ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отбор проектов нововведенийПредставление инновационных идей в форме ИП и оценка их эффективности являются центральным звеном в процессе формирования стратегий инновационного развития. На этом этапе инновационные идеи, отобранные по параметрам соответствия инновационной политике, удовлетворяющие состоянию инновационной активности, а также систематизированные по объемам затрат, проверяются с позиции соотношения предстоящих инвестиционных затрат и последующих экономических результатов. Методы оценки рыночной перспективности и реализуемости новых и улучшающих технологий Анализ перспективности любой инновационной разработки следует начинать с оценки ее патентоспособности. Такая оценка должна строиться как на учете качественных факторов (выбор формы правовой охраны, объем получаемых прав, экономическая зашита инновации), так и на расчете количественных показателей, характеризующих затраты предприятия на правовую охрану новой технологии, совокупный размер которых можно оценить расчетно. 1. Затраты на правовую охрану новой технологии (нематериальных активов): где По - совокупные затраты по охране, руб.; Пи - патентные пошлины (за подачу заявки, экспертизу и выдачу патента), руб.; Пт - пошлины за регистрацию товарных знаков, наименований мест происхождения товара, руб.; Упп - услуги патентных поверенных, руб.; Пгi - ежегодные пошлины за поддержание патента в силе, руб.; E - норма прибыли на вложенный капитал; T - горизонт расчета (жизненный цикл объекта интеллектуальной собственности), годы. Критерием целесообразности получения отечественной и / или зарубежной правовой защиты на создаваемые нематериальные активы могут стать объемы рынка. 2. Объем рынка: где Р р - годовой объем рынка, руб.; V п - количество потребителей; V з - объем закупок товара в год одним потребителем, шт.; Ц ц - планируемая цена продаж товара, руб. Оценив объем рынка, важно установить темпы его роста, чтобы ответить на вопрос о том, как быстро и как долго будет расти этот рынок. От этого будут зависеть масштабы будущего производства. Эти данные также послужат основанием для расчета затрат по ИП и в дальнейшем станут базой для проведения анализа возможностей реализации новой технологии на предприятии. Рассчитать темпы роста рынка можно на основе соотношения объема продаж базисного и планируемого периодов. 3. Темпы роста рынка: где T р - среднегодовые темпы роста рынка. %; V т, V о - объем продаж базисного и планируемого периодов соответственно, руб.; T - горизонт расчета, годы. Определив темпы роста рынка в пределах анализируемого периода (например, в течение первых трех лет жизненного цикла ИП), далее следует оценить потенциал продукта. Здесь важно ответить на вопрос о том, каким будет этот цикл. Найти на ближайшую перспективу величину потенциала П п продукта в денежном выражении можно посредством дисконтирования ожидаемой в течение горизонта T расчетной величины Р р,годового объема рынка. 4. Потенциал продукта: Следующий этап - охват сегментов рынка. Предприятию на этапе организации инновационного производства необходимо решить, какую часть рынка оно будет осваивать самостоятельно, а какую отдаст своим партнерам или даже конкурентам. В дальнейшем на основе этих данных предприятие будет анализировать свои ресурсные возможности для достижения намеченных целей на рынке. При этом важно иметь в виду, что если оценка возможностей реализации окажется неудовлетворительной, то предприятию целесообразно будет пересмотреть степень охвата сегментов рынка в сторону уменьшения. Это позволит сократить затраты по коммерциализации новой технологии, и, возможно, в этом случае предприятие сможет более успешно, хотя и в меньших масштабах, реализовать ИП. 5. Охват сегментов рынка: где Р р.ип - размер рынка, планируемого предприятием к охвату по ИП, руб. При оценке привлекательности альтернативных вариантов ИП предпочтение следует отдавать тем новым технологиям или улучшающим продуктам, у которых показатели, составляющие основу метола оценки перспектив на рынке, стремятся к максимуму (П0, Рр, Тр, П п, Ср max). Количество исходных данных для проведения такого анализа незначительно. В основном они включают: • размеры отечественных и зарубежных патентных пошлин, а также за регистрацию товарных знаков, за услуги патентных поверенных (соответственно П н, П т, У пп); • количество потребителей, объем закупок и планируемую цену продаж товара (V п, V з, Ц п); • объем продаж новинки (V). Упомянутые показатели следует рассчитывать по интервалам планирования и сравнивать с базисным периодом. При анализе рыночной перспективности по внедрению новых технологий за основу такого сравнения можно взять экономические данные по предприятию в целом до реализации ИП. Для оценки рынка улучшающих технологий сравнительный анализ целесообразно вести по усовершенствуемому продукту, сравнивая экономические показатели в базисном и планируемом периодах. Оценка возможностей реализации новой технологии на предприятии направлена на исследование реальности внедрения инновации с учетом экономического состояния и перспектив развития конкретного предприятия, прежде всего - его финансовых возможностей. Она предусматривает выявление соответствия между имеющимися у предприятия финансово-экономическими ресурсами и необходимыми инвестиционными затратами для реализации конкретного ИП. Анализ экономических ресурсов предприятия по освоению новых и улучшающих технологий начинают с определения инженерно-конструкторских возможностей и расчета затрат. 1. Инженерно-конструкторские затраты Внедрение разработанной технологии в массовое производство может потребовать проведения определенной технологической доработки инновационной идеи. Чаше всего это обусловлено несоответствием условий производства продукции в лабораторно-экспериментальных и промышленных масштабах. В этой связи целесообразно проанализировать сметную стоимость затрат по авторскому сопровождению разработки и найти наиболее эффективный способ инженерно-конструкторской поддержки процесса вовлечения новой технологии в производственный процесс. Речь идет о том. что в зависимости от степени своей инновационной активности предприятие может реализовать НИР и ОКР по проекту своими силами или воспользоваться услугами сторонней организации. Отсюда показатель Зокр реализуемости инновационного проекта по инженерно-конструкторскому фактору определяется сравнением расходов на подготовку инновации к внедрению в массовое производство собственными силами или с привлечением сторонних специалистов: где Зокр - размер дополнительных инженерно-конструкторских затрат предприятия, руб.; Зокр.ип - общая сметная стоимость инженерно-конструкторских работ по внедрению инновации в массовое производство, руб.: Зокр.пред - часть объема работ по сметной стоимости, которая может быть выполнена силами предприятия, руб. 2. Материальные затраты Внедрение нового или улучшенного продукта в хозяйственную деятельность предприятия приводит к полной или частичной замене качества и количества исходного сырья и материалов. В этой связи следует проанализировать достаточность (соответствие или несоответствие) материальных ресурсов, необходимых по ИП и имеющихся у предприятия, чтобы определить дополнительные расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, которые требуются ДЛЯ выпуска новой или усовершенствованной продукции. Показатель Зсм реализуемости инновационного проекта по материальному (сырьевому) фактору определяется сравнением материальных затрат предприятия (сырье, материалы, полуфабрикаты) на производство продукции до и после реализации инновации: где Зсм - размер дополнительных материальных затрат предприятия в связи с реализацией инновации, руб.; Зсм.ип - материальные затраты предприятия на производство новой или улучшенной продукции по ИП в целом, руб.; Зсм.пред - экономически целесообразные (возможные) собственные затраты предприятия на производство продукции, руб. 3. Технические затраты Внедрение новых или улучшенных технологий, как правило, требует приобретения новых отдельных производственных линий или введения дополнительных единиц оборудования. Здесь необходимо проанализировать возможности максимального использования имеющегося состава оборудования, чтобы уменьшить необходимую сумму капитальных вложений. Показатель Зобреализуемости ИП по фактору основных фондов определяется сравнением имеющегося и требуемого состава оборудования для реализации инновации с учетом затрат на подготовку или капитальный ремонт помещений, в которых они будут располагаться: где Зоб - размер затрат, связанных с приобретением недостающего оборудования, необходимого по проекту, руб.; Соб.ип - стоимость производственного оборудования, необходимого по ИП в целом, руб.; Соб.пред - стоимость производственного оборудования предприятия, которое может быть использовано при реализации проекта, руб. В свою очередь, показатель реализуемости инновационного проекта по фактору капитальных вложений Зкап определяется по формуле: где Зкап - размер капитальных затрат, связанных с подготовкой производственных помещении к внедрению новых или дополнительных единиц оборудования, руб.; V пом - площадь производственных помещений, нуждающихся в капитальном ремонте по проекту (или аренде), м2; Цстр. - стоимость строительных работ (или арендных площадей). руб./м2. 4. Сбытовые затраты Внедрение новой продукции в производство может вызвать необходимость проведения некоторой реорганизации системы сбыта и продвижения продукции, существующей на предприятии. В этой связи необходимо определить тот объем реализации новой продукции, который могут пропустить имеющиеся каналы сбыта. Это позволит выявить масштаб требуемого расширения системы сбыта. Показатель Зсб реализуемости инновационного проекта по коммерческо-сбытовому фактору определяется сравнением имеющейся и требуемой пропускной способности системы сбыта в объемах продаж после реализации инновации: где Зсб - показатель реализуемости при внедрении новой или усовершенствованной продукции, руб.; Зсб.ип - сбытовые затраты на единицу продукции после реализации проекта, руб.; Зсб.пред - то же до реализации проекта, руб.; V ип - объем продаж после реализации инновационного проекта, руб.; V пред - то же до реализации проекта, руб. 5. Затраты по подготовке кадров При организации инновационного производства, связанного с внедрением новой технологии или улучшенного продукта, может возникнуть необходимость привлечения дополнительного персонала. Прежде чем нанимать новых работников со стороны, целесообразно проанализировать возможности ротации, обучения и использования имеющихся кадров. Здесь необходимо определить тот состав кадровых ресурсов (включая операторов производственных линий, механиков, технологов, маркетологов), который можно перевести на работу на вновь создаваемый или реконструируемый производственный участок, обслуживающий внедрение новой или улучшающей технологии. Показатель Зперс реализуемости инновационного проекта по фактору профессионально-кадрового состава определяется сравнением затрат на имеющиеся и требуемые в связи с реализацией инновации дополнительные трудовые ресурсы и на их подготовку: где Зперс - размер дополнительных затрат на подготовку кадров для организации производства; сбыта и продвижения новой или усовершенствованной продукции, руб.; Зперс.ип, Зперс.пред - персонал, имеющийся на предприятии для реализации инновации и требуемый по инновационному участку соответственно, чел.; Оперс - затраты на обучение персонала, руб. Выявленные несоответствия или расхождения в возможностях и экономических требованиях эффективной реализации инновационного проекта могут носить как несущественный, так и значимый характер. В связи с этим необходимо проанализировать, в каком объеме предприятие может полностью обеспечить весь процесс реализации ИП. Такой анализ тесно связан с финансовым коэффициентом соотношения собственных и заемных средств, применяемым при оценке финансовой устойчивости предприятия. Он определяется отношением всех обязательств к собственным средствам и показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль собственных активов: где K зк - коэффициент соотношения собственных и заемных средств, ед.; K д - долгосрочные кредиты и заемные средства, руб.; Кк - краткосрочные кредиты и заемные средства, руб.; Ис - источники собственных средств, руб. Значение данного показателя должно быть K зк < 7. Превышение указанной границы означает чрезмерную зависимость предприятия от внешних источников средств и потерю финансовой устойчивости (автономности). Чтобы проанализировать и не допустить возможное развитие такой ситуации, когда долгосрочные проекты негативно влияют на оперативное управление, необходимо оценить совокупные возможности хозяйствующих субъектов по реализации инновационных проектов в целом. Для этого требуется соотнести результаты, полученные при проведении анализа реализуемости новой технологии, с имеющимся у предприятия капиталом и экономическими резервами. Полученный показатель и будет критерием целесообразности выбора И П из числа альтернативных вариантов с позиции их ресурсного обеспечения и экономических возможностей реализации на предприятии. Объем исходной информации для проведения такого анализа незначительный. Она формируются из данных по затратам на: • проведение ОКР (Зокр); • приобретение основных производственных линий и подготовку помещений для них (Зоб, Зкап); • привлечение квалифицированных кадров и организацию системы сбыта (Зсб, Зперс). 6. Совокупные экономические возможности предприятия по реализации инновационного проекта Показатель реализуемости ИП в целом по совокупной группе факторов определяется делением излишка или недостатка ресурсов предприятия по вовлечению новой или улучшенной технологии в хозяйственный оборот в сфере ОКР, производства, основного капитала, сбыта, кадров к собственным средствам предприятия по бухгалтерскому балансу: где Kпр - собственные средства предприятия (раздел 3 бухгалтерского баланса), руб. Обычно требуемые затраты по инновационному проекту должны быть не больше 2/3 от величины собственных средств предприятия. Методы оценки эффективности инвестиций в новые технологии и их влияния на развитие экономики При анализе эффективности вовлечения новых или усовершенствованных технологий в хозяйственный оборот и выборе наиболее рациональных из них необходимо определять их инвестиционную результативность и общехозяйственное влияние с позиции динамики экономического роста предприятия. Здесь важно оценить, как отразится внедрение инновации по каждому функциональному направлению хозяйственной деятельности и каков будет совокупный эффект, на который может рассчитывать предприятие, сделав необходимые финансовые вложения. Оценка эффективности инвестиций в новую или улучшающую технологию представляет собой расчет группы показателей, позволяющих определить эффективность инновации с позиции результативности вложенного в нее капитала. Оценку инвестиционной результативности новой технологии начинают с определения ее влияния на сферу НИОКР как основную функцию инновационной деятельности: 1. Приращение интеллектуального капитала. Целесообразно оценить тот размер доходности, который принесут вложенные в НИОКР средства. Оценку' можно получить, определив величину эффекта, который возникнет в результате реализации новой технологии, с последующим сопоставлением этих доходов с суммой инновационных затрат. Количественно это можно выразить величиной: где Э ки- показатель эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал; Н 0, Н 1 - стоимость нематериальных активов предприятия соответственно до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт, руб.; I n - сумма инновационных вложений, руб. Под инновационными вложениями понимается вся сумма инвестиционных средств, которые необходимы на разработку новой или улучшающей технологии. 2. Увеличение выручки от продаж за счет внедрения инновации. При расчете инвестиционной результативности ИП важно оценить влияние внедряемой технологии на основные экономические показатели деятельности предприятия. При этом целесообразно проанализировать и выявить именно ту долю дополнительной выручки от продаж, которую получит предприятие на вложенные в ИП средства: где Эо - показатель эффективности инвестиций по величине дополнительной выручки предприятия от продаж на вложенные средства: определяется сравнением выручки от продаж предприятия до и после реализации анализируемого проекта, руб.: I - сумма инвестиционных вложений, руб.; В 0, В 1 - годовая выручка от продаж предприятия соответственно до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт за анализируемый период, руб.; где Ц п- планируемая иена продаж инновационного товара, руб.; V ип- годовой объем продаж предприятия после реализации инновационного проекта за анализируемый период, руб. Для дисконтирования затрат следует использовать формулу 12.8. 3. Рентабельность инвестиции. Аналогичным образом можно рассчитать и определить ту часть дополнительной прибыли от продаж, которую получит предприятие на вложенные в ИП средства: где Э п- показатель эффективности инвестиций по величине чистой (нераспределенной) прибыли на вложенные средства; определяется сравнением величины получаемой прибыли до и после реализации анализируемого ИП. руб.; П 0, П 1 - ежегодная чистая прибыль предприятия соответственно до и после инвестиций в новую технологию за анализируемый период, руб.: где В - выручка от продаж по ИП, руб.; С - себестоимость производства и реализации инновационной продукции, руб.; Ни - налог на имущество, руб.; Нф - налоги и сборы, относимые на финансовые результаты и включаемые в прочие операционные расходы, руб.; Нп - налог на прибыль, руб. 4. Рост чистого дохода (Э лч). Приобретение новых или дополнительных производственных линий приводит к увеличению стоимости основного капитала. В случае оценки инвестиционной результативности ИП целесообразно проанализировать величину изменения чистого дохода предприятия в виде суммы прибыли и амортизации (по вновь приобретенным объектам основных фондов и вновь созданным нематериальным активам), как будущих внутренних источников инвестиционных средств: где Э дч - показатель эффективности инвестиций по величине чистого дохода; определяется сравнением годового размера прибыли и амортизации до и после реализации анализируемою ИП, руб.; А0, А1 - годовая амортизация основных средств и нематериальных активов соответственно до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт за анализируемый период, руб. 5. Повышение выработки на одного работника (Эр). Внедрение новых или улучшенных технологии должно быть направлено не только на прирост чистого дохода, но и на повышение среднегодовой выработки продукции одним работником. При этом важно оценить, насколько возрастет этот показатель после внедрения инновации. Данная оценка должна производиться с учетом типа ИП. Так, если инновация носит в основном технический характер и направлена на изменения в процессе производства продукции, то в данном случае целесообразно провести расчет повышения выработки основных производственных рабочих. Если предприятие планирует к внедрению продуктовую инновацию, то за основу расчета следует брать выработку (объем продаж) коммерческо-сбытового персонала. Повышение выработки можно определить по формуле: где Эр - эффективности инвестиций по величине выработки продукции на одного работника на вложенные средства: определяется сравнением среднегодовой выработки продукции одним работником до и после реализации анализируемого проекта, руб.; Р 0, Р 1 - среднегодовая выработка одним работником соответственно до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт за анализируемый период, руб.; где Q пр - годовой объем произведенной продукции, руб.; Ч р - среднегодовая численность работников основного производственного или коммерческо-сбытового персонала в зависимости от типа ИП (технологического или продуктового), чел. При анализе влияния новых технологий на экономику предприятия за базу для сравнения можно взять экономические данные до реализации ИП по хозяйствующему субъекту в целом. Для оценки влияния улучшающей технологии целесообразно провести сравнительный анализ по усовершенствуемому продукту на основе расчетов и сравнения показателей непосредственно по инновационному производственному участку: 1. Прирост нематериальных активов: где Пип - показатель эффективности инновационных проектов по фактору прироста нематериальных активов предприятия: определяется сравнением стоимости нематериальных активов предприятия до и после реализации анализируемого ИП; Н0, Н1 - стоимость нематериальных активов предприятия соответственно до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт, руб. 2. Прирост чистой (нераспределенной) прибыли: где Пч - показатель эффективности инновационных проектов по фактору прироста чистой (нераспределенной) прибыли предприятия: определяется сравнением прибыли предприятия до и после реализации анализируемого ИП; П0, П1 - чистая (нераспределенная) прибыль предприятия соответственно до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт, руб. 3. Прирост выручки от продаж: где Пв - показатель эффективности ИП по фактору прироста выручки от продаж; определяется сравнением выручки от продаж предприятия до и после реализации анализируемого ИП; В0, В1- выручка от продаж соответственно до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт, руб. 4. Прирост основных и оборотных активов предприятия: где Па - показатель эффективности ИП по фактору прироста активов предприятия; определяется сравнением стоимости активов предприятия до и после реализации анализируемого ИП; А0, А1 - стоимость активов предприятия соответственно до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт, руб.: где Дср - денежные средства предприятия после внедрения инновации, руб. 5. Прирост производительности труда: где Пт - показатель эффективности ИП по фактору роста производительности труда работников на предприятии; определяется сравнением выработки (или трудоемкости) до и после реализации анализируемого ИП; Т1, Т0 - выработка продукции в единицу времени соответственно до и после инвестиций в новую технологию, руб. Результаты, полученные на основе расчета этих пяти показателей, могут быть как оптимистические, так и пессимистические. Чтобы осуществить выбор оптимального варианта направления инновационного развития и принять окончательное решение о перспективности той или иной технологии, следует руководствоваться эффективной динамикой этих показателей. В экономической литературе, в частности, приводится следующее оптимальное соотношение: Тп > Тв > Так > 100%, (11.28) где Тп - темп изменения прибыли, %; Тв - то же выручки от реализации продукции (работ, услуг); Так - то же активов (имущества) предприятия. Приведенное соотношение получило название «золотого правила экономики предприятия»: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущество предприятия. Это означает, что издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия - использоваться более эффективно. С учетом предлагаемых коэффициентов эффективности можно продолжить цепочку соотношений: Тп > Тв > Тна > Та > Тт > 100%, (11.29) где Тна - темп роста структуры нематериальных активов предприятия за анализируемый период, %; Тт - темп роста производительности труда работников. Таким образом, на основе планируемых изменений показателей хозяйственной деятельности предприятия до и после реализации ИП можно оценить влияние новой технологии на экономику предприятия. Представленный подход при его использовании наряду с методом оценки эффективности инвестиций может стать основой системы анализа эффектов инновационного развития в финансово-экономической сфере предприятия. Рассмотренные подходы в совокупности с методами опенки рыночной перспективности новой технологии, а также возможностей ее реализации на предприятии могут служить основой для формирования методики комплексной оценки внутрихозяйственной эффективности от внедрения новых технологий на базе анализа функциональной активности предприятия. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте понятие «инновационный проект». 2. Назовите элементы инновационного проекта. 3. Охарактеризуйте основных участников проекта. 4. Какие виды инновационных проектов вы знаете? 5. Что характерно для инновационного проекта? 6. Что такое управление инновационным проектом? 7. Назовите основные принципы управления инновационным проектом. 8. Из каких этапов состоит процесс создания и реализации инновационных проектов? 9. Что такое бизнес-план инновационного предприятия? 10. В чем заключается экспертиза инновационных проектов? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|