Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие № 11




Тема: «Сознание»

План:

 

1. Проблема сознания в западной философии

2. Онтологический, гносеологический и этический смысл сознания

3. Онтология сознания - язык, общение, сознание, самосознание, память

4. Диалектико-материалистическая концепция сознания

5. Сознание и бессознательное

 

Контрольные вопросы и вопросы для обсуждения:

1. Можно ли считать разум коренным и уникальным свойством человека

2. Чем является психическое: идеальным или символическим?

3. Как соотносятся символ и сознание (о сознании, символике и языке)?

4. Обладает ли сознание целостностью и рефлексий?

5. Что такое общественное сознание, и какие формы вам известны?

Литература: 1, 4, 7, 9, 18, 20, 21, 23, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33.

Задания для самостоятельной работы (тематика докладов, рефератов, сообщений):

1. Психология толпы и масс

2. Телесность в разных культурах

3. Природа человеческих инстинктов

4. Инстинкт питания и его извращения

5. Ритуальные войны

 

Тесты:

1. Интуитивные способности человека относятся к сфере…

а) бессознательного

б) сознательного

в) рефлексивного

г) инстинктивного

2. Способность оперировать понятиями, суждениями есть...

а) ценностно-волевой уровень сознания

б) чувственно-аффективный уровень сознания

в) абстрактное мышление

г) предсознание

 

3. Структура сознания согласно Зигмунду Фрейду состоит из…

а) интерпретации, толкования, сопротивления

б) Я и Не-Я

в) Сверх-Я, Я, Оно

г) либидо, сублимации

 

4. Вульгарный материализм считает, что сознание...

а) существует независимо от материального мира

б) имеет вещественную природу

в) является творением Божьим

г) идеально

 

5. Активность, избирательность являются свойствами…

а) сознания

б) подсознания

в) бессознательного

г) психического

 

6. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется…

а) моралью

б) совестью

в) волей

г) нравственностью

 

7. Развитие личности предполагает формирование:

а) самосознания

б) Сверх-Я

в) интеллекта

г) рассудка

 

8. Субъективная реальность, представленная в сознании отдельных личностей, есть -…

а) идеальное

б) инстинктивное

в) иллюзорное

г) бессознательное

 

9. Наряду с трудом и обществом необходимым фактором формирования человеческого сознания является...

а) критичность

б) духовность

в) речь

г) общение

 

10. Способностью мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию является

а) книга

б) компьютер

в) память

г) зрение

 

Заполните таблицу: р асставьте определения в соответствии с понятиями:

 

Сознание  
Самосознание  
Рефлексия  
Рассудок  
Разум  
Ум  
Мудрость  
Язык  
Общение  
Душа  
Бессознательное  

 

1. Высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности.

2. Размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

3. Осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

4. Система знаков, с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга.

5. Обыденное повседневное «житейское» мышление.

6. Высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

7. Специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми.

8. Незаурядный ум, нравственно санкционированный.

9. Особая форма психической деятельности организма с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом.

10. Активны психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

11. Особая форма бытия сущего.

 

 

Практическое занятие № 12

Тема: «Диалектика»

План:

 

1. Понятие диалектики: объективная и субъективная диалектика

2. Структура диалектики, ее регулятивный характер, основные функции

3. Законы и принципы диалектики

4. Альтернативная диалектика

5. Метафизика и ее значение для познания

Контрольные вопросы и вопросы для обсуждения:

1. Почему закон единства и борьбы противоположностей первый?

2. Могут ли три закона диалектики подвергнуться обновлению, и при каких условиях?

3. Что появилось раньше: диалектика или диалектический метод?

4. В чём сходство и различие субъективной и объективной диалектики?

5. Почему диалектика называется «негативной»?

 

Литература: №№ 1, 6, 14, 15, 17, 18, 22, 23, 24

 

Задания для самостоятельной работы (тематика докладов, рефератов, сообщений):

1. Диалектико-материалистический метод познания

2. Детерминизм и индетерминизм

3. «Негативная диалектика» Т. Адорно

4. Ступени исторического пути диалектики

5. Динамические и статические закономерности

 

Тесты:

 

1. Гегелем разработаны основные законы...

а) диалектики

б) механики

в) антропологии

в) религии

 

2. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития...

а) в виде волнового процесса

б) в виде круговорота

в) как хаотического процесса

г) в виде спирали

 

3. Качество предмета с точки зрения диалектики есть...

а) то, что можно измерить

б) то, что никогда не изменяется в предмете

в) система необходимых свойств предмета

г) внешние признаки предмета

 

4. Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют...

а) телеологическим

б) метафизическим

в) диалектическим

г) аксиоматическим

 

5. Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил…

а) Гераклит

б) Сократ

в) Платон

г) Аристотель

 

6. Развитие – это...

а) необратимое качественное изменение объектов

б) любое изменение

в) повторяющийся процесс

г) круговорот

 

7. Согласно диалектике, источником развития выступает...

а) любое изменение объекта

б) внешнее воздействие на объект

в) разрешение внутренних и внешних противоречий

г) покой и равновесие

 

8. Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …

а) «не всякое движение является развитием»

б) «не всегда развитие есть движение»

в) «движение тождественно развитию»

г) «движение и развитие не связаны друг с другом»

 

9. Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой...

а) круговорот

б) прогресс

в) существование

г) движение

 

10. Детерминизм отрицает существование…

а) развития

б) закономерности

в) случайности

г) необходимости

 

Заполните таблицу: с оотнесите определения с понятиями:

1. Объективность

2. Всесторонность

3. Конкретность

4. Историзм

5. Противоречивость

 

 

Философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в её реальных закономерностях и всеобщих формах.  
Диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей сводящийся к выявлению предметного противоречия.  
Философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающ9ий всеобщую связь всех явлений действительности.  
Философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его непрерывного единства.  
Философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное или как мысленно конкретное  

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных