Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельностная модель




Деятельностная модель (или прагматическая) близка натуралистической, она возникла примерно в одно и то же время. Но, в противоположность натуралистической, она не сводит общество к функционированию популяции человека как биологического вида. Постулируется, что источник общественных изменений в самом обществе, т.е. люди в процессе своей общественной жизни сами создают основы для ее изменения. Новую реальность, специфическую, принципиально неприродную и сверхприродную, создает именно человеческая деятельность. Поэтому реальность здесь предстает как действительность. В противоположность реалистической модели она оставляет в тени вопрос о трансцендентной природе социального.

В деятельностной модели существенно разделение социального бытия на реальное и идеальное. Реальное бытие - мир существования. Идеальное бытие - мир сущностей. Идеальное бытие вне пространства-времени, оно неизменно, вечно, ему не свойственно быть фактом. Это бытие идеи (например, идея демократии, порядка, самого социума), это - бытие ценности. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер. Оно индивидуально, неповторимо.

Модификации деятельностной модели:

Марксистская модификация. Рассмотрим более подробно марксистские представления о социальной реальности. Эту разновидность деятельностной модели социальной реальности можно называть и "материалистической" моделью. В ней подчеркивается не только то, что люди сами создают общество, в котором они живут, но и то, что будучи раз созданной, социальная действительность, общественное бытие само определяет общественное сознание: общественное бытие определяет общественное сознание.

Социум описывается как иерархическая система, состоящая из четырех уровней общественной жизни (материальная жизнь, социальная жизнь, политическая жизнь, духовная жизнь).

Согласно марксистской модели социальной реальности, в процессе производства средств жизни, в процессе создания и использования производительных сил люди вступают в производственные отношения. Эти отношения объективны, то есть не зависят от воли и сознания участвующих в них людей. Вот это и есть "социальная материя", социальная реальность, которая хотя и не вещественна, но материальна в том смысле, что объективна. Это и есть общественное бытие, определяющее общественное сознание. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще".[10]

Производственные отношения являются главным стимулом социального изменения, его главной движущей силой. Люди действуют активно потому, что, вступая в отношения с другими людьми, именно в этих отношениях они получают стимул к действию. Роль потребностей как движущих сил человеческой активности, что характерно для натуралистической модели, отходит, по крайней мере, на второй план. Люди не потому действуют, что их подвигают потребности в еде, половые потребности, даже - потребности в безопасности. Нет, люди действуют потому, что они оказались вовлеченными в поле некоторых ожиданий со стороны общества, некоторых стихий системного порядка, возникающих в отношениях, в общении.

На базе этих объективных производственных отношений конституируются социальные классы, а также другие объективные социальные общности. Осознавая свое положение в процессе производства, общности создают объединения, в которых уже не стихийно, а сознательно проводится линия особых интересов этой общности. В частности так и формируются классовые интересы. Объединения вступают друг с другом в борьбу, представляя интересы своих общностей. Возникает политическая жизнь, в которой важную роль играет государство, отстаивающее интересы господствующего класса.

Особое значение имеет политическая форма классовой борьбы, выражающая основные противоречия в обществе - между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Естественно, что политическая борьба не может эффективно осуществляться, если у партий нет своей идеологии. Идеология, с одной стороны, предстает как отражение интересов классов, а с другой стороны, - как способ активной организации деятельности политических сил и представленных ими классов.

Ясно, что деятельностная модель в ее марксистском варианте, не может сводиться только к односторонней определенности общественного сознания общественным бытием. Постоянно подчеркиваются и обратные воздействия: идеологии - на политику, политики - на экономику. Таким образом, в своем развитом виде марксистская модель социальной реальности представляет собой целостную систему с саморегулированием (или - самоорганизующуюся систему), в которой материальная и социальная жизнь выступают как объект регулирования, а политическая и духовная жизнь (прежде всего - идеология) в качестве регулятора. Эта целостная система, если ее взять на некотором историческом этапе развития, предстает как общественно-экономическая формация. Закономерная смена общественно-экономических формаций и представляет собой содержание всемирной истории.

Техницистская модификация. В марксистской модели в основе общественно-экономической формации лежит способ производства, единство производительных сил и производственных отношений. Однако, в других модификациях деятельностной модели это "царское место" может занять только одна техника (техницистская модификация). Такой взгляд тесно связан с марксизмом, однако он возник независимо и даже раньше марксизма. Сегодня такая техницистская модель является по существу социологической основой официальной идеологии индустриально развитых стран (Д. Белл, У. Ростоу и др.).

К техницистской модели социальной реальности близка и модель М. Мак-Люэна, который объясняющую основу общественного развития видит не в средствах производства материальных благ, а в средствах массовой коммуникации (СМК, медиа).

Техницистская модель социальной реальности, описанная выше, в ценностном плане предстает как оптимистическая. Однако возможны и пессимистические техницистские модели. Их авторы видят в технике угрозу существования обществу и культуре.

В настоящее время идеи М. Мак-Люэна продолжают разрабатываться как проблемы взаимоотношения коммуникаций, масс-медиа и власти. В этих разработках возникают опасения, что компьютеры могут быть опасны для молодого поколения; они отучают молодежь от чтения, ведут к интеллектуальной деградации, и т.д. Исследования социологов показывают, что в самом деле такие опасения для определенных групп молодежи не беспочвенны. Среди увлеченных компьютерами подростков разделяются «программисты» и «игроки». Для первых вторжение компьютера не страшно, а для вторых опасно. У них, в частности, возникает мысль о «неокончательности» смерти, воспитываемая игрушками-стрелялками.[11]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных