Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Темы практических занятий (семинаров)




 

Темы практических занятий Коды формируемых компетенций
Практическое занятие 1.Основные этапы становления русской государственности. Древнерусское государство в IX-XII в. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 2. Борьба Руси с завоевателями в XIII в. Русь и Орда. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 3.Образование единого русского государства. Централизация власти. Эпоха Ивана Грозного. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 4.Смутное время в русской истории. Политическое и социально-экономическое устройство и внешняя политика государства в XVII в. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 5.Становление и особенности российского абсолютизма. Реформы Петра I. Внутренняя и внешняя политика Российской империи эпохи дворцовых переворотов. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 6.Екатерина II и просвещенный абсолютизм. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 7.Государственные преобразование в России в пер. пол. XIX в. Реформы Александра I и внутренняя политика Николая I. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 8. Реформы 60-х - 70-х гг. XIX в. и контрреформы Александра III. Россия - страна "второго эшелона" развития капитализма. Проблема индустриализации "сверху" и "снизу". ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 9.Внешняя политика России в первой половине XIX в. и в пореформенный период: особенное и типичное. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 10. Основные идеологические течения и особенности общественного движения в России XIX в.: консервативно-охранительная идеология, либерализм, радикализм и революционное движение. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 11.Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже веков. Столыпинские реформы. Российский парламентаризм начала XX в. Революция 1905-1907 гг.. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 12.Россия в условиях Первой мировой войны. 1917 г.: от февраля к октябрю. Гражданская война и иностранная интервенция в России. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 13. СССР в годы НЭПа: причины, особенности периода, противоречия, причины свертывания. Особенности социально-экономического развития СССР в 30-е годы: индустриализация и коллективизация.. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 14. Политические процессы и массовые репрессии в 30 – начале 50-х гг. Установление и укрепление тоталитарного режима. СССР в годы второй мировой войны и Великая Отечественная война ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 15.Власть и общество в “великое десятилетие” Хрущева: критика стали­низма, реформы, итоги и уроки. Эволюция политической системы СССР в 60 – 80-е годы. Кризис господствующей идеологии. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 16. Цели и основные этапы “перестройки” в экономическом и политическом развитии СССР. Кризис и распад КПСС. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 17.Распад СССР и формирование новой российской государственности. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20
Практическое занятие 18. Российское государство в кон. XX – нач. XXI в.: проблемы радикальной экономической и социально-политической модернизации. Внешняя политика современной России. ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20

 

  • Образовательные технологии

В процессе освоения курса «История», наряду с использованием традиционных форм предметно-ориентированных методик (лекции, реферирование источников, работа с учебной литературой), преимущество отдается применению личностно-ориентированных технологий, в особенности технологии обучения как учебного исследования и технологии коллективной мыслительной деятельности (КМД); в рамках практических занятий широко используются метод «case study» («разбор конкретных ситуаций») и метод проектов, например, например:

ü составление электронных презентаций (предваряется мастер-классом по технике составления презентации; подобный вид работы позволяет визуализировать, структурировать и логически представить освоенный и самостоятельно найденный материал;

ü работа по составлению бюллетеней (предваряется мастер-классом по технике составления бюллетеней; позволяет расширить информационную базу знаний студентов на основе их самостоятельной работы, формирует нестандартный подход к анализу исторических процессов, явлений и исторических личностей)

ü составление карт-схем (предваряется мастер-классов по технике составления карт-схем; направлено на выработку и закрепление навыков логического мышления, умения выделять причинно-следственные связи, анализировать информацию)

 

  • Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентам предлагаются следующие темы для составления творческих, аналитических работ.

 

Темы эссе, электронных презентаций и сообщений Коды компетенций
1. Основные факторы российского исторического процесса в оценке крупнейших отечественных исследователей. 2. Происхождение и прародина славян. Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины. 3. Основные аспекты развития славянского общества в VI – IX вв. 4. Славяне, варяги, норманны и Русь в VI - IX вв. 5. Язычество древних славян. Верования и обряды. 6. Проблема происхождения древнерусского государства в источниках и историографии. 7. Развитие системы налогообложения от Древней Руси к России (IX - конец XVII вв.). 8. «Повесть временных лет» как источник по древнейшей истории России. 9. Княжеские междоусобицы X – XII вв. как исторический феномен. 10. Крещение Руси. Причины, обстоятельства, историческое значение. 11. Проблема общественного строя Киевской Руси в трудах отечественных историков. 12. Власть и общество в Киевской Руси. 13. «Русская правда» как исторический источник. Структура и основные этапы развития. 14. Княжеская власть и основные категории населения Руси по нормам «Русской правды». 15. Жизнь и деятельность князя Ярослава Владимировича Мудрого - историческая реальность и оценка историков. 16. Основные этапы жизни и деятельности князя Владимира Всеволодовича Мономаха. 17. Причины, сущность и значение политической раздробленности Руси. Специфические черты развития основных центров государственности в середине XII – начале XIV вв. 18. Родина российского самодержавия. Северо-Восточная Русь в XII – первой трети XIII вв. 19. Самый европейский из русских городов. Основные черты экономического, социального и политического развития Новгорода Великого. 20. Иконопись как специфический вид живописи. Основные эстетические и религиозные аспекты иконописи. 21. Христианский храм как способ организации пространства. Семантика православного храма. 22. Монгольское нашествие на Русь в первой половине XIII века. Подготовка, основные этапы, направления и результаты. 23. Проблема монгольского владычества на Руси. Историческая реальность и мнения историков. 24. Формирование российского централизованного государства (XIV – XVI вв). Причины, характерные черты процесса, основные этапы и события. 25. Борьба Москвы и Твери в XIV веке за право возглавить процесс централизации русских земель. 26. Великое княжество Литовское как потенциальный центр объединения Руси. 27. Московские князья XIV – первой половины XV в. – собиратели Руси. 28. Иван Данилович Калита – человек и политик. 29. Важнейшие страницы политической биографии Дмитрия Ивановича Донского в освещении источников и исследователей. 30. Святой Сергий Радонежский. Жизнь как христианский подвиг. 31. Русская православная церковь и процесс создания единого централизованного государства в XIV – XV вв. 32. Ереси и еретики в Русской православной церкви XIV – начала XVI вв. 33. Дискуссия «иосифлян» и «нестяжателей» в русской церковной и политической жизни XV – XVI вв. 34. Андрей Рублев и Феофан Грек – титаны русской средневековой живописи. 35. Причины и основные этапы закрепощения населения Московской Руси. 36. Формирование и основные этапы развития государственного аппарата России в конце XV – конце XVII вв. 37. У истоков Российской империи. (Основные направления и цели государственной деятельности Ивана III и Василия III). 38. Судебники XV – XVI вв. как источники по социально-экономической и политической истории России. 39. «Вотчина» и «поместье» в русской истории. Диалектика противостояния и динамика развития. 40. Придворный этикет и церемониал в Московском государстве конца XV – конца XVII вв. 41. Воспитание и основные этапы развития личности Ивана Грозного в оценках источников и исследователей. 42. Реформы Избранной Рады. (Основные причины, цели, содержание и значение). 43. Земское начало в истории Российского государства XVI – XVII вв. 44. Опричнина Ивана Грозного – оптимальный путь укрепления государства или шаг в сторону дезинтеграции. 45. «Заплечных дел мастера» - психологические портреты и политические биографии видных деятелей опричнины. 46. Интересные страницы переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского. 47. Опричнина Ивана Грозного в оценках современников и историков. 48. Трагедия Новгорода Великого в 1570г. Истоки, масштабы, уроки. 49. Русская православная церковь в годы правления Ивана IV Грозного. 50. Жизнь как грандиозный трагифарс. Личность и судьба Ивана IV Грозного. 51. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные направления, цели, победы и поражения. 52. Книга «Домострой» как «энциклопедия русской жизни» XVI – XVII вв. 53. Борис Годунов – человек и политик. Оценки современников и потомков. 54. Смута в Московском государстве конца XVI – начала XVII вв. в оценках виднейших отечественных и зарубежных исследователей. 55. Истоки и значение феномена самозванчества в российской истории XVII – XVIII вв. 56. Русская православная церковь в период Смуты конца XVI – начала XVII вв. 57. «Герои» и «антигерои» русской Смуты конца XVI – начала XVII вв. 58. «Тяжела ты шапка Мономаха!». Психологические портреты и политические биографии русских государей периода Смуты. 59. «В одном шаге от счастья» - жизнь и судьба Марины Мнишек. 60. Иностранная военная интервенция и русское сопротивление ей в период Смуты. 61. I-е и II-е народные ополчения в борьбе Москву и Россию. (Лидеры, состав, идеи, противоречия, поражения и победы). 62. Земский собор 1613г. и его значение в русской истории. 63. Род Романовых в русской истории XIV – начала XVII вв. 64. Преодоление Смуты и ее последствий в России в период правления первого Романова. 65. «Премудрая двоица» - государь Михаил Федорович и патриарх Филарет. 66. Основные причины, черты и этапы противостояния России и Речи Посполитой в XVII в. 67. Социально-политический кризис в России середины XVII века. Причины, ход, итоги и значение. 68. Соборное уложение 1649г. как источник по социально-экономической и политической истории России. 69. Государственный аппарат России в середине - второй половине XVII века. Новые учреждения и функции. 70. Анатомия русского бунта. Сравнительный анализ народных движений XVII – XVIII вв. 71. Истоки, сущность и значение раскола Русской православной церкви. 72. Патриарх Никон. Жизнь, судьба, политическая и религиозная деятельность. 73. Патриарх Никон и государь Алексей Михайлович. От «собинной» дружбы до лютой вражды. 74. Выдающиеся расколоучители XVII в. и их борьба с официальной церковью. 75. Образ патриарха Никона в учении и произведениях старообрядцев. 76. Дело патриарха Никона. Подготовка, процесс, итоги и значение. 77. Основные направления и течения в русском старообрядчестве XVII – XIX вв. 78. Присоединение Украины к России в XVII – XVIII вв. Успехи и неудачи на этапах трудного пути. 79. Политика российских властей на присоединенных территориях Украины и Белоруссии в XVII в. 80. Трагедия царевны Софьи Алексеевны. 81. «Хованщина». Ее истоки, смысл и значение в русской истории и культуре. 82. Личность и дела Петра Великого в оценках современников и исследователей. 83. «Начало славных дней Петра». Воспитание, путь к власти и первые государственные мероприятия Петра Великого. 84. «Великое посольство» 1697-1698 гг. Его внешнеполитическое и культурное значение. 85. Северная война. Долгий путь от поражения к победе. 86. Административные и социальные реформы Петра Великого. Причины, содержание, оценки исследователей. 87. Основные направления социально-экономической политики Петра Великого и проблема российского капитализма. 88. Петр Великий и Русская православная церковь. 89. Традиции и заимствования в русской культуре XVII – XVIII вв. 90. «Полудержавный властелин». Жизнь и судьба А.Д. Меншикова. 91. «Персона партикулярная». Государственная деятельность Ф.Ю. Ромодановского. 92. «Око государево». Прокурорский надзор в России XVIII в. 93. Дело царевича Алексея Петровича. Истоки, факты, легенды, исторический смысл и значение. 94. «Россия без Петра». Основные черты социально-экономического и социально-политического развития в эпоху дворцовых переворотов. 95. Фаворитизм и фавориты в русской истории XVIII века. 96. «Золотой век русского дворянства». От служилых людей к высшему сословию. 97. Исторические судьбы российского крестьянства в XVIII веке. 98. Судьба идей Просвещения в России XVIII – начала XIX вв. 99. «Семирамида Севера». Личность и дела Екатерины Великой в оценках современников и историков. 100. Русский народ в поисках воли и правды. Истоки, смысл и значение пугачевского бунта. 101. Восточный вопрос в европейской политике и русско-турецкие войны второй половины XVIII – первой половины XIX вв. 102. Феномен «потемкинских деревень» в русской истории и культуре. 103. Фавориты Екатерины Великой на страже блага государыни и государства. 104. Разделы Речи Посполитой и трагедия польского народа. 105. Присоединение Крыма к России. 106. Еврейский вопрос и феномен черты оседлости в русской истории и культуре XVIII – начала XX вв. 107. «Ах, Одесса, жемчужина у моря…». Судьба города и судьбы горожан XVIII – начала XX вв. 108. «Александр Великий». А.В. Суворов – теоретик и практик военного дела. 109. «Черное море – Русское море». Жизнь и судьба флотоводца Ф.Ф. Ушакова. 110. «Бунтовщик хуже Пугачева». А.Н. Радищев – враг России или верный сын Отечества 111. «Под сенью матушки Екатерины». Выдающиеся государственные деятели России последней четверти XVIII в. 112. Загадка «русского Гамлета». Противоречия и проблемы политического и социального развития России 1796-1801 гг. 113. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Причины, подготовка, осуществление, значение. 114. М.В. Ломоносов – «человек эпохи Возрождения». 115. Санкт-Петербург – колоссальный шедевр русской архитектуры XVIII – начала XX вв. 116. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. (в том числе на примере региональной истории). 117. Реформаторы России новейшего времени и их судьбы (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, Н. С. Хрущев, М. С. Горбачев и др., по выбору). 118. Строительство железных дорог в России на рубеже XIX—XX вв. (в том числе на примере своего региона). 119. Положение российских рабочих на рубеже XIX—XX вв. (сравнительный анализ литературных и документальных источников). 120. Российское общество и революция 1905—1907 гг.: восприятие революционных идей и событий, участие в революции. 121. Собирательный образ российского крестьянства конца XIX — начала XX в. на основе исторических и литературных источников (в том числе по материалам региональных архивов и краеведческих музеев). 122. Коренные народы российских окраин в начале XX в. 123. Роль России в международных отношениях конца XIX — начала XX в. 124. Николай II как человек и «хозяин земли Русской». 125. Историческое значение Государственной думы (1906—1917). 126. Первые российские парламентарии (исторический портрет). 127. Судьбы российских революционеров XX в. (на примере одного или нескольких представителей революционного движения). 128. Февраль — октябрь 1917 г.: политические события в документах и мемуарах. 129. Роль личности в истории (на примере жизни и деятельности государственных и политических деятелей России — СССР в XX в.). 130. Православная церковь и советское государство: проблемы взаимоотношений в 1920—1980-е гг. (на примере конкретного исторического периода). 131. «Когда стреляли пушки...» (искусство в годы Гражданской и/или Великой Отечественной войн). 132. Первая волна русской эмиграции. Люди и их судьбы. 133. Школа в первые годы (десятилетия) советской власти (в том числе на основе региональных и семейных источников). 134. Россия нэповская в документах и мемуарах. 135. Жизнь и труд советских людей в годы первых пятилеток (в том числе на основе региональных и семейных источников). 136. Формирование культа личности Сталина в советском обществе 1920—1930-х гг. 137. Образ «кулака» в документах и мемуарах 1930-х гг. 138. «Страна за колючей проволокой» (политические процессы 1920 — первой половины 1950-х гг.). 139. Роль СССР в международной политике 1920—1980 гг. (на примере конкретного периода или региона). 140. Иностранцы о стране Советов (на мемуарных источниках 1920—1980-х гг.). 141. Советское искусство 1920—1980-х гг. как «зеркало общества» (на примере конкретного периода или вида искусства). 142. Вклад советской культуры, науки и техники 1930—1980-х гг. в мировую цивилизацию (на примере конкретного периода или направления). 143. СССР — Германия накануне Второй мировой войны. 144. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи. 145. Война глазами детей (свидетельства 1940—1990-х гг. XX в.). 146. Феномен советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны. 147. Триумф и трагедия народа-победителя в Великой Отечественной войне (в том числе на основе семейных архивов). 148. Дискуссии о Великой Отечественной войне в российском обществе и странах СНГ. 149. «Оттепель» середины 1950-х гг. в жизни советского общества. 150. Поколение «шестидесятников», их след в истории нашей страны. 151. «Жизнь с двойной моралью» (историко-психологическая характеристика советского общества в 1960—1980-е гг.). 152. Диссидентское движение в СССР в 1960—1980-е гг. XX в. 153. Детские и молодежные организации СССР в 1920—1980 гг. (в том числе на примере региональных и семейных источников). 154. Беловежское соглашение 1991 г. — дискуссии продолжаются. 155. От СССР к России: проблемы обретения новой родины и нового гражданства в 1990-е гг. 156. Россия и СНГ: динамика отношений в конце XX — начале XXI в. 157. Россия в современном мире (социально-экономические, социально-политические, социокультурные аспекты, по выбору).     ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20

 

А также студентам предлагается самостоятельно приготовить следующие контрольные работы.

Коды компетенции, формируемые в процессе подготовки контрольных работ: ОК-1, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 20

 

Вариант 1. Древняя Русь: проблемы социально-экономического и политического развития (VII – ХIII ВВ.)

 

Задание 1. В виде таблицы определите основные этапы и особенности развития Древнерусского государства.

Задание 2. Заполните таблицу: «Социальная структура Киевской Руси в Х – ХII веках»:

Социальные группы Права Обязанности

 

Задание 3. Заполните таблицу: «Укрепление государственности Киевской Руси в X – XII вв..»:

Великий князь, годы княжения Мероприятия по укреплению государственности (реформы) Итоги и значение

 

Задание 4. Составьте хронологию основных событий, связанных с завоеванием русских земель монголо-татарами.

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы к нему.

Из «Слова о полку Игореве»:

«…Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославовича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по земле текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола Салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»…

Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие?

Что послужило автору «Слова…» поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чем он упрекает князей Игоря и Всеволода?

В чем суть призыва автора ко всем князьям?

 

Задание 6. Объясните понятия: бояре, варяги, вервь, вече, вотчина, глаголица, дружина, закуп, кириллица, князь, конунг, корм и система кормлений, летопись, митрополит, наместник, погост, полюдье, посад, путь «из варяг в греки», «Русская Правда», смерд.

 

Вариант 2. Формирование Российского национального государства (кон. ХIII – пер. пол. ХVII вв.)

Задание 1. Заполните таблицу: «Территориально-политическое объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества в XIV – начале XVI вв.»

Имя князя, годы княжения Территории и годы их присоединения Способы присоединения

 

Задание 2. Заполните таблицу: «Деятельность Избранной Рады в области внутренней политики» (период царствования Ивана Грозного).

Мероприятия в области внутренней политики Результаты

 

Задание 3. В виде таблицы определите основные направления и итоги внешней политики России в XVI в..

Задание 4. Сравните социально-экономическое развитие Российского государства в XIV – XV и XVI веках.

Века XIV – XV вв. XVI в.
Территория и население    
Сельское хозяйство    
Города и торговля    

 

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы к нему.

Из «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева

«…В 1389 г. умер великий князь московский Дмитрий, еще только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец Дмитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой, решительной. Заслуга Дмитрия состояла в том, что он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление… Лучшим доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности Дмитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя, особого, украшено написанного жития его…

…В его духовном завещании… встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею отчиною. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля. Кроме Василия у Дмитрия оставалось еще пять сыновей… Завещатель выражает надежду, что сыновья его перестанут давать выход в Орду.

…Мы не должны забывать и деятельности бояр московских: они… отстояли права своего малолетнего князя и своего княжества, которым и управляли до возмужалости Дмитрия. Последний не остался неблагодарен людям, которые так сильно хотели ему добра…Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: «Бояр своих любите, честь им достойную воздайте против их службы, без воли их ничего не делайте».

С каким периодом в истории России совпало княжение Дмитрия Ивановича? Какое событие этого периода прославило имя князя?

В чем видит историк главные заслуги князя? Почему С.М. Соловьев придает особое значение духовному завещанию Дмитрия Ивановича?

На чем основано суждение историка о том, что Дмитрий Иванович не боится соперников для своих сыновей из других княжеств? Какой завет он оставил своим сыновьям?

 

Задание 6. Объясните понятия: боярская дума, венчание на царство, волостель, губа, губная изба, дворянство, «Домострой», думные дворяне, думные дьяки, духовенство черное, ересь, «жидовствующие», Земский Собор, земщина, Избранная Рада, иосифляне, местничество, теория «Москва – третий Рим», нестяжательство, опричнина, поместье, приказы, самодержавие, секуляризация, сословно-представительная монархия, стрелец, Судебник, царь, централизованное государство.

 

Вариант 3. Россия в период Нового времени. Становление Российской империи (вторая половина ХVII – ХVIII вв.)

Задание 1. Составьте хронологическую таблицу: «XVII век – «бунташный» век».

Задание 2. Заполните таблицу: «Реформы первой четверти XVIII в.».

Сферы реформирования Основные положения реформ
Экономика и торговля  
Социальная политика  
Государственное управление  
Армия и флот  

 

Задание 3. Заполните таблицу: «Возвышение дворянства в период дворцовых переворотов и до конца XVIII в.».

Имя императора, годы правления Основные юридические акты, годы принятия Права и обязанности дворян

 

Задание 4. В виде таблицы обозначьте основные направления, успехи и неудачи внешней политики России в XVIII веке.

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы к нему.

Из текста «Кондиций», предъявленных Анне Иоанновне «верховниками» в 1730 г.

«Через сие наикрепчайшее обещаемся… мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного согласия: 1) ни с кем войны не всчинать; 2) миру не заключать; 3) верных наших подданных никакими податями не отягощать; 4) в знатные чины, как в стацкие, так и военные сухопутные или морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, гвардии и прочим войскам быть под ведением Верховного тайного совета; 5) у шляхетства живота, имения и чести без суда не отнимать; 6) вотчины и деревни не жаловать; 7) в придворные чины как русских, так и иноземцев не производить; 8) государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать…»

Перечислите фамилии «верховников», составивших текст «Кондиций». В чем суть условий, предложенных Анне Иоанновне Верховным тайным советом?

Почему гвардейские полки были выведены из подчинения императрицы? Почему гвардия и служилое дворянство не поддержали предложение «верховников» и выступили против подписания Анной Иоанновной «Кондиций»?

По какому пути пошло бы политическое развитие России, если бы «верховникам» удалось реализовать свой план?

Задание 6. Объясните понятия: абсолютизм, бироновщина, Великое посольство, Верховный Тайный Совет, гвардия дворянская, генерал-прокурор, губерния, дворянство личное и потомственное, душа ревизская, империя, канцелярия, коллегии, кондиции, мануфактура, местничество, обер-прокурор, подать подушная, протекционизм, рекрут, Сенат, Синод святейший, Соборное Уложение, старообрядцы, Табель о рангах, тягло, фискал.

 

Вариант 4. Россия в период реформ. ХIХ век

Задание 1. Заполните таблицу: «Проекты реформ «сверху» в первой половине XIX века».

Фамилия государственного деятеля Основные положения проектов реформ
Новосильцев Н.Н.  
Аракчеев А.А.  
Сперанский М.М.  
Киселев П.Д.  
Канкрин Е.Ф.  

 

Задание 2. В виде таблицы определите основные события и результаты внешней политики России в XIX веке (до 80-х гг.).

Задание 3. Определите особенности социально-экономического развития России в первой половине XIX века.

Территория и население  
Сельское хозяйство  
Промышленность  
Торговля  
Финансы  
Транспорт  

 

Задание 4. Заполните таблицу: «Реформы 60 – 70-х годов XIX века: содержание, результаты».

Название реформы, годы Основное содержание Результаты

 

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы к нему.

Из официального документа XIX века.

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются…

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…

20. Указанные в… статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность».

Как называлась реформа, о которой говориться в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.

Применяя знания по курсу истории, а также информацию из источника, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой.

Укажите название войны, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите даты этой войны и основные сражения.

 

Задание 6. Объясните понятия: аракчеевщина, барщина, военные поселения, вольные хлебопашцы, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, Государственный Совет, земство (земское учреждение), «Инвентари», кодификация, конституция, крепостное право, министерство, мировой посредник, Негласный комитет, присяжные заседатели, промышленный переворот, реформа «сверху», Священный Союз, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия.

Вариант 5. Идеологическая борьба и особенности общественно-политических движений в России. XIX в.

Задание 1. Сравните «Русскую правду» П.Пестеля и «Конституцию» Н.Муравьева. Укажите общие и отличительные черты в их содержании.

Задание 2. Заполните таблицу: «Либерализм в России 30 – 40-х годов XIX века».

Основные направления Представители Сущность идеологии

 

Задание 3. Заполните таблицу: «Революционное народничество 60 – 70-х гг. XIX в.».

Направления Лидеры Основные теоретические положения

 

Задание 4. Составьте хронологическую таблицу: «Революционные кружки и рабочее движение 70 – 90-х гг. XIX века».

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы к нему.

Из речи К.П. Победоносцева в Совете Министров (8 марта 1881 г.)

«…В России хотят ввести конституцию, и если не сразу, то, по крайней мере, сделать к ней первый шаг… А что такое конституция? Ответ на этот вопрос дает нам Западная Европа. Конституции, там существующие, суть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг…

Россия была сильна благодаря самодержавию, благодаря неограниченному взаимному доверию и тесной связи между народом и его царем… Так называемые представители земства только разобщают царя с народом…

В такое ужасное время… надобно думать не об учреждении новой говорильни, в которой произносились бы новые растлевающие речи, а о деле. Нужно действовать!»

Для какого общественно-политического течения второй половины XIX века характерны подобные взгляды? Что подразумевал под «ужасным» временем Победоносцев?

Как относился Победоносцев к конституционному строю? В чем, на взгляд автора, состоит значение самодержавия для России?

Какое значение для демократического развития России имела речь Победоносцева?

 

Задание 6. Объясните понятия: анархизм, забастовка, западники, земское движение, либерализм, марксизм, масонство, нигилизм, «образованное меньшинство», официальной народности теория («триада»), разночинцы, революция социальная, русофильство, славянофилы, социализм русский (общинный), Уставная грамота (Государственная Уставная грамота Российской империи), «хождение в народ», «шестидесятники».

Вариант 6. Россия в начале XX в. и в годы первой мировой войны

Задание 1. Заполните таблицу: «Первая русская революция 1905 – 1907 гг.»

Причины Характер Основные этапы и события Итоги

 

Задание 2. В виде таблицы определите основные направления, успехи и неудачи внешней политики России в начале XX в.

Задание 3. Составьте хронологию военных событий первой мировой войны 1914 – 1918 гг.

Задание 4. Заполните таблицу: «Политические партии России в годы первой революции».

Политические партии «Союз русского народа» «Союз 17 октября» Кадеты Эсеры РСДРП
Годы создания          
Лидеры          
Организационные особенности (фракции, расколы)          
Аграрная программа          
Национальный вопрос          
Рабочий вопрос          
Тактика          

 

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Из воспоминаний П.Сорокина.

«Но вот опубликованы результаты выборов, большевики оказались побеждёнными. Вместе с левыми эсерами они оказались намного позади правого крыла партии, а тем самым - в меньшинстве…Совместно со своими товарищами в Вологодской губернии я набрал около 90% всех голосов…

Большевики были решительным образом побеждены. Однако было ясно, что они не согласятся с таким вердиктом. Если раньше они надеялись успешно пройти на выборах…, то теперь они будут препятствовать его открытию…

Перспективы… представлялись мрачными, но чтобы не случилось, я верил в мою страну и её историческую миссию».

О выборах в какой представительный орган пишет автор? Когда он начал свою работу (укажите месяц и год)?

Назовите политические партии, получившие представительство в данном органе (которые автор называет и которые не называет). Какими были итоги деятельности этого органа?

Какова позиция автора воспоминаний в отношении большевиков? Что об этом свидетельствует?

 

Задание 6. Объясните понятия: американский и прусский путь развития сельского хозяйства, Антанта, «Булыгинская дума», «брусиловский прорыв», «второй эшелон» капиталистического развития, Государственная дума, зубатовщина, империализм, «Кровавое воскресенье», монополия, отруб, политическая партия, Совет рабочих депутатов, третьеиюньская монархия, хутор.

 

 

Вариант 7. Россия в 1917 – 1920 гг.

Задание 1. Составьте таблицу: «Кризисы власти весной – летом 1917 года».

Задание 2. Заполните таблицу: «Основные этапы формирования большевистского режима в 1918 –1920 гг.»

 

Этапы Основные мероприятия и события

 

Задание 3. Составьте хронологию основных событий Гражданской войны 1918 – 1920 гг.

Задание 4. Заполните таблицу: «Политика «военного коммунизма»

Управление страной Промышленность Сельское хозяйство Торговля Социальная сфера

 

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

«Мы все были солидарны в том, что переговоры нужно тянуть как можно далее, чтобы извлечь из них агитационный «капитал» и в тоже время выгадать как можно более времени, дав истории возможность приблизить нас к германской и общеевропейской революции. Разногласия начались с вопроса: как быть в случае ультиматума? Тов. Ленин ставил вопрос ребром: ни в коем случае не доводить переговоров до разрыва. Раз мы не можем вести войну, то непозволительно играть с войной. Меньшинство партии, наоборот, считало обязательным довести переговоры до разрыва, чтобы ответить на наступление партизанской войной. Наконец, было течение, которое считало невозможным военное сопротивление, но в то же время находило необходимым довести переговоры до открытого разрыва, до нового наступления Германии, так, чтобы капитулировать пришлось уже перед очевидным применением империалистической силы и вырвать тем самым почву из-под ног инсинуаций и подозрений, будто переговоры являются только прикрытием уже состоявшейся сделки».

Обстоятельства заключения какого договора описаны автором? Назовите точную дату его подписания.

Какие позиции по вопросу о заключении мира выделены автором? Что общего видит он в этих позициях?

Используя документ и знания по курсу истории, ответьте, какую позицию занимал автор данного текста. Укажите последствия, которые имела деятельность Л.Д.Троцкого для хода описываемых переговоров.

Задание 6. Объясните понятия: «белое движение», Временное правительство, ВРК, ВСНХ, гражданская война, государственная хлебная монополия, двоевластие, «Декларация прав народов России», Директория, «директивная» экономика, «корниловщина», интервенция, «красный» террор, комбеды, национализация, «Прогрессивный блок», продразверстка, продотряд, продовольственная диктатура, РСДРП(б), СНК, Совет рабочих и солдатских депутатов, Учредительное собрание.

 

Вариант 8. Формирование и сущность тоталитарного режима в СССР.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных