Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные нормы и социальные роли




Роль – поведение, которое ожидается от человека его группой, окружающими его людьми. В отличие от статуса роль адресна и формируется полностью на микроуровне. Каждый статус предполагает ряд ролей, "ролевой набор". Процесс научения роли осуществляется в ходе социализации. Для того, чтобы человек освоил определенные роли важны потребности и способности, которые являются едиными сторонами жизнедеятельности личности. Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах (как материальных так и духовных), необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности. Формируясь, потребность проходит 3 основные стадии:

1."Потребностное состояние", состояние дискомфорта, неудовлетворен­ности, ощущения, что чего-то хочется и чего-то не хватает.

2.Осознание объекта потребности. Именно на этом этапе у человека формируются интересы, влечения, желания. Интерес - это осознанная потребность.

3. Потребность осмысливается на уровне способа ее реализации. Это формирует и развивает у личности соответствующие способности.

Образуется цепь: потребности - интересы - способности - удовлетворение потребности - формирование новых потребностей - интересы - способности - и так далее. В процессе жизни у личности формируется установка - готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение ее потребности. Совокупность потребностей, интересов, способностей, установок личности характеризуют диспозицию ее ролевого поведения - осознанную готовность к поведению, конкретным действиям, поступкам.

Ролевое поведение есть ожидаемое поведение. Ожидание может быть формальным и неформальным. Формальное ожидание связано с выполнением роли согласно принятым законам и нормативам (профессиональным, правовым). Неформальное ожидание связано не с предписанными, но желательными требованиями (хорошие манеры, стиль одежды, вежливость). Если мы, играя роль, нарушаем ожидания, то реакция может быть тоже формальной (штраф, суд, общественное порицание), либо неформальной (холод, отказ поддерживать отношения). В случае ролевого поведения, соответствующего ожиданиям человек получает следующие санкции - одобрение, деньги, уважение.

Для процесса взаимодействия очень важна предсказуемость ролей, взаимопонимание. Некоторые роли могут быть формальными, вытекать из статусной позиции - быть врачом (быть наставником младшего медицинского персонала, выступать в роли советчика в контактах с родственниками больного).

Некоторые роли человек берет на себя добровольно, они носят неформальный характер - "душа компании", "козел отпущения", "семейный клоун".

Часто общаясь, мы приписываем окружающим роли, от которых трудно избавиться, зачастую действует механизм ролевого переноса (считается, что если человек хорош в определенной роли, то он и в других таков). Особенно это действует в школе: хорошо учится - хороший мальчик.

Набор формальных ролей может быть безграничен. Как систематизировать эти роли?

В 1951 году Т. Парсонс пришел к выводу, что любая роль описывается с помощью 5 следующих характеристик:

· эмоциональность (врач, актер);

· способ получения роли (предписанная или завоеванная);

· масштаб (либо играется в одном отношении, например, "врач - больной", либо границы размыты, например, "мать - дитя";

· формализация (либо роль играется строго по правилам, либо импровизируется);

· мотивация (эгоизм, альтруизм).

Согласно Т. Парсонсу, любая роль характеризуется комбинацией этих характеристик, например проститутка (не эмоциональная, приобретенная, сфокусированная, формализованная, ориентированная на материальные интересы).

Однако грань между формальной и неформальной ролью не является жесткой, так как каждый в силу своего характера неоднозначно отвечает на ролевые ожидания и каждый по-разному играет свою роль.

Каждый человек выполняет массу ролей и между ними может быть конфликт. Исследования (1978 года Штайн и Хоффман) обнаружили ролевой конфликт у студентов - спортсменов. Оказалось, что качества, ценимые в спорте - упорство, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе не соответствовали ожиданиям женщин. Им нужна открытость, чувствительность, сопереживание.

Способы поведения в условиях ролевого конфликта (Р.Мертон,1957):

· рассматривать одни роли как более важные, как правило, это работа и семья;

· необходимо в первую очередь развести дом и работу;

· юмор важнейшее средство решения конфликтов.

Ролевая концепция обогащает представление о личности как о субъекте социального действия, помогает описать внешний процесс проявления личности, ее функционирование на уровне социальной системы.

Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого. В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности. В связи с этим, для того чтобы выявить специфику проявлений личности в группе, ее вкладов в жизнь группы, необходимо раскрыть природу того пласта и взаимоотношений личности и группы, найти те системные основания, которые определяют динамику и содержание поведения личности.

Для того чтобы проанализировать, как индивид вовлекается в общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы исследования системных качеств личности. Так, например, исследование существующих у определенной социальной группы представлений о взаимоотношениях между "руководителями вообще" и "подчиненными вообще" - это одна плоскость изучения личности в общественных отношениях; исследование "нормативно-ролевых" отношений между участниками совместной деятельности - вторая плоскость; изучение отношение между людьми, при которых мотивы одного человека приобретают субъективную ценность, личностный смысл для другого человека, - еще одна плоскость анализа системных качеств личности в развитии общества. Для решения вопроса о соотношении общественных и межличностных отношений представляется целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в системах "роль-для-всех", " роль-для-группы", "роль-для-себя".

 

 


[1] См.: Социальная философия / Учебник для вузов. Ч. 1 и 2 / Под ред. К.М. Оганяна. – СПб.: Петрополис, 2009; Оганян К.М., Маковецкий Е.А. Общая социология. Учебное пособие/ Под ред. К.М. Оганяна. СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

 

[2]В изложении этой темы авторы пособия опирались на анализ моделей социальной реальности, проделанный проф. К.С. Пигровым. См.: Пигров К.С. Социальная философия. СПб.: СПбГУ, 2005; Оганян К.М., Маковецкий Е.А. Общая социология. Учебное пособие/ Под ред. К.М. Оганяна. СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

 

[3] От позднелатинского realis – вещественный.

[4] От этого интеллектуального решения, как мы увидим в дальнейшем, зависит выбор той или иной модели социальной реальности.

[5] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. Книга вторая. М., 1977, с.13.

[6] Оганян К.М., Маковецкий Е.А. Общая социология. Учебное пособие/ Под ред. К.М. Оганяна. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. Гл. 3.

 

[7] Теофания - θεο-φάνια– богоявление. Первоначальный смысл: праздник в Дельфах, во время которого выставлялись все изображения богов.

[8] Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

[9] Ролз Дж. Теория справедливости. Перевод В.В. Целищева. Новосибирск, 1995.

[10] Маркс К. Предисловие к «Критике политической экономии»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.13, с.7.

[11] См.: Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс, 2001, №12, с.84-91.

[12] (Философский энциклопедический словарь М. 1983 с. 151).

 

[13] Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: статус, предмет, проблемы // Социально-политический журнал, 1993, № 7.С.19






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных