Основные категории классической риторики
Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. Родиной красноречия считается Древняя Греция, где в 5-4 веках до н.э. зародилось ораторское искусство. Само государственное устройство -- демократия -- вело к активному участию граждан в политической жизни страны. Полной верховной властью обладало Народное собрание, и политический деятель обращался непосредственно к народу. Суд также совершался публично. Любой гражданин мог быть как обвинителем, так и защитником. Поэтому гражданам часто приходилось выступать в суде, в Народном собрании. А для этого нужно было убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Таким образом, владеть ораторским искусством было необходимостью для афинян.
Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени - это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных.
На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства:
• Во времена греческой античности одной из ведущих была формула "риторика - искусство убеждать".
• В теории римского красноречия определение: риторика - это "искусство говорить хорошо".
• Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика - это искусство украшения речи.
Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимы - риторика и красноречие.
Первый трактат по риторике принадлежал Кораксу, оратору и адвокату.Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного.
Значительно расширил область риторики Аристотель.Он считал, что риторика она охватывает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности.
Простое определение классической риторики - искусство убеждать - реализуется через следующие основные общие понятия риторики, имевшие названия в античной науке: логос, этос, пафос, топос
Логос В древнегреческом языке слово logos означало следующие две группы понятий:
а) слово, язык, речь и
б) понятие, мысль, разум, а точнее - единство этих понятий обеих групп как всеобщую закономерность.
Логос как основная категория классической риторики призван воедино представлять мысль и слово, что практически означало: слово имеет смысл, мнение, оно должно идти от разума и апеллировать к нему Основатель р риторической науки Аристотель видел Логос, т.е. риторику как науку, имеет два основных средства убеждать.
В современной риторике логичность является одним из основных признаков речи и текста Она реализуется через возможность выбора в языковом изложении последовательности рассуждений, непротиворечивости тезисов и положений речи, у целесообразности соотношений, если реальность диктует противоречивые положения
Этос В древнегреческом языке слово ethos означало обычай, привычка, характер, нрав (от него происходит и современное слово этика) и в античной риторике сначала употреблялось как признак к слову оратор, а затем закрепилось в риторической науке как моральный принцип ее.
Античная риторика широко пользовалась понятием этоса, воспитывала высокую мораль (достоинство, честность, справедливость, порядочность)
Пафос (гр pathos - страсть, чувства) - это интеллектуальное, волевое, эмоциональное устремление говорящего (автора), которое проявляется и в процессе речевой коммуникации, и в его продукте - тексте
Эти три основополагающие категории классической риторики можно определить как три важные научные критерии, унаследованные и другими филологическими (и не только) науками, развившиеся касательной к риторики: критерий истинности (логос), критерий искренности (этос), критерий соответствия речевого поведения (пафос).
Топос (гр topos - место) топики - это риторический понятие, обозначающее общие места в речи. К ним относятся типичные время-пространственные речевые ситуации и описания их, которые легко запомнить и которые почти во всех говорящих одинаковые (Моя семья 'я; В магазине; В транспорте и т.д.)
Риторика опирается на следующие науки:
• философия,
• логика,
• психология,
• педагогика,
• этика,
• эстетика,
• литературоведение,
• лингвистика.
Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия.
• Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно.
• Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения.
• Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.
В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека.
Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности.Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):
1) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);
2) расположение, или композиция, материала (dispositio);
3) словесное выражение, или дикция (elocutio);
4) память, запоминание (memoria);
5) исполнение, произнесение (actio).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|