ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификация инновационных организацийДля успешного осуществления инновационных процессов и инновационной деятельности в современных условиях создаются сети организаций научно-технической и инновационной сферы и разрабатывается соответствующая классификация таких организаций. Под инновационной организацией (ИО) понимается структура, занимающаяся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. С развитием науки проблема разграничения типов научных организаций чрезвычайно усложнилась, их реальное разнообразие столь велико, что при классификации нельзя обойтись немногими группами с четко фиксированными особенностями. Разные авторы выделяют разные классификационные признаки ИО: профиль деятельности ИО, уровень специализации, число стадий жизненного цикла инновации и др. Методологической основой их классификации является концепция видов специализации (экономической ориентации) звеньев организационной структуры. Вид специализации следует отнести к наиболее важным основаниям классификации организаций. В табл. 7.1 приведена многоаспектная классификация научно-технической и инновационной сферы. В качестве важнейшего признака в этой классификации используется вил специализации. По виду специализации ИО подразделяются на предметные и адресные. Предметная специализация направлена на создание конкретных видов продуктов, технологий и ресурсов (научно-технической информации, лизинг услуг: активов, финансов и т. д.). Адресная специализация включает использование значимых научных результатов, полученных в научных центрах, в виде создания дочерних научно-технических и инновационных фирм, а также традиционное отраслевое обслуживание отрасли, подотрасли и предприятий, которое может быть предметом межотраслевого использования. Адресная ориентация играет большую роль в организационной структуре науки, так как способствует развитию интеграционных процессов. Перспективны ИО. базирующиеся на интеллектуальном использовании научных результатов: крупное изобретение, блок изобретений. Эти организации являются базой для создания инновационных авторских фирм. Таблица 7.1 Классификация организаций научно-технической и инновационной сферы
Выделяют также и другие признаки классификации: вид новшества (продуктовые, ресурсные, процессные, документальные), сфера применения новшества (для внутреннего применения, на продажу), тип стратегии, вид эффекта, на который ориентирована ИО и т. д. Ключевыми признаками классификации ИО по характеру инновационной деятельности с учетом рыночных и маркетинговых аспектов являются преобладающие типы инноваций, реализуемых ИО. В зависимости от преобладающего типа инноваций ИО могут быть разбиты на следующие классы. 1. Инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи. Инноваторы-лидеры - это ИО, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими ИО - инноваторами-последователями. Инноваторы-лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас экономической прочности, который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции и в более низких по сравнению со средними удельными издержками производства. Инноваторы-последователи, напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, имея при этом более низкие экономические показатели конкурентоспособности. 2. ИО, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и ИО, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений. Реализация новых научных открытий и пионерных изобретений в производстве характерна для ИО. имеющих полный цикл НИОКР (например, открытие полупроводников и их реализация в Белл-лаборатории) или, по крайней мере, развитую базу прикладных НИОКР, но инновации такого типа достаточно редки. Основная масса ИО создает инновации на основе новых способов применения ранее сделанных открытий. 3. ИО, создающие новые потребности, и ИО, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей. Типичными примерами инноваций, создающих и удовлетворяющих новые потребности, являются радиоприемник, магнитофон, телевизор, телефон, видеомагнитофон, видеотелефон, калькулятор, ЭВМ, в том числе ПЭВМ. Развитию существующих потребностей способствуют инновации по реализации новых поколений указанных товаров. Естественно, что требования к инновационному развитию ИО, различающихся по характеру удовлетворения потребностей, также неодинаковы. 4. ИО, создающие базовые инновации, и ИО, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к «старым» открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться посредством разработки инноваций-видоизменений. 5. ИО, создающие инновации с целью их последующего применения в одной отрасли, и ИО, реализующие инновации для всего народного хозяйства. Во втором случае требуется более мощная база НИОКР для проведения их полною цикла. 6. ИО, реализующие инновации, которые замещают ранее созданные продукты и технологии, и ИО, создающие рационализирующие и расширяющиеся инновации. Разработка замещающих инноваций требует привлечения значительного научного потенциала. 7. ИО, создающие основные (продуктовые и технологические) инновации, и ИО, разрабатывающие дополняющие инновации. 8. ИО, реализующие инновации-продукты, и ИО, реализующие инновации-процессы. 9. ИО, создающие инновации для новых рынков, и ИО, ориентирующие на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках. 10. ИО могут быть классифицированы по глубине создаваемых нововведений. Это хозяйственные единицы, инициирующие инновации: а) по регенерированию первоначальных свойств продуктов и процессов. Данные инновации относятся к нулевым, т. е. их можно лишь условно назвать инновациями. Как правило, это разного рода нововведения, способные лишь восстановить уже действующие процессы. ИО такого рода находятся на низшей ступени «инновационной лестницы». Их положение на рынке крайне неустойчиво вследствие весьма низкой доли новых продуктов и малой вероятности их появления в перспективе; б) по увеличению производительности и количественной интенсивности действующих процессов. Данный тип инноваций относится к инновациям первого порядка. Положение ИО с этим типом инноваций на рынке может быть устойчиво и только по узкой группе подвержено значительным качественным изменениям. 11. ИО, ориентирующие свою инновационную деятельность на внедрение новшеств, связанных с перегруппировкой отдельных элементов существующей производственной системы. Это может проявляться в создании новых изделий (с незначительной степенью новизны) на основе различной комбинации уже существующих в данном производстве элементов, в организационных перегруппировках производства. 12. ИО, создающие адаптационные инновации на отдельных, как правило, дополняющих элементах производственной системы или направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы без существенного изменения функционирования системы в целом. Эти инновации не обладают значительной степенью новизны, так как изменения отдельных элементов не характеризуются высокой степенью инновационности (например, замена в станке одного типа электродвигателя на другой, производимый на других ИО, или установка нового, более мощного двигателя для автомобиля, более комфортабельного освещения в поездах и вагонах метро и т. д.). 13. ИО, разрабатывающие новые поколения технологии и продукции без изменения их базовых принципиальных конструкций и структур. 14. ИО, инициирующие новые виды производственных систем (продуктов и технологий) с качественными изменениями первоначальной концепции, но сохраняющие функциональный принцип. 15. ИО, создающие новые поколения техники и технологии. Это высший тип инновационной деятельности. Все приведенные классификации основаны на организационных признаках - степени интеграции или дезинтеграции, усложнения или упрощения классифицируемых организационных форм. Но появилась и другая классификационная основа - экономическая, основанная на разграничении форм собственности по степени разгосударствления. Оно нарастает следующим образом: • организации с государственной собственностью: • организации со смешенной формой собственности (с государственным и частным участием): • организации с кооперативной собственностью; • частная форма собственности: • объединение организаций в ассоциации. Акционерная форма собственности опирается на известные общие принципы объединения вкладов в целях предпринимательской деятельности. В акционерном обществе прибылью распоряжаются акционеры, а не трудовой коллектив; многие управленческие права переходят от предприятия и его работников к собственникам. Особенностью акционерной формы собственности в сфере науки является возможность вклада в виде научной идеи, нового технического решения, изобретения. Объединение организаций может быть выражено в различной форме, путем создания корпораций, финансово-промышленных групп, холдингов, консорциумов, транснациональных корпораций, стратегических альянсов. Корпорация - добровольное объединение независимых промышленных предприятий, научных, проектных, конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства. Отличительные черты корпораций - участники несут ответственность за результаты деятельности корпорации лишь тем имуществом, которое ими добровольно передано в коллективное пользование; корпорация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее организаций, если это специально не оговорено в уставе; высокие требования к себе и друг к другу, т.е. качество работы каждого влияет на коммерческий успех всех; наличие отработанной системы менеджмента корпорации. Финансово-промышленная группа (ФПГ) - организационная структура, объединяющая промышленные предприятия, банки, торговые организации, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения конкурентоспособности товаров и услуг. Отличительные черты ФПГ - во главе их стоит управляющая компания, которая формирует технологическую цепочку, определяет состав участников, распределяет между ними совокупную прибыль; юридическая самостоятельность входящих в ФПГ организаций: основным доходом деятельности банка, входящего в ФПГ, являются дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не процент на кредит; высокие требования к качеству всех компонентов системы менеджмента ФПГ в связи со сложностью этой системы; высокий уровень технологической и экономической интеграции дляреализации инновационно-инвестиционных проектов. Холдинг (холдинговая компания) - это форма организации ФПГ. предполагающая создание материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых (дочерних компаний). Отличительные черты холдингов: хозяйственная несамостоятельность дочерних компаний; возможность получения доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм; большое число входящих в состав холдинга предприятий. Консорциум - временное объединение крупных фирм (компаний) в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени. Отличительные черты консорциумов: хозяйственная самостоятельность участников консорциума; обязательное распространение результатов исследований и ноу-хау между участниками для дальнейшего самостоятельного производства; участие в составе консорциумов университетов и других вузов; возможность участия одного участника к нескольких проектах консорциума: большое число входящих в консорциум компаний и фирм. Транснациональная корпорация (ТНК) - общество с дочерними фирмами и филиалами в различных странах. Отличительные черты ТНК: высокий уровень концентрации производства и дифференциации выпускаемой продукции; глубоко специализированное производство; гибкость маневрирования ресурсами: достижение оптимальных транспортных расходов по реализации продукции; высокая конкурентоспособность фирм и выпускаемой продукции, высокая степень диффузии инноваций. Стратегический альянс (СА) - соглашение участников межфирменной кооперации (корпорации) на проведение комплекса сложных работ по всему инновационному циклу, включая коммерциализацию результатов. Отличительные черты СА - разделение финансового риска между участниками при разработке и освоении радикально новой продукции, технологий, открытий, изобретений и роста неопределенности; перенос центра работ на НИОКР; комплексность этапов инновационного цикла; высокая маневренность в кооперации, особенно при проведении НИОКР: сокращение инновационного цикла создания радикальных новшеств: высокий уровень автоматизации технологической подготовки производства новшеств. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|