ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 6. Общество как целостная система6.1. Модели социальной реальности 6.2.Понятие, структура, формы и типы социального взаимодействия. 6.3 Социальная деятельность: понятие, сущность и виды. 6.4.Человек как предмет социально-антропологического анализа. 6.5. Социальные статусы 6.6. Социальные нормы и социальные роли Ключевые понятия Социальное взаимодействие, социальная связь, социальны отношения, взаимодействие и потребности, социальная роль, социальный статус, социальная норма, социальная деятельность, практическая деятельность, человек, социальная антропология.
Введение Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает. Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия. Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни. Под термином «социальная связь» обозначается вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места, времени во имя достижения конкретных целей. Социальные связи - это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями процессами окружающего мира. Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экологической, экономической, духовной, политической и т. д.) взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или шире, социально - психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. Механизм социального взаимодействия», включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Самое главное в социальном взаимодействии - это содержательная сторона, раскрывающаяся через характер и способ социального взаимодействия. Они же обуславливаются индивидуальным свойствами и качествами взаимодействующих сторон. В основном они зависят от ценностных ориентации людей, существующих социальных норм и обыденного опыта. Социальные отношения. Социальное взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах. Социальные отношения - это относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Социальные отношения всегда выражают положение людей и их общностей в обществе, потому что это всегда отношения равенства - неравенства, справедливости- несправедливости, господства - подчинения. - социальные группы: принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня- поселок); - степень ограничения функционирования социальных групп в строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. д.).
6.1. Модели социальной реальности [2] Модели социального, рассматриваемые в социологии, имеют место не только в ней. Они обнаруживаются в социальной философии и социальной психологии, в юриспруденции и в политической философии, в других социальных науках. Различные модели выражают не только разные области социального, но и разные философские позиции. Мы берем четыре модели социальной реальности: натуралистическую, реалистическую, деятельностную и феноменологическую. Натуралистическая модель рассматривает по преимуществу ту гипостазированную сферу, которая именуется как "Природа". Деятельностная модель сосредоточивает внимание на сфере производства, политики и власти («Экономическая и политическая жизнь общества»). Реалистическая видит по преимуществу существование и развитие духа в обществе, поскольку он существует объективно, независимо от индивидуального сознания («Духовная жизнь общества»). Наконец, для феноменологической модели наиболее интересным является то, как из субъективных оценок, переживаний и мыслей возникает некоторое целое, именуемое обществом. Что касается принципов классификации этих четырех моделей, то они эмпиричны. Можно заметить только, что в этой классификации играет важную роль понятие социальной субстанции. По существу здесь два типа моделей. Одни принимают идею социальной субстанции, другие либо сомневаются, либо начисто отказываются от субстанции. Вопрос о субстанции, то есть о том, что существует благодаря самому себе и в самом себе это вопрос о реальности. Реальность[3] вообще это то, что существует. Реальность принадлежит всему, что может возникнуть, и всему, что существует, что является преходящим. Мы можем принимать такую субстанцию или, вслед за Д. Юмом утверждать, что субстанция это только фикция, сосуществование свойств.[4] Натуралистическая и реалистическая модели отчетливо субстанциалистические. Постулируется некоторая субстанция, являющаяся конечной причиной всего, что происходит в обществе. Для обеих чрезвычайно существенна идея социального детерминизма. Натуралистическая (или - виталистическая) модель объясняет социум "снизу", из природы. Другая - реалистическая (или - идеалистическая) объясняет социум "сверху" - из Абсолюта, Бога. Как бы "между Небом и Землей" две другие модели, более или менее последовательно проводящие антисубстанциалистическую позицию. Во-первых, к антисубстанциалистским может быть с известными оговорками отнесена деятельностная (или, в частном случае, - "материалистическая") модель. Во-вторых, - феноменологическая модель. Она, по-видимому, наиболее последовательно стремится объяснить социум из него самого, - и не из "земли" и не из "неба". Модели социального имеют вполне определенную культурную среду, как и определенное место в историческом развитии. Реалистическая (идеалистическая) модель наиболее древняя. Она, очевидно, сложилась уже у Аврелия Августина. Натуралистическая и деятельностная модели - это продукты Новоевропейской цивилизации, испытавшие сильное воздействие галилеевой науки. Наконец, феноменологическая модель - порождение Новейшего времени, продукт кризиса Новоевропейской цивилизации. Итак, общество организуется социальным порядком. Социальный порядок задается моделью социальной реальности. Перейдём к последовательному рассмотрению этих моделей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|