Оценочные средства текущего контроля успеваемости
№
| Тест (демонстрационный вариант),
вопросы и задания для текущего контроля успеваемости
|
| Текущий контроль успеваемости
| 1.
| Тест (по теме (модулю) дисциплины)
|
| 1 вариант
|
| 1. Элементами религии являются:
а) религиозное сознание
б) религиозные чувства
в) религиозное искусство
г) религиозный культ
д) религиозные отношения.
|
| 2. Ранними религиозными верованиями выступают:
а) магия
б) тотемизм
в) брахманизм
г) анимизм
д) политеизм
|
| 3. Вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно называется:
а) анимизм
б) магия
в) тотемизм
|
| 4. Вера в существование сверхъестественной связи группы людей с каким-то видом растений или животных называется:
а) фетишизм
б) тотемизм
в) шаманизм
|
| 5. Кто из перечисленных философов охарактеризовал религию как коллективный невроз навязчивости?
а) Фрейд
б) Фромм
в) Юнг
|
| 6. Кто из философов назвал религию «опиумом для народа»?
а) Гольбах
б) Вольтер
в) Маркс
|
| 7. Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реальные объекты:
а) религиозный культ
б) религиозная идеология
в) религиозное сознание.
|
| 8. С точки зрения этнолога Дж. Фрэзера:
а) магия предшествовала религии
б) религия предшествовала магии
в) магия и религия возникли одновременно
|
| 2 вариант
|
| 1. Религиозный скептицизм – это:
а) отрицание бытия Бога
б) утверждение бытия Бога
в) сомнение в существовании Бога
|
| 2. Согласно теологической точке зрения:
а) идея Бога внушена людям самим Божеством путём откровения
б) идея Бога заключена в самом разуме человека, притязающем на постижение абсолютного начала бытия, смысла сущего
|
| 3. Согласно мифологической точке зрения:
а) в идее Бога выражается отчуждённая сущность самого человека
б) идея Бога есть подавленный и вытесненный сублимат отца
в) идея Бога связана с олицетворением природных стихий, небесных тел и явлений
|
| 4. Для мифологического сознания характерно:
а) антропоморфизм
б) зооморфизм
в) абстракция
|
| 5. Деление мира на «естественное» и «сверхъестественное» характерно для:
а) науки
б) мифологии
в) религии
|
| 6. Все проявления веры в сверхъестественное можно назвать:
а) фидеистическим отношением к миру
б) философским отношением к миру
в) суеверным отношением к миру
|
| 7. Для политеизма характерно:
а) признание естественной природы богов
б) признание сверхъестественной природы богов
в) отсутствие каких-либо представлений о богах
|
| 8. Для монотеизма характерно:
а) признание запредельной сущности Бога
б) признание антропоморфной сущности Бога
в) отсутствие каких-либо представлений о Боге
| 2.
| Практические задания, задачи (типовые)
|
| Пример контрольной работы
|
| 1 вариант
|
| 1. Какие категории индийской религиозности являются базовыми для духовной культуры Индии?
|
| 2. Что считается высшим благом в индийских религиях?
|
| 3. Что включает в себя ведийский канон?
|
| 4. Что обозначает понятие ведийской космогонии «майя»?
|
| 5. Что такое Брахман?
|
| 6. Что такое Атман?
|
| 7. Тождественен ли Атман Брахману?
|
| 8. Принцип ахимсы представляет собой…
|
| 9. Брахманизм представляет собой …
|
| 10. Какими функциями обладают жрецы в брахманизме?
|
| 2 вариант
|
| 1. Что является онтологической основой мира в джайнизме?
|
| 2. Какой человек почитается как святой в джайнизме?
|
| 3. Признаёт ли джайнизм бытие Бога или Абсолюта?
|
| 4.Отрицал ли Конфуций существование Высшего Начала?
|
| 5.Вкладывал ли Конфуций религиозный смысл в совершение обрядов и ритуалов?
|
| 6.Какие принципы являются фундаментальными для конфуцианства?
|
| 7.Что представляет собой даосизм?
|
| 8.Даосизм признаёт существование бессмертной человеческой души?
|
| 9.Какие методы и средства использует даосизм для достижения физического бессмертия?
|
| 10.Какие идеи перешли из зороастризма в христианство и ислам?
| 3.
| Темы для самостоятельного изучения
|
2.2.Оценочные средства для проведения рубежной аттестации
№
| Тест (демонстрационный вариант), вопросы и задания
|
| Тест - демонстрационный вариант (по всему объему дисциплины)
|
|
|
| Индуизм предполагает:
а) веру в одного Бога
б) веру во множество богов
в) веру в сансару и закон кармы
г) руководство гуру.
|
| Принцип "недеяния" в даосизме основан на том, что …
а) человек не способен познать великую связь вещей и любое его действие, стремление что-либо изменить не имеет смысла, так как все возвращается в свою противоположность
б) "жажда жизни" мешает человеку освободиться от привязанности к земным вещам и препятствует достижению нирваны;
в) человек уже достиг совершенства и ему уже нечего в этом мире ни познавать, ни совершенствовать;
г) все существующее в настоящем, все, что возникнет в будущем, абсолютно предопределено волей Бога-Творца.
|
| Какая из перечисленных книг признается священной в иудаизме:
а) Новый Завет
б) Коран
в) Тора
г) Авеста.
|
| Что означает понятие сансара?
а) закон возмездия
б) круг перевоплощения
в) цель существования
|
| Для какого религиозно-философского учения характерен принцип недеяния?
а) конфуцианства
б) буддизма
в) даосизма
|
| В рамках какой религии сформировалось такое направление как хасидизм?
а) христианства
б) иудаизма
в) ислама
|
| Кто впервые сформулировал «золотое правило нравственности»?
А) Конфуций
Б) Христос
В) Апостол Матфей
|
| Какая религиозно-философская система имеет социально-гармонизирующую направленность
а) буддизм
б) даосизм
в) конфуцианство
|
| Священной книгой зороастризма является:
а) Библия
б) Танах
б) Танах
в) Веды
г) Авеста
|
| В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы …
а) происхождения и структуры бытия
б) отношения к традициям
в) добродетели, долга, чести, благородства
г) управления государством.
|
| Представителей какой религии называют огнепоклонниками:
а) иудеи
б) даосы
в) вишнуисты
г) зороастрийцы
|
| Бог в иудаизме
а) бестелесен и неантропоморфен
б) телесен и антропоморфен
в) телесен и неантропоморфен
|
| В иудаизме существует запрет на:
а) развлечения
б) изобразительное искусство
в) поедание мяса коров и овец
|
| Какие книги признаются в качестве священных в индуизме:
а) Авеста
б) Рамаяна
в) Дао дэ цзин
г) Ади Грантх
д) Махабхарата
|
| Буддизм отрицает:
а) творение мира Богом из ничего
б) существование индивидуальной и вечной человеческой души
в) карму как объективный и неотвратимый закон бытия сущего.
|
3.
| Перечень вопросов для обсуждения
|
| Расскажите, в чем заключается предмет и какова структура религиоведения.
|
| Объясните феномен возникновения и сущность религиоведения.
|
| Объясните, в чем заключается понятие и сущность религии
|
| Продемонстрируйте, в чем заключается сущность богословского подхода к пониманию происхождения религии.
|
| Продемонстрируйте различные принципы классификации религий.
|
| Дайте общую характеристику основным религиозным течениям Древней Индии.
|
| Объясните, в чем заключается сущность и смысл мифологического и религиозного сознания.
|
| Объясните основные черты даосизма.
|
| Проведите сравнительный анализ брахманизма и современного индуизма в Индии.
|
| Выскажите критические суждения о секуляризационных процессах в современном Китае.
|
| Продемонстрируйте разность взглядов на феномен Будды в школах Хинаяны и Махаяны.
|
| Расскажите о социокультурных условиях предпосылках христианства.
|
| Охарактеризуйте феномен даосизма с точки зрения верховной власти в Древнем Китае.
|
| Раскройте сущность содержания буддийского учения.
|
| Объясните, почему лидирующее положение в духовной жизни Древнего Китая стало играть именно конфуцианство?
|
| Сравните три мировые религии, а затем обоснуйте, почему буддизм является самым миролюбивым религиозным направлением.
|
| Раскройте суть современного индуизма.
|
| Выявите принципы, лежащие в основе религии ислама.
|
| Выявите принципы, лежащие в основе христианской религии.
|
| Выскажите критические суждения о роли буддизма в современном мире.
|
| Напишите возможный сценарий развития современного конфуцианства.
|
| Охарактеризуйте основные черты джайнизма.
|
| Оцените значимость ислама для современного развития человечества.
|
| Изложите в форме эссе свое мнение о роли христианства в современной России.
| 4.
| Практические задания
|
|
|
Критерии оценивания содержатся в комплекте оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю), а также в методических указаниях по подготовке и защите курсовой работы (проекта), промежуточной аттестации обучающихся.
2.3.Оценочные средства для промежуточной аттестации в форме зачета
Темы рефератов
1. Феномен старчества в православной культуре.
2. Смерть и бессмертие в универсуме китайской религиозной мысли.
3. Даосские мыслительные практики.
4. Религиозное и научное мировоззрение.
5. Тибетский буддизм: история и перспективы развития.
6. Атеизм и религия в современном мире.
7. Атеизм и религия в современной России.
8. Свободомыслие в Древнем мире.
9. Социальная доктрина современной католической церкви.
10. Причины европейской Реформации и зарождение протестантизма.
11. Пророк Мухаммед как основатель ислама.
12. Мусульманское право: история и современность.
13. Доказательства бытия Бога в истории человеческой мысли.
14. Сикхизм как сочетание индуизма и ислама.
15. Каббала как тайное учение.
16. Суннизм.
17. Шиизм.
18. Хариджизм.
19. Суфизм.
Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Основы религиоведения»
1. История религии в системе религиоведческого знания.
2. Проблема определения религии. Структура религии.
3. Проблема происхождения религии. Ранние формы верований и культа.
4. Ведическая религиозная традиция: концепция кармы и сансары, учение об освобождении.
5. Личность Будды: легенда о рождении и жизненном пути.
6. Четыре благородные истины буддизма и благородный восьмеричный путь.
7. Космология буддизма.
8. Историческая миссия ветхозаветного иудаизма. Древнеиудейские пророки как носители религиозной истины.
9. Источники и свидетельства христианской веры. Священное Писание и Священное Предание.
10. Личность и учение Иисуса Христа.
11. Ереси в раннем христианстве.
12. Вселенские соборы и канонизация христианских догматов.
13. Символ веры в христианстве.
14. Становление института монашества в христианстве.
15. Иконопочитание и иконоборчество в христианской религиозной традиции.
16. Христианские праздники.
17. Христианские таинства и обряды.
18. Разделение христианских церквей.
19. Особенности вероучения католицизма и православия.
20. Специфика церковной организации в католицизме и православии.
21. Особенности протестантского вероучения и культа.
22. Православие на Руси и в России.
23. Религиозная ситуация в Аравии накануне зарождения ислама.
24. Личность Мухаммеда и его проповедь.
25. Особенности вероучения и догматика ислама.
26. Шариат.
27. Ритуальная практика ислама.
28. Праздники в исламе.
3.2. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ИЛИ ПРАКТИКУМ
Не предусмотрен
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|