Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






2 страница. Беседа всегда должна начинаться постановкой вопроса перед всей группой




Беседа всегда должна начинаться постановкой вопроса перед всей группой. Затем необходимо сделать паузу - дать слушателям время на обдумывание. Как правило, для ответа следует вызвать кого-нибудь из наиболее слабых слушате­лей. После него другие, более сильные, могут выступить с уточнениями, дополнениями и даже возражениями. Это поднимает активность на занятиях. Когда времени на обсуждение мало, а вопрос труден, можно начать беседу с наиболее подготовленного слушателя из числа желающих. При необходимости руководитель может вызвать слушателя по своему усмотрению, прежде всего из тех, кто постоянно отмалчивается на занятиях, чаще от скромности, робости, нежелания «выставляться». За дельные, хотя и краткие выступления таких военнослужащих следует стимулировать похвалой, всячески поощрять их включение в беседу.

В ходе беседы руководителю необходимо:

. добиваться от слушателей аргументированных высказываний, учить их II подтверждать свое мнение фактами и доводами, от стаивать свою точку зрения. Для этого обязательно следует использовать вопросы типа: «Все ли так думают?», «А кто думает иначе?», «Чем можно это доказать?» и т.д.;

при отклонении выступающего от поставленного вопроса, уходе от главного к мелочам надо вернуть его к предмету обсуждения и напомнить об основной задаче, требующей решения;

если участники беседы увлеклись общими рассуждениями, обратить их внимание на конкретные факты;

| если допустили фактическую ошибку, предложить самим найти ее и исправить.

Типичные недостатки при проведении бесед:

1. Руководитель группы почти не руководит беседой, сводит свою роль только к постановке вопросов и выслушиванию ответов, никак их не комментируя.

2. Руководитель, поставив вопрос перед группой и не дав времени его обдумать, начинает отвечать на вопрос сам, занимает своими рассуждениями большую часть занятия, отводя воинам пассивную роль слушателей.

3. Во время беседы руководитель группы после 2-3-минутного выступления слушателя начинает делать заключение, выводы и тоже фактически все время говорит сам. Понятно, что подобные занятия приносят мало пользы.

Другой отличительной чертой беседы является ее гибкость.

В ходе занятия руководитель всячески стимулирует активность слушателей, побуждая их задавать вопросы и участвовать в их обсуждении. При этом он должен предусмотреть возможность отклонения от обсуждаемой


 

■■■

темы беседы. Поэтому важное значение имеет внимательное

что

высказываниям слушателей, Й

благожелательное отношение к высказываниям и./шаю.си, г°товн0ст1 руководителя к импровизации, его способность проявлять гибкость, предполагает умение:

| быстро ориентироваться, перестраивать тактику ведения беседы:

- подметить в выступлениях слушателей рациональное зерно, правильные соображения и опереться на них;

- с помощью дополнительных и наводящих вопросов повернуть ход беседы и, преодолевая односторонность отдельных ответов, подвести группу | обоснованному, хорошо сформулированному и понятному для всех слушателей выводу.

Такой поворот хода обсуждения может оказаться в воспитательном отношении более плодотворным, чем первоначально спланированный вариант.

Существенным моментом беседы является разбор вопросов, выдвигаемых слушателями. В ходе беседы необходимо разбирать только те вопросы, которые имеют отношение к теме занятия и направлены на более глубокое ее изучение. Если задан вопрос, не имеющий прямого отношения к теме, руководителю необходимо сказать, что ответ на него отвлечет беседу от обсуждаемой проблемы и займет время. К этому вопросу он обязательно вернется во внеучебное время (желательно точно назначить место и время такой беседы).

Если руководитель не может сразу ответить на заданный слушателями вопрос, ему не следует отвечать наугад, чтобы скрыть свое незнание. Неправильный ответ подорвет авторитет руководителя и доверие к нему со стороны слушателей. Правильнее будет сказать: «Точного ответа сейчас дать не могу, разберусь и отвечу на следующем занятии». Но в следующий раз необходимо дать слушателям самый обстоятельный и точный ответ.

Высшей формой беседы, вызывающей наибольшую активность слушателей и обеспечивающей наилучшую результативность занятия, является свободная дискуссия. Условием для ее развертывания является проблемная ситуация,

почвой - различия в понимании и толковании положений, оценок,

высказываний, фактов и т.д.

Существует два основных пути организации дискуссии в группах солдат (матросов) и сержантов (старшин).

Первый из них - дискуссия заранее планируется руководителем занятия. Руководитель отбирает из всех вопросов наиболее важные для достижения целей занятия и в то же время наиболее сложные, трудные для слушателей вопросы. Затем он формулирует их так, чтобы они предусматривали возмож­ность различных ответов, т.е. создавали проблемную ситуацию. На одном занятии целесообразно проводить одну, максимум две дискуссии, так как она занимает 10-15 минут. Какой из вопросов поставить на обсуждение, а какой оставить в запасе I покажет сам ход занятия. Руководитель управляет ходом дискуссии так же, как и обычной беседой.

Дискуссию можно организовать и в форме обсуждения специальной схемы, где будет сформулировано 4-6 положений, только одно из которых является правильным. Руководитель предлагает слушателям найти правильное положение и обосновать свое мнение.

Другой путь организации дискуссии - это проведение обмена мнениями вокруг неточной или ошибочной формулировки, допущенной кем-либо из слушателей при выступлении.

Дискуссия отличается от обычной беседы методикой подведения итогов обсуждения. Руководитель должен четко сформулировать высказанные мнения и потом предложить всем слушателям выбрать и присоединиться к одному из них. Затем он обстоятельно и аргументированно разъясняет, какая из высказанных точек зрения является правильной.

Таким образом, практика подтверждает, что овладение методикой про­ведения беседы дает возможность существенно повысить качество и действенность занятий по ОГП.

6. Методика проведения контрольного (итогового) занятия

Контрольное занятие является эффективным средством влияния Ц качество усвоения слушателями пройденного материала. Оно проводится I конце каждого периода обучения в целях оценки:

уровня индивидуальных знаний личного состава По темам ОГП, изучавшимся в зимнем (летнем) периоде обучения;

умения слушателей применять полученные знания в практической деятельности, выполнении ими воинского долга, соблюдении требований законов РФ, военной присяги и воинских уставов, приказов командиров и начальников.

Форма и методы проведения контрольных (итоговых) занятий должны учитывать особенности различных категорий военнослужащих и гражданского персонала.

Основные формы проведения контрольного занятия:

1. Зачет с оценкой.

Проводится в небольших по численности группах или совместно с проверяющим по вопросам, выносимым на итоговое занятие, или по билетам, составленным на их основе.

2. Групповая контрольная беседа (итоговый семинар).

В случае неполного или неправильного доклада одного из отвечающих другие военнослужащие имеют возможность дополнить или исправить его. Главное отличие занятия -право руководителя жестко определять выступающих по тому или иному вопросу. При анализе устных ответов важно обращать внимание на знание слушателями основных положений проблемы, требований руководящих документов, умение мыслить и обобщать разрозненные факты, делать правильные выводы для военной службы.

В больших по составу группах для обеспечения 100% охвата слушателей и их оценки I ходе итогового семинара может использоваться письменный опрос по отдельным вопросам, сформулированным в виде теста.

3. Индивидуальные собеседования.

Проводятся, как правило, в малочисленных группах гражданского

персонала.

При подготовке к контрольному занятию руководитель группы должен:

- уточнить перечень и уяснить содержание контрольных вопросов (при необходимости составить по каждому из них краткие тезисы);

- заблаговременно (не позднее чем за 10 дней) ознакомить слушателей с основными вопросами, выносимыми на контрольное занятие;

I организовать самостоятельную подготовку группы к занятию;

- провести групповую консультацию;

I дать указания помощнику собрать или доизготовить наглядные пособия по пройденным темам;

- подготовить вопросы для индивидуального письменного опроса;

I своевременно оповестить слушателей о времени и месте проведения занятия;

- качественно отработать документацию (оценочная ведомость, раздел в журнале учета занятий по боевой (командирской) подготовке (форма № TV), служебные карточки слушателей), подготовить к занятию помещение;

I проанализировать текущую успеваемость слушателей, степень их активности на занятиях в течение периода обучения, чтобы быть готовым дать каждому краткую характеристику и выставить итоговую оценку;

- обеспечить присутствие максимального количества слушателей на занятии.

При проведении контрольного занятия:

- своевременно и организованно начать занятие;

проверить по списку присутствие слушателей, внести данные в журнал и оценочную ведомость. Иметь официальную справку к (доклад, выписку из приказа) по каждому из отсутствующих;


 

| опросить 1 оценить всех присутствующих слушателей, а также выСТаВ))

оценки отсутствующим по уважительным причинам (на основе оцеНок

з<) К

период обучения).

Индивидуальные оценки и оценки группе выставлять в соответствии с I

требованиями приказа МО РФ 2005 года № 170;

- при ответах добиваться полного раскрытия содержания вопросов | Способствовать созданию духа творческой дискуссии, а не конфронтации;

I подвести итоги и провести разбор занятия: дать общую оценку группе (уровень подготовленности слушателей, активность, степень усвоения учебного плана), соблюдая объективность и корректность, кратко проанализировать ответы каждого слушателя, довести выставленные индивидуальные оценки. Ответить на вопросы, не получившие глубокого раскрытия на занятии, и нацелить слушателей на совершенствование своих знаний в предстоящем периоде обучения.

После окончания занятия:

- заполнить оценочную ведомость, особое внимание обратить на раздел «Замечания». Выставленные оценки внести в журнал учета занятий по боевой (командирской) подготовке (форма № IV);

- доложить об итогах занятия командиру (начальнику) и представить ему оценочную ведомость.

Таким образом, существует немало методик эффективного выступления, выработанных опытом учебной и воспитательной работы в войсках. Но тем офицерам, кто не имеет достаточного опыта публичных выступлений за основу можно взять несколько проверенных жизнью правил, которые помогут правильно организовать и методически грамотно осуществить любое публичное выступление.

Во-первых, необходимо выделять этап подготовки к выступлению и этап его проведения.

Во-вторых, исходя из целей руководителю занятия необходимо тщательно продумать план выступления.

В-третьих, в зависимости от целей выступления его композиция (организация информационного материала) должна быть строго подчинена способу (тактике) воздействия на аудиторию.

В-четвертых, подготовьте план (краткий или развернутый) и запись текста выступления (полную или тезисы).

В-пятых, выступая перед личным составом, активно пользуйтесь техническими приемами эффективной речи.

В-шестых, логика выступления должна опираться на психолого- педагогические принципы.


Ш


ТЕМА 9. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДе,.

ЗАНЯТИЙ 1,11

Кроме основных, в системе ОГП рекомендуется использ0ВаТь ' вспомогательные формы и методы проведения занятий. Их применен^ продиктовано необходимостью активизировать работу слушателей с различи^ I уровнем общеобразовательной подготовки и зависит от методическог 1 мастерства руководителей занятий.

Как показывает практика, опытные руководители групп в ходе занятий по 1 ОГП часто используют элементы таких вспомогательных методов и форм их проведения, как деловая игра, «круглый стол», «мозговая атака», анализ конкретных ситуаций, викторина и другие. Данная лекция предусматривает более подробное рассмотрение вспомогательных форм и методов проведения занятий по ОГП.

1. Деловая игра: ее сущность, назначение и разновидность

Деловая игра - это, в определенном смысле, репетиция профессиональной и общественной деятельности человека.

Занятия методом «деловой игры» целесообразно проводить в группах ОГП офицерского состава, прапорщиков и сержантов. В ходе такого занятия появляется возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, лучше узнать психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или иной момент реального события.

Наибольшую эффективность деловая игра дает при изучении тем психолого-педагогической подготовки, когда моделируется реальная ситуация и обучаемые разрешают ее, применяя полученные знания. Подбор ситуации должен быть тесно увязан с жизнью и задачами, решаемыми воинским коллективом.

На занятиях по ОГП возможно использование нескольких разновидностей деловых игр:

Имитационные игры. На занятиях имитируется событие, конкретная ситуация и условия, в которых они развиваются. Цель имитационных деловых

iup - | создании ситуации, максимально приближенной к реальной, и закрепле­ние у слушателей наиболее целесообразного поведения в этих условиях.

Например. В мотострелковой роте ряд. Петров И. П. избил ряд. Юрьева П.Т. за то, что тот отказался подшить ему подворотничок. При этом присутствовал ряд. Никитин О.Г., но проявил полное равнодушие и не вмешался в происходящее, более того, когда командир взвода, узнав о случившемся, беседовал и с ним, он сказал, что «ничего» не видел. Вопросы:

1. Дайте оценку действиям каждого военнослужащего.

2. Как бы Вы поступили, оказавшись в роли Никитина?

Наиболее типичные жизненные ситуации, факты для анализа и оценки при использовании на занятии элементов имитационной игры:

- героизм и самопожертвование воинов российской армии и флота;

I события и явления социальной действительности, волнующие людей своей значимостью;

- разные домыслы, небылицы, слухи, дезориентирующие людей, факты недостойного поведения отдельных лиц и др.

Разбор жизненных ситуаций на занятии создает «эффект присутствия», не оставляет слушателей равнодушными. Рассмотренная ситуация врезается в память, размышления над их содержанием нередко продолжаются и вне аудитории.

Операционные игры моделируют соответствующий рабочий процесс с целью формирования у слушателей необходимых навыков, помогают отработать выполнение определенных операций.

Так, например, в ходе операционной деловой игры, проводимой в группе ОГП офицеров подразделений по теме: «Методика учета индивидуальных особенностей подчиненных в организации воспитательной работы в подразделении», целесообразно практически отработать план индивидуально- воспитательной беседы, а также методику ее проведения.

Ролевая игра. В ней отрабатывается тактика и стиль поведения, действия конкретных должностных лиц в определенной ситуации.


ТЕМА 9. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Кроме основных, в системе ОГП рекомендуется использовать вспомогательные формы и методы проведения занятий. Их применение продиктовано необходимостью активизировать работу слушателей с различным уровнем общеобразовательной подготовки и зависит от методического мастерства руководителей занятий.

Как показывает практика, опытные руководители групп в ходе занятий по ОГТ1 часто используют элементы таких вспомогательных методов и форм их проведения, как деловая игра, «круглый стол», «мозговая атака», анализ конкретных ситуаций, викторина и другие. Данная лекция предусматривает более подробное рассмотрение вспомогательных форм и методов проведения занятий по ОГП.

1. Деловая игра: ее сущность, назначение и разновидность

Деловая игра - это, в определенном смысле, репетиция профессиональной и общественной деятельности человека.

Занятия методом «деловой игры» целесообразно проводить в группах ОГП офицерского состава, прапорщиков и сержантов. В ходе такого занятия появляется возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, лучше узнать психологию людей, встать на их место, понять, что ими! движет в тот или иной момент реального события.

Наибольшую эффективность деловая игра дает при изучении тем психолого-педагогической подготовки, когда моделируется реальная ситуация и обучаемые разрешают ее, применяя полученные знания. Подбор ситуации должен быть тесно увязан с жизнью и задачами, решаемыми воинским коллективом.

На занятиях по ОГП возможно использование нескольких разновидностей деловых игр:

Имитационные игры. На занятиях имитируется событие, конкретная ситуация и условия, в которых они развиваются. Цель имитационных деловых

игр - | создании ситуации, максимально приближенной к реальной, и закрепле- ние у слушателей наиболее целесообразного поведения в этих условиях.

Например. В мотострелковой роте ряд. Петров И. П. избил ряд. Юрьева J1.T- за то, что тот отказался подшить ему подворотничок. При этом присутствовал ряд. Никитин О.Г., но проявил полное равнодушие и не вмешался в происходящее, более того, когда командир взвода, узнав о случившемся, беседовал и с ним, он сказал, что «ничего» не видел. Вопросы:

1. Дайте оценку действиям каждого военнослужащего.

2. Как бы Вы поступили, оказавшись в роли Никитина?

Наиболее типичные жизненные ситуации, факты для анализа и оценки при использовании на занятии элементов имитационной игры:

- героизм и самопожертвование воинов российской армии и флота;

- события и явления социальной действительности, волнующие людей своей значимостью;

- разные домыслы, небылицы, слухи, дезориентирующие людей, факты недостойного поведения отдельных лиц и др.

Разбор жизненных ситуаций на занятии создает «эффект присутствия», не оставляет слушателей равнодушными. Рассмотренная ситуация врезается в память, размышления над их содержанием нередко продолжаются и вне аудитории.

Операционные игры моделируют соответствующий рабочий процесс с целью формирования у слушателей необходимых навыков, помогают отработать выполнение определенных операций.

Так, например, в ходе операционной деловой игры, проводимой в группе ОГП офицеров подразделений по теме: «Методика учета индивидуальных особенностей подчиненных в организации воспитательной работы в подразделении», целесообразно практически отработать план индивидуально- воспитательной беседы, а также методику ее проведения.

Ролевая игра. В ней отрабатывается тактика и стиль поведения, действия конкретных должностных лиц в определенной ситуации.

7J


Здесь слушатель должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки суметь вжиться в образ определенного лица, понять его направленность оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Например, при проведении ролевой игры «Если бы начальником был я» руководитель предлагает всем или некоторым слушателям представить себя | роли соответствующих командиров (начальников) и высказать конкретные предложения по решению той или иной проблемы, определить возможность и последовательность решения тех или иных задач.

В обычной ситуации участники занятия порой не могут отважиться на постановку кардинальных вопросов, на критику определенных действий начальников. Оказавшись, хотя и условно, в роли должностного лица, слушатель, как правило, чувствует себя раскованнее, пытается мыслить более масштабно. Для создания ситуации ролевой игры руководители групп часто используют прием переадресовки вопроса слушателя самому слушателю.

Таким образом, в ролевых играх, как правило, участвуют все слушатели, обсуждая общую тему или, разделенные на группы, разрабатывая отдельные задания. Затем под контролем руководителя группы организуется обсуждение результатов работы, в ходе которого слушатели защищают и обосновывают свое решение. В заключение руководитель подводит итоги и определяет наиболее целесообразные решения.

2. «Круглый стол»: его сущность, назначение, методика подготовки и

проведения

«Круглый стол». Один из наиболее популярных и действенных методов активизации познавательной деятельности военнослужащих. В его основе лежит идея коллективного обсуждения проблем. Применяется для проведения занятий после завершения изучения раздела или важной темы учебного плана.

Особенность «круглого стола» состоит в возможности реализовать многие методы обучения (в частности, диалог, полемику) и его повышенной информативности.

ЛЪ

Подготовка «круглого стола» предполагает:

- выбор темы «круглого стола». При этом тема может формулироваться в соответствии с учебным планом или с учетом интересов и пожеланий самих слушателей.

Целесообразно рекомендовать слушателям перечень информационных источников, которые отражают тему «круглого стола» и представляют различные точки зрения на проблему;

предварительный сбор письменных вопросов слушателей по теме «круглого стола», которые будут ориентиром для подготовки руководителя группы и приглашенных специалистов;

- разработка сценарного плана занятия, определение узловых проблем и последовательности их обсуждения, подготовка руководителем перечня вопросов, предусматривающих придание занятию дискуссионного характера, пояснений и кратких сопроводительных выступлений, определение порядка использования пособий, схем, диаграмм, применения технических средств и т.д.;

- организация руководителем группы подготовки слушателей, проведение консультации и материально-техническое обеспечение;

- подбор и приглашение труппы специалистов (представителей местных государственных и общественных организаций, военных и гражданских вузов, органов военного управления и т.д.) в качестве генераторов идей и новой информации или подготовка «президиума» «круглого стола» в составе руко­водителя занятия и наиболее подготовленных слушателей (если посторонние специалисты не приглашаются).

Проведение «круглого стола» включает:

- вступительное слово руководителя группы, в котором он напоминает тему, цели и основные проблемы занятия, представляет аудитории приглашенных специалистов или слушателей, входящих в состав «президиума» «круглого стола», и определяет порядок работы;

- краткие сообщения по различным аспектам обсуждаемой темы приглашенными специалистами либо заранее подготовленными слушателями организация обмена мнениями с участием всех слушателей группы.

Задача руководителя группы состоит в том, чтобы создать на занятии атмосферу дискуссии, полемики, направленную на поиск истины и имеющую выраженную практическую значимость для подразделения, части.

В заключительном слове руководитель группы:

- отмечает полноту и глубину рассмотрения темы;

I оценивает активность слушателей, поступившие вопросы и ответы на

них;

I благодарит специалистов (членов «президиума»), всех слушателей за участие в работе «круглого стола».

Таким образом, по итогам проведения «круглого стола» наиболее важные вопросы, поставленные участниками, докладываются командованию части (корабля), командиру подразделения для их разрешения.

3. «Мозговая атака» как основной метод коллективного обсуждения и решения конкретных вопросов, методика организации и проведения

«Мозговая атака». Применяется для коллективного обсуждения и решения конкретных вопросов, прежде всего в группах офицерского состава, а также в группах прапорщиков (мичманов). Этот метод может использоваться руководителем учебной группы как форма проведения занятия в целом или как фрагмент какого-либо занятия. В первом случае методом «мозговая атака» может проводиться плановый семинар или практическое занятие. Во втором - рассмотрение отдельных наиболее важных учебных вопросов семинара, требующих глубокого коллективного обсуждения.

По содержанию «мозговая атака» предполагает высказывания участниками любых идей, мнений, предложений по существу обсуждаемой темы с последующей их оценкой и выбором лучшего варианта суждения или решения.


2 этап - поочередное высказывание суждений и фиксация экспертами выдвигаемых идей;
Организация |мозговой атаки» включает: - выбор темы или задач, требующих решения; | определение условий или основных правил коллективной работы; - создание рабочих групп I генераторов идей (оптимальный состав 5-10 человек); назначение группы экспертов (3-5 человек) для оценки и отбора лучших идей. Основные правила «мозговой атаки»: - создание непринужденной атмосферы на занятии, активное участие всех слушателей, поощрение самостоятельности и смелости в суждениях, строгое следование предмету обсуждения, соблюдение очередности и жесткое ограничение времени выступлений (в пределах 1 -2 минут); новые идеи и мысли формулируются, по возможности, кратко и ясно участниками одной группы, а их оценка осуществляется экспертами другой группы; - нежелательность повтора уже высказанных идей, но целесообразность их развития и углубления в последующих выступлениях участников; наглядность и гласность в показе лучших идей, мыслей и предложений. В методике «мозговой атаки» выделяют четыре этапа: 1 этап I объявление темы и цели проведения «мозговой атаки», распределение слушателей по труппам, определение основных правил коллективной работы;

3 этап I изучение и анализ экспертами поступивших идей и вариантов решения задач, составление списка приоритетных, лучших идей или решений. При этом критериями оценки идеи являются их практическая значимость, новизна, четкость формулировки, конструктивный характер;


I этап I подведение итогов «мозговой атаки», приняц, коллективного решения, оценка работы каждого слушателя рекомендации по воплощению лучших идей в практику.

4. Методика анализа конкретных проблемных ситуаций при проведении замятий

Анализ конкретных проблемных ситуаций. Метод представляет собой учебное (устное или письменное) логическое моделирование типичных ситуаций, встречающихся в служебной деятельности, обучении и воспитании подчиненных с последующим обсуждением и принятием коллективно выработанных способов их разрешения. Метод целесообразно использовать как один из элементов активных форм занятий в группах офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин).

При разрешении конкретной ситуации обучаемые обычно действуют, как в реальной практике: анализируют и оценивают ситуацию, используют свой прошлый опыт, применяют ранее приобретенные знания, развивают умения применять необходимые методы и средства.

На этапе подготовки: формулируется суть ситуации, определяются цели, место и время проведения занятия. В письменной форме слушателям могут выдаваться несколько описанных проблемных ситуаций. В ходе проведения занятия осуществляется:

- разделение слушателей на 2-3 рабочие группы численностью не более 8 человек (оптимально 14-5 человек);

- подробное описание служебной ситуации руководителем группы;

- самостоятельный анализ ситуации слушателями с последующими выводами и обоснованием решения;

- объявление представителями групп результатов анализа

и способов разрешения ситуации;

ЯИ


коллективное обсуждение представленных вариантов решений, обобщение высказанных мнений (предложений) и на их основе формулирование выводов и окончательного разрешения проблемной ситуации.

Викторина - метод активизации познавательной деятельности обучаемых, основанный на принципе индивидуального или коллективного соревнования.

Методические рекомендации по подготовке и проведению викторины:

- заблаговременное объявление темы викторины;

I составление вопросов викторины;

I выработка условий и порядка проведения викторины;

- определение состава жюри (при проведении викторины-летучки роль жюри руководитель может взять на себя);

- выработка системы оценок ответов, которая включает в себя:

а) единые критерии оценок правильности и полноты ответов;

б) шкалу оценок в баллах;

в) порядок опроса (кто первым ответит или поочередно);

г) методику выставления оценок жюри (сумма баллов или среднее арифметическое).

Таким образом, викторина может проводиться как между военнослужащими в рамках одной группы, так и между учебными группами одной категории личного состава части, подразделения, когда в соревновании участвуют представляющие их команды. В последнем случае викторина может иметь зрелищный характер и своих сторонников у каждой команды. Рекомендуется в ipynnax солдат (матросов) или сержантов (старшин).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных