Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания по расчету аэрофотосъемки

Общие сведения

Развитие отраслей народного хозяйства страны требуют создания большого количества топографических и специальных карт. Проектирование сооружений, промышленных и сельскохозяйственных комплексов выполняется по крупномасштабным картам.

Наиболее быстрым, экономически выгодным, производительным и достоверным способом создания топографических карт и планов, фотокарт, фотопланов, являющихся основой землеустроительных планов, является топографическая аэрофотосъемка.

При проведении аэрофотосъемки получают аэрофотоснимки местности использование аэрофотоснимка позволяет фотограмметрическими и стереофотограмметрическими методами составлять топографические карты и планы. Аэрофотосъемка выполняется с самолета АН-30 для мелкомасштабного фотографирования (от 50000 и мельче), с ИЛ-14 для среднемасштабного фотографирования (от 1:10000 – 1:50000), с АН-2 и вертолета К-26 для крупномасштабного фотографирования (от 1:10000 и крупнее).

Фотографирование местности с самолета производится топографическими аэрофотоаппаратами при отвесном положении оптической оси (α<3о).

Синхронно с аэрофотоаппаратом работает радиовысотомер, измеряющий высоту фотографирования каждого аэроснимка, и статоскоп, регистрирующий колебания самолета по высоте.

Для производства аэрофотосъемочных работ на основании технического задания и договора составляется технический проект, в котором определяются масштабы аэрофотосъемки и создаваемой топографической карты, тип и фокусное расстояние аэрофотоаппарата, применение спецприборов, календарные сроки производства аэрофотосъемки и состояние местности района работ.

Технический проект имеет следующие основные разделы: исходные данные, картограмма объекта, расчет основных параметров аэрофотосъемки, графический проект на карте, пояснительная записка.

Технический проект является основным документом, определяющим экономические показатели: объем работ, затраты летного времени, производительность аэрофотосъемки, потребность в основных материалах, договорная стоимость аэрофотосъемочных работ.

Проект составляется на рабочей карте, масштаб которой в 3-5 раз мельче масштаба аэрофотосъемки. На карту наносят границы съемочного участка и оси маршрутов. Границы съемочного участка должны совпадать с рамками трапеций, а оси маршрутов должны быть параллельны между собой и параллельны или параллелям или меридианам. Аэрофотосъемку ведут маршрутами максимальной длины, так как в этом случае уменьшается количество зарамочных аэрофотоснимков, число заходов самолета с маршрута на маршрут, а следовательно уменьшается съемочное время, объем фотографических, геодезических и фотограмметрических работ.

Самолет пролетает по осям маршрутов и через определенные интервалы времени, т.е. через определенные расстояния, производится фотографирование местности (Рис. 1)

 

 

S1 S2 S3 S4

 
 

 


Sn

 

Рис. 1

АВСД – участок аэрофотосъемки;

S1, S2, S3, …, Sn – центры аэрофотоснимков на осях маршрутов ;

Вх – расстояние между центрами аэрофотоснимков или базис фотографирования на местности;

Ву – расстояние между осями маршрутов на местности или маршрутное расстояние.

 

Расстояние между соседними точками фотографирования устанавливается с таким расчетом, чтобы аэрофотоснимки в маршруте получались с перекрытием. Тогда, на каждом последующем аэрофотоснимке частично изобразится площадь, полученная на предыдущем аэрофотоснимке (Рис. 2).

               
   
   
 
 
   

 


Рис. 2

bx – базис фотографирования на аэрофотоснимке;

Рх – продольное перекрытие аэрофотоснимков.

 

Перекрытие смежных по маршруту аэрофотоснимков называется продольным перекрытием и задается в соответствии с таблицей 2.

 

 

Таблица 2

Продольное перекрытие
Масштаб аэрофотосъемки Расчетное Минимальное
1:10000 – 1:24000 1:25000 – 1:34000 1:35000 и мельче 62+38*h/H 80+20*h/H 90+10*h/H

 

Расстояние между соседними маршрутами устанавливается так, чтобы между ними тоже получилось перекрытие. Оно называется поперечным (рис. 3) и задается в соответствии с таблицей 3.

 

 
 

 


Рис. 3

Ру – поперечное перекрытие

 

Таблица 3

Масштаб аэрофотосъемки Поперечное перекрытие
расчетное минимальное максимальное
мельче 1:25000 1:25000 – 1:10000 крупнее 1:10000 30+70*h/H 34+66*h/H 40+60*h/H +10 +15 +20

 

Оси крайних маршрутов намечается по границам съемочного участка. Расстояние между смежными маршрутами Ву устанавливается такое, чтобы обеспечить заданное поперечное перекрытие.

Оси маршрутов прокладываются за границы съемочного участка при продольном перекрытии равном 60% не менее, чем на один базис фотографирования.

Расчет аэрофотосъемочных работ начинают после определения границ съемочного участка. Рассчитывают все основные параметры аэрофотосъемки, которым относятся:

- длина участка съемки Lx;

- ширина участка съемки Lу;

- высота средней плоскости участка Аср;

- максимальное превышение над средней плоскостью участка hmax;

- масштаб аэрофотосъемки 1/m;

- фокусное расстояние аэрофотоаппарата fk;

- размер (формат) кадра аэрофотоаппарата lx´ly;

- высота фотографирования над средней плоскостью участка Нср, абсолютная высота фотографирования Набс и высота полета самолета над аэродромом На;

- продольное и поперечное перекрытия аэрофотоснимков Рх и Ру;

- продольный и поперечный базисы фотографирования в масштабе аэрофотоснимка bх и bу и на местности Вх и Ву;

- количество аэрофотосъемочных маршрутом К;

- количество аэрофотоснимков в одном маршруте n и на весь участок N;

- требуемое количество аэрофотопленки l;

- интервал между экспозициями Т;

- максимальная допустимая выдержка t;

- длина всех маршрутов в километрах L;

- расчетное съемочное время ТS;

- площадь местности, покрываемая одним аэрофотоснимком S;

- площадь фотографируемого участка местности Sуч.

Масштаб аэрофотосъемки, размер кадра аэрофотоаппарата, его фокусное расстояние и съемочная скорость самолета являются исходными параметра­ми. Остальные параметры определяются по карте и рассчитываются.

Методические указания по расчету аэрофотосъемки

 

Исходные данные. В данной работе масштаб аэрофотосъемки задается для каждого студента и рассчитывается по формуле 1:m=1:(9000+1000*К), где К – последняя цифра в зачетной книжке. Съемочная скорость самолета принимает­ся равной 200 км/час, фокусное расстояние аэрофотоаппарата ,формат кадра одинаковы для всех вариантов и равны 100 мм, 180´180 мм соответственно. Рх, Ру рассчитываются по формулам, Lx и Ly задается по вариантам. Съемочный участок указывается каждому студенту на выдаваемой топографической карте. Отметка аэродрома АА, h – снимается с карты.

 

  Номер варианта   Lх, км   Lу,км

 

2.1 Методика расчета

1. На топографической карте обозначают границы участка съемкитушью черного цвета и составляют картограмму объекта синим цветом.

2. На карте находят самую высокую и самую низкую точки участка аэрофотосъемки, определяют их отметки Аmax и Amin и вычисляют высоту средней плоскости участка (рис. 4):

, (1)

а также максимальное превышение над средней плоскостью участка:

, (2)

 

Линия полета самолета

 

 

Нср

Набс

Аmax hmax

Ср.пл.

Аср.пл.

Уровень моря Amin

 

Рис. 4

3. Вычисляют высоту фотографирования над средней плоскостью участка:

, (3)

абсолютную высоту фотографирования

, (4)

высоту полета самолета над аэродромом

, где (5)

АА – отметка аэродрома, которую берут с топографической карты.

4. Рассчитывают продольное и поперечное перекрытия аэрофотоснимков:

, (6)

, (7)

Формула продольного и поперечного перекрытия задается в зависимости от масштаба аэрофотосъемки (см. таблицы 2 , 3).

5. Вычисляют продольный и поперечный базисы фотографирования в масштабе аэрофотоснимка:

, (8)

, (9)

и на местности

, (10)

, (11)

6. Определяют по карте длину участка Lx и ширину участка Ly.

7. Вычисляют количество маршрутов на участок:

, (12)

количество аэрофотоснимков в маршруте

, (13)

И общее количество аэрофотоснимков на участок

, (14)

При расчетах величин К и n полученные результаты округляют до целых чисел.

8. Определяют требуемое количество погонных метров аэрофотопленки принимая расстояние между кадрами 1 см:

, где (15)

lx – размер кадра по оси х.

На каждую катушку аэропленки предусматривается 4 метра технологических отходов.

9. Вычисляют интервал между экспозициями в секундах:

, (16)

10. Определяют максимально допустимую выдержку в секундах:

, (17)

d - допустимая величина ²смаза² изображения. Для расчета ее принимают равной 0,02 мм.

W – съемочная скорость самолета.

11. Определяют длину всех маршрутов с учетом обеспечения границ:

, (18)

12. Определяют расчетное съемочное время:

, (19)

Расчетное съемочное время увеличивают, т.к. надо долететь до съемочного участка и обратно, затратить время на заходы с маршрута на маршрут, а также для аэросъемочных промеров.

13. Определяют площадь местности, покрываемую одним аэрофотоснимком:

, (20)

14. Определяют площадь всего фотографируемого участка

, (21)

15. На рабочую карту (в нашем примере это топографическая карта масштаба 1:100000) наносят схему аэрофотосъемки участка местности, на которой показывают границы участка аэрофотосъемки черной тушью, оси аэрофотосъемочных маршрутов и центры аэрофотоснимков красной тушью.

Оси крайних маршрутов должны проходить поюжной и северной границам съемочного участка. Расстояние между осями маршрутов должно быть равно базису фотографирования на местности.Может оказаться, что оси маршрутов расположатся за границей участка. В таком случае необходимо сделать одинаковое смещение осей относительно границ участка. Внутри участка оси маршрутов показываются сплошной красной линией, а за границей участка пунктиром Центры аэрофотоснимков наносят по осям маршрутов, располагая их друг от друга на расстоянии базиса фотографирования на местности Вх и с учетом обеспечения границ участка фотоизображением не менее одного базиса. Если за одну из границ получится более одного базиса, то надо центры аэрофотоснимков одинаково сместить относительно границ участка. Центры аэрофотоснимков показывают квадратиками 2´2 мм с точкой в центре квадратика.

На схеме накладкой двух смежных аэрофотоснимков вдоль маршрута и между маршрутами показывают продольное и поперечное перекрытия, а также обозначают продольный и поперечный базисы фотографирования. На схеме подписывают масштаб схемы и масштаб аэрофотосъемки.

После того, как схема аэрофотосъемки будет готова, приступают к .выполнению аэрофотосъемки.

Перед вылетом на аэрофотосъемку бортоператор сверяет по московскому времени часы аэрофотоаппарата и фоторегистраторов и проверяет работу всей аэрофотосъемочной аппаратуры.

Самолет после взлета набирает высоту и направляется на съемочный участок. Пролетая вдоль первого маршрута, бортоператор корректирует высоту полета, определяет требуемые выдержку и диафрагму, включает радиовысотомер и статоскоп, гиростабилизирующую установку и командный прибор, затем делает пробные аэрофотоснимки, которые отделяются от остальных аэрофотоснимков холостой перемоткой фотопленки и компостером. Штурман-аэрофотосъемщик определяет с помощью бортовых визиров угол сноса и путевую скорость самолета в прямом и обратном направлении по маршруту.

Угол сноса определяется для того, чтобы развернуть самолет против ветра и повернуть аэрофотоаппарат в аэрофотоустановке в обратном направлении, чтобы стороны аэрофотоснимка были параллельны и перпендикулярны направлению маршрута.

Путевую скорость самолета определяют для того, чтобы правильно установить интервал времени между моментами фотографирования на шкале интервалометра. После окончания всех измерений и расчетов в прямом и обратном направлениях самолет выполняет заход на ось первого маршрута.

Бортоператор устанавливает на шкале командного прибора интервал времени между экспозициями, ориентирует аэрофотоаппарат в аэрофотоустановке на угол сноса и по команде штурмана в расчетной точке включает аэрофотоаппарат. В течение полета по маршруту он постоянно контролирует угол сноса и интервал между экспозициями, периодически записывает температуру воздуха за бортом самолета, следит за работой спецприборов. По окончании аэрофотосъемочного маршрута выключает аэрофотоаппарат и перематывает вхолостую один кадр на аэрофотоаппарате и фоторегистраторе радиовысотомера. После разворота и выхода на второй маршрут бортоператор поворачивает аэрофотоаппарат в аэрофотоустановке на угол сноса, а на командном приборе устанавливает интервал, соответствующий обратному направлению полета и вновь по команде штурмана включает аэрофотоаппарат. Аналогично поступают при аэрофотосъемке следующих маршрутов.

 

2.2 По данной расчетно-графической работе студент должен сдать:

1.Расчеты основных параметров аэрофотосъемки.

2.Схему аэрофотосъемки участка местности.

Оформление работы должно быть выполнено в соответствии со стандартом организации «Самостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи». СТО 0493582-003-2009.

 

 

Бланк технического проекта

Обозначение параметров Величина параметров Единицы измерения
1:m fk lx´ly Px норм W Lx Ly Aср. пл. hmax Hср Набс На Рх Ру bx by Bx By K n N l T t L TS S Sуч   сантиметры миллиметры миллиметры проценты км/час километры километры метры метры метры метры метры проценты проценты миллиметры миллиметры метры метры маршруты кадры кадры метры секунды секунды километры минуты км2 км2

СХЕМА

аэрофотосъемки участка местности У-39-88

в масштабе залета 1:20000

 

 

 


1:100000

Выполнил студент гр. ЗУ-301

Петров А.П.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема. Оценка эффективности инвестиционных проектов | Цели и задачи выполнения курсовой работы

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных