – Казань, 2005.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных