ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Библио-Бюро Стрижева-БирюковойА. Ф. Лабзин 1766 - 1825. Материалы к библиографии АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ЛАБЗИН (1766-1825) МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (дополненные) Впервые опубликованы:"Литературоведческий журнал" РАН (ИНИОН), № 35, 2014.
Литературная одаренность Александра Федоровича Лабзина проявилась с юных лет. Уже в ранние годы он пишет оды, стихотворные сатирические зарисовки против увлечения некоторых русских галломанией, кое-что из этого публикует. Затем принимается за более крупные жанры: им выполнен перевод комедии П. Бомарше «Женитьба Фигаро» (М., 1787), выдержавшей многочисленные постановки, а также драмы – «Судья» Л. Мерсье и «Безрассудная искренность» де Ла Ребадиера; написано подражание Ж. Делилю «Дифирамб на бессмертие души», с посвящением отдельного издания Императору Александру I (1804). В 1807 году А.Ф. Лабзин сближается с Г.Р. Державиным. Его цепкость и отличное владение словом по достоинству оценены великим поэтом. Гаврила Романович привлек Лабзина к выпуску в свет своего представительного Собрания сочинений в пяти частях. Первую часть издавали по рукописи, изготовленной когда-то для Екатерины II. Существует трогательное стихотворение Державина, адресованное Лабзину (1808). А немного позже, Александр Федорович сделался непременным «беседчиком» – избран действительным членом литературного объединения «Беседа любителей русского слова» по разряду, руководимом Г.Р. Державиным. Необыкновенная трудоспособность и обширные познания в разных областях философии, богословия, мистических учений, а также значительный личный опыт богопознания позволил Александру Федоровичу перевести и пересказать огромное число работ мыслителей и новейших гностиков, преимущественно немецких. Еще в университетские годы Лабзин находился в постоянном и тесном общении со своими наставниками – вольными каменщиками, среди них на первом месте Н.И. Новиков и И.Г. Шварц, а в 1783 году и вовсе вступил в масонскую ложу. После выпуска из Университета предстояла служба. Карьерный рост сопутствовал духовному: начиная с должности переводчика – владел в совершенстве несколькими европейскими языками, затем проходил преподавательское поприще при Университете, а после закрытия новиковской Типографической компании переехал в Петербург и назначен в Почтамт цензором иностранной повременной печати. В 1799 году вместе с А.А. Вахрушевым приступил к изданию обширного труда «История ордена Иоанна Иерусалимского», за что получил драгоценную императорскую награду и утвержден главным историографом Ордена. Тогда же Лабзин основал свою тайную масонскую ложу «Умирающий Сфинкс», на открытие которой поэт М.М. Херасков создал гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе», исполненный с большим воодушевлением. Кстати, с Михаилом Матвеевичем он издавна состоял в близком дружестве: в 1794 году юный Лабзин женился на воспитаннице Хераскова Анне Евдокимовне Карамышевой, близкой ему по духу. Ложа А.Ф. Лабзина, строгая и дисциплинированная, серьезно занималась усвоением библейских текстов, просветительством и благотворительностью. К тому времени Александр Федорович уже имел чин статского советника и служил одновременно в нескольких учреждениях: Коллегии иностранных дел, а также в Департаменте морских сил и в Академии Художеств, куда определен конференц-секретарем Императором Павлом. В Академии Художеств А.Ф. Лабзин прослужит 23 года, достигнув поста вице-президента. «Умирающий Сфинкс» – ложа мыслящих, одаренных и влиятельных людей. Особенно здесь было много представителей из мира искусств и просвещения. В ложе находили творческий приют живописцы Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, И.П. Чернов и С.А. Венецианов. Тут же заседали архитекторы А.Н. Воронихин и А.Л. Витберг, членами этой масонской мастерской были также граф М.Ю. Виельгорский и князь Г.П. Гагарин вместе с сыном Павлом Гавриловичем. Все беспрекословно подчинялись Великому Мастеру, высокочтимому брату. Ложа проводила еще и частные встречи с новыми людьми, для знакомства. Одну из них (1808 год) колоритно описал Сергей Тимофеевич Аксаков в очерке «Встреча с Мартинистами». Бог для всех – един и лишь «внутренний человек», исповедующий «религию сердца», а не разума, постигает истину и полноту божественных откровений. В годы всеобщего увлечения мистицизмом это внушение находило многих приверженцев. В «Материалах к библиографии А.Ф. Лабзина» читатель найдет длинный список подобных русских изданий. Помимо сокровенного смысла в этих писаниях чувствовалась свежесть языка, обилие новых понятий и терминов. Кроме оригинальных и переводных книг Лабзин взялся издавать духовно-нравственный журнал «Сионский Вестник». По существу этот философский ежемесячник христианской направленности был у нас первой попыткой. В январе 1806 года такой журнал подписчики получили. Появились восторженные отклики на выход необычного издания: даже духовные лица поначалу одобрили, а бедные из них, к примеру, лаврский архимандрит Филарет (Дроздов), и вовсе переписал номер от руки. «Сионский Вестник» 1806 года составлялся почти исключительно Лабзиным из оригинальных его статей, либо из переложений и переводов. Но были и включения сторонние, созвучные мыслям самого издателя. Так, в августовском номере «Сионского Вестника» появилась одна из первых публикаций Григория Сковороды «Начальная дверь ко христианскому добронравию». Заметим, что все номера своего журнала за 1806 год Лабзин подписывал вымышленным именем: Феопемпт Мисаилов. Делалось это для того, чтобы читатели без предубеждения относились к напечатанному. С каждым номером «Сионский Вестник» все больше наживал разного рода недоброжелателей. Правее правого смысла духовные смущались рассуждениями о равноправии конфессий, некоторых сановников и царедворцев раздражали брошенные мимоходом предсказания, скажем, о новом мировом властелине – Наполеоне, пожинающем лавры Аполлона (сравнивали по созвучию), об эсхатологических признаках конца света. Появились недовольные и среди синодалов. Император поручил князю А.Н. Голицыну рассмотреть публикации, а тот на ту пору, еще не проникнутый мистицизмом, во всём непонятном видел крамолу. Журнал закрыли на сентябрьском номере. Отечественная война 1812 года сблизила людей крайних взглядов. Сожженная Москва, опасность порабощения, а затем чудесное избавление от нашествия супостата, возникновение Священного союза христианских государств оживили мистицизм и даже придали ему доселе невиданный размах. А.Ф. Лабзин стал востребован властью и обществом. Было решено возобновить «Сионский Вестник» с 1817 года. Государь субсидировал крупную сумму денег, демонстративно сам подписался на журнал, за ним последовали Великий князь Константин Павлович, видные сановники, ректоры духовных заведений, помещики, купцы и даже кое-кто из грамотных крестьян. Ректор С.-Петербургской Духовной Академии Филарет для нужд своего учебного заведения подписался на десять годовых комплектов. Лабзин собрал достаточно подписных денег, чтобы взяться за дело. Но к началу 1817 года издание выйти в свет не успевало. Александр Федорович решил первый номер выслать в апреле, а за пропущенный квартал выдать книгами либо вернуть стоимость. И вот апрельский номер, первый на текущий год, а по общему счету десятый, учитывая девять номеров, выданных в 1806 году. Теперь уже издатель указывал подлинную фамилию. Вынужденный перерыв не пошатнул позиции Лабзина, но только еще больше укрепил их, а публикации сделались еще весомее и ярче. Из номера в номер издатель помещает главы своего важного трактата «Дух и Истина», в котором высказаны самые заветные мысли, выстраданные и отточенные им за годы отторжения от журнального дела. Остальное шло прежним порядком: свои статьи и выступления единомышленников, где бы они ни находились, переводы, а также рецензии на новые книги, полемика. Отношение к синодальному православию было сдержанным, но не враждебным. Но не такой виделась позиция Лабзина его недругам, особенно Юрьевскому архимандриту Фотию (Спасскому), С.А. Ширинскому-Шихматову, А.С. Стурдзе и графу Ф.В. Растопчину. За всяким умственным движением им мерещилась коварная проделка. Положение же самого Лабзина крепло и его пока не сдвинуть противникам. Лабзин только что отличен царскими наградами, повышен в чине по службе – назначен вице-президентом Академии Художеств, выдвинут и утвержден на одну из самых видных должностей в Библейском Обществе. Теперь он повсеместно почитаем и хвалим. Правда, и враги его не дремлют. Они осыпают Императора жалобами, устными и письменными, называют издателя «неистовым в бесовской гордости», лелеющим тайные замыслы против веры, создавая новое христианство на основе отмены межконфессиональных отличий. Нет религии выше Истины! Вот его девиз. Между тем, «Сионский Вестник» не менялся, и чтобы избавиться от участившихся нападок на лабзинские публикации, Император Александр вместе с некоторыми своими соратниками, в частности, с тем же князем А.Н. Голицыным, постановил передать журнал из гражданской цензуры в руки церковной власти. Для Лабзина это было равносильно удушению слова, публичной расправе над гражданским изданием. Расстройство Александра Федоровича было так велико, что он упал как подкошенный. Поразил пароксизм эпилепсии. Таким же страшным недугом страдал наставник Лабзина Николай Иванович Новиков и другие мистики. Иногда «падучую» именуют болезнью мистиков и великих талантливых людей: вспомним А.Л. Витберга и Ф.М. Достоевского. В сентябре 1818 года вышел последний номер «Сионского Вестника», в котором издатель попрощался с подписчиками (набиралось несколько сотен), объяснил причины. Всего за два периода издано 24 книжки, или 8 частей, по 3 номера в каждой. Постатейная роспись всех выпусков приведена в предлагаемой библиографии. В истории русской журналистики «Сионский Вестник» оставил глубокий и яркий след, отмеченный смелостью и талантом. Все послевоенные, самые мистические годы литературная продуктивность Лабзина была на высочайшем уровне: каждый год им издавались новые переводы его любимых авторов, перепечатывались вышедшие в свет прежде. Карьерный рост прекратился, что огорчало Александра Федоровича, впрочем, он не переставал надеяться на повышение и отличия. Легко возбудимый и задиристый с теми, кто возвышался над ним на общественном поприще, он часто нервничал, язвил и... прибаливал. Все свои средства Лабзин вкладывал в образцовое издание любимых книг, сократив донельзя домашние нужды. Воспитанники Академии боготворили просвещенного своего наставника и позже оставили о нем ценные воспоминания. Но постепенно культурный ландшафт менялся. Император с годами все более отходил в религиозную тень: возобладали Фотий, митрополиты, Шишков. Мистицизм оттеснялся обрядоверием. Проект Библейского Общества провалился, настала очередь схода на нет масонского движения. Высочайшим рескриптом от 1 августа 1822 года масонские ложи были запрещены. Вот тут-то и подстерегал А.Ф. Лабзина «Академический случай», приблизивший финал. Дело обстояло так. Вечером, в среду, 13 сентября того же 1822 года совет Академии Художеств собрался узким кругом, чтоб в непринужденной обстановке предварительно обсудить предстоящие выборы трех почетных академиков. Президент А.Н. Оленин своего мнения не высказал. Настойчиво предлагались кандидатуры графов А.А. Аракчеева, Д.А. Гурьева и В.П. Кочубея, причем учитывались не столько титулы и положение, но и то, что хоть вмале от каждого послужило искусству. Возникли вопросы. Аракчеев, понятно: поставил памятник Павлу I в своем имении Грузино и заказал статую Андрея Первозванного для храма, а Кочубей, что он сделал? На это скульптор И.П. Мартос заметил: «Близок Государю». Лабзин вспыхнул, предложив в таком случае избрать в почетные академики царского кучера Илью Байкова – он ближе всего к Императору сидит, а что из простонародья, так и Кулибин был простецом. Оленин пригрозил довести эти суждения до сведения предлагаемых лиц. Лабзин: «Извольте им это сказать, я их не боюсь». Эпизод не значительный по существу, но слухи проникли за стены Академии, обрастали домыслами и дерзкими выпадами. Все это собиралось и было отправлено Императору в Верону, куда он отъехал на время. Конечно, Академический случай возмутил его до предела. В своем указе Сенату Александр повелел «за наглый поступок» отрешить Лабзина от службы, а военному генерал-губернатору М.А. Милорадовичу приказал срочно выслать его из столицы в деревню. Но своей деревни у Александра Федоровича не было и ему для ссылки выбрали заштатный симбирский городишко Сенгилей. Мучительно началась, а затем и продлилась сама ссылка. Припадки падучей, скорбная жизнь в чуждом городке, неустроенность и бедственный быт скрашен был разве что дружеской помощью Петра Петровича Тургенева, местного помещика и старого друга. Лишь к середине 1823 года жизнь изгнанника улучшилась: его родная сестра добилась в столице разрешения поменять место ссылки на Симбирск. Там через короткое время Александр Федорович ожил и свободнее вздохнул. Симбирское общество, возглавляемое предводителем дворянства князем М.П. Баратаевым, симпатизировало Лабзину и было одного с ним взгляда на духовную жизнь человека. Его боготворили, оковы мученичества как бы спали. Тайные собеседования с друзьями, встречи в сокровенном усадебном храме в Киндяковке, продолжительный отдых и лечение на минеральных водах в Ундорах генерала Ивашева, ласковый уход благоприятствовали выздоровлению. Лабзин подолгу пишет письма друзьям, с нетерпением ждет почту. Старается издать книгу в городе Курмыш. Тема та же, мистическая. Пробудился интерес к поэзии, к народным песням. Молодой его почитатель Михаил Дмитриев, племянник знаменитого Ивана Ивановича Дмитриева, впоследствии напишет проникновенные воспоминания о маститом изгнаннике. Но силы Великого Мастера иссякали. 26 января 1825 года А.Ф. Лабзин скончался. Похоронен в Симбирске, при Покровском монастыре. На его могиле поставили каменный крест с стихотворной эпитафией на медной табличке. Текст сочинил все тот же Михаил Александрович Дмитриев. При большевистском разорении обитель эта и некрополь погибли. Но память об оригинальном писателе сохранилась. О симбирской ссылке Лабзина, совпавшей по времени со ссылкой Пушкина в Михайловское, многие краеведы пишут. Об этом появились и крупные труды. Так, в Самаре сравнительно недавно издана серьезная монография Н.С. Васильевой «А. Ф. Лабзин в общественной жизни столиц и провинции конца XVIII – первой четверти XIX веков». Начали переиздавать книги его переводов. Надеемся, что предлагаемая здесь первая обширная библиография его работ будет пополняться и совершенствоваться. За помощь по сбору и оформлению материалов составитель благодарит филолога И.Ю. Фоменко (РГБ) и немецких русистов Михаэля фон Хагемейстера и Дагмар Кассек. Особая признательность И.В. Логвиновой и М.А. Бирюковой за участливость и дружескую поддержку. А.Н. Стрижёв.
Чертик на дрожках или Французский променад [Стихотворение] // Вечерняя Заря. 1782, август. Избранная Библиотека для Христианского Чтения. Сост. У. М. (Ученик Мудрости – псевд. А.Ф. Лабзина). М.: Тип. И. Лопухина, 1784. Части 1–4. Ч. 1. «“О подражании Иисусу Христу” Фомы Кемпийского» в пер. М.И. Багрянского. Переизд. в 2-х ч. в 1786, 1787; в 4-х ч. 1819. Фигарова женидьба: Комедия в пяти действиях / Сочинения Петра Августина Карона де Бомарше, переведенная на российский язык А[лександром] Л[абзиным]; представлена в первый раз на вольном Петровском театре в Москве, января 15 дня 1787 / Иждивением переводившего. М.: Университет. тип., у Новикова, 1787. XXIII, 247 с. Лабзин А.Ф. Торжественная песнь Екатерине II… на вожделеннейшее ея величества прибытие в столичный град Москву… июня в 28 день 1787 года. М.: тип. Комп. типогрпфич., 1787. 15 с. Безрассудная искренность, опера. Сочинение господина де Ла Рибадиер, на российский язык переложенная [А.Ф. Лабзиным]. М.: Университетская тип., у Н. Новикова, 1787. 35 с. Лабзин А.Ф. Торжественная песнь Екатерине II, Императрице и Самодержице Всероссийской на вожделенное прибытие Ея Величества в столичный град Москву из полуденных стран России, всеподданейше поднесенная во всерадостный день восшествия на Всероссийский престол, совершающий 25-летие преславного Ея царствования // Утренние Часы. 1788. Ч. 1. 1 июня. С. 101-120. 1799–1801 Лабзин А.Ф., Вахрушев А. История Ордена святого Иоанна Иерусалимского. СПб.: Имп. тип., 1799–1801. Ч. 1. 1799. XI, 240, [1] c. – Ч. 2. 1799. 358, [2] c. – Ч. 3. 1800. 358, [2] c. – Ч. 4. 1800. 350, [2] c. – Ч. 5. 1801. [8], 404 с. Эккартсгаузен К. Путешествие младаго Костиса от Востока к Полудню. СПб.: В Имп. тип., 1801. 272 с. Рец.: Сион. Вест. 1806. Ч. 2. С. 328. Лабзин А.Ф. Безсмертие: К его сиятельству графу Александру Сергеевичу Строганову («В непотрясаемом чертоге...» Подражание г-ну Делилю) // Вестник Европы, издаваемый Николаем Карамзиным, 1802. Ч. 6. №23 (дек.). С. 211-212. Эккартсгаузен К. Важнейшие иероглифы для человеческого сердца. СПб.: Тип. Гос. мед. коллегии, 1803. Ч. 1. 209, [1] с. – Ч. 2. 203, [1] с. Ценз.: С.С. Кушников. Эккартсгаузен К. Наставление мудраго испытанному другу. СПб.: Имп. тип., 1803. 166 с. Эккартсгаузен К. Путешествие младаго Костиса от Востока к Полудню. М.: Тип. С. Селивановского, 1803. 283, [5] c. Ценз. Спб. гражд. губернатор. Эккартсгаузен К. Нравственные Письма к Лиде о любви благородных душ. Из соч. Эккартсгаузена. М.: В тип. Христоф. Клаудия. 1803. / Изд. Иван Переплетчиков. Лабзин А.Ф. Речь, говоренная в сем Собрании конференц-секретарем, действительным статским советником и кавалером Лабзиным // Северный Вестник. 1804. Ч. 3. С. 357 - Лабзин А.Ф. Речи господина конференц-секретаря, действительного статского советника и кавалера // Моск. Вед. 1805. №73 (13 сент.). Гаугвиц Г.Х.К. Наставление ищущим премудрости. Пер. с нем. СПб.: в тип. Шнора, 1806. 368 с. Ценз.: СПб. ценз. ком. Пер. А.Ф. Лабзин. (репринт. изд. 2010 г.). Юнг-Штиллинг И.Г. Угроз Световостоков / Соч. Иоанна Генриха Юнга, называющегося иначе Генрихом Штиллингом. СПб.: В Имп. тип., 1806–1815. Ч. 1, кн. 1, 2, 3, 4. В Имп. тип., 1806. 319 [3] с. – Ч. 2, кн. 5, 6, 7, 8. В Имп. тип., 1806. – Ч. 3, кн. 9, 10, 11, 12. В Имп. тип., 1806. 349 [3] с. – Ч. 4, кн. 13, 14, 15, 16. При Имп. Акад. наук, 1807. 302 [2] с. – Ч. 5, кн. 17, 18, 19, 20. При Имп. Акад. наук, 1813. 310 [2] с. – Ч. 6, кн. 21, 22, 23, 24. В тип. Ф. Дрехслера, 1813. 300 с. – Ч. 7, кн. 25, 26, 27, 28. В Морской тип., 1814. 333 [3] с. – Ч. 8, кн. 29, 30. В Морской тип., 1815. 166 с. Ценз.: Спб. ценз. ком. (ч. 1-5); И.О. Тимковский. В 1806 г. ч. 3 кн. 9-10 была издана дважды – в Морской и Имп. тип. Изд. отличаются набором и паг. Предисл. переводчика на с. I-III, ч. 1 с подписью: У.М. (А.Ф. Лабзин). Общий морской список / Сост. при участии А.Ф. Лабзина. СПб.: Печатан в Морской тип., 1807. 64 [2] с. Державин Г.Р. Сочинения Державина. СПб.: В тип. Шнора, 1808. Ч. 1. (Ч. 1-5. 1808-1816) VII, 321 с. Изд. воспроизводилось по рукописи, поднесенной в 1795 г. Имп. Екатерине II. Печаталось в авг. 1807 г. под наблюдением А.Ф. Лабзина. Ценз. И.О. Тимковский. В вып. других частей Лабзин также принимал участие. Мысли о небе. / Пер. с нем. А.Ф. Лабзина. СПб.: В тип. Ф. Дрехслера, 1810. 158 [2] с. Ценз.: Спб. ценз. ком. Эккартсгаузен К. О фосфорной кислоте, яко вернейшем средстве против гнилости. / Перевел С.А. Пошман под рук. А.Ф. Лабзина. СПб.: Печатано в тип. Ф. Дрехслера, 1811. X, 90 с. Ценз.: И.О. Тимковский. Предисл. «от переводчика» подп.: У.М. Издатель и ред. перевода А.Ф. Лабзин. Лабзин А.Ф. Обстоятельное известие о чудесном спасении вдовы генерал-майорши Н.М. при нашествии на Москву французов в 1812 году. СПб.: В Морской тип., 1812. 83 с. Дузетан. Таинство креста… / Пер. А.Ф. Лабзина. СПб.: В тип. И. Иоаннесова, 1814. XX, 301 с. Ценз.: И.О. Тимковский. В том же году еще одно изд. На с. 1-35: Священный вертоград. От предыдущ. изд. отличается шрифтом и набором. Бёме Я. Christosophia, или Путь ко Христу: В девяти кн. / Изд., предисл., примеч. и коммент. У.М. [А.Ф. Лабзин] СПб.: В тип. Иоанессова, 1815. XXV, 434 с. Ценз.: И.О. Тимковский. Ломбез А. де. О внутреннем мире: В четырех кн. / Пер. с фр. А.Ф. Лабзина. Предисл. пер. «К читателям» подп.: У.М. (А.Ф. Лабзин). СПб.: В Морск. тип., 1816. V, 300 с. (Путеводитель к совершенству жизни христианской; Ч. 2). Ценз.: И.О. Тимковский. Карнеев З.Я. Мысли на досуге поучающегося истинам веры. (Продолжение). / Пер. А.Ф. Лабзин. Харьков: В Универс. тип., 1817. 55 с. Помета «продолжение», возможно, относится к кн. «Мысли на досуге поучающегося истине веры». М., 1815. Юнг-Штиллинг И.Г. Тоска по отчизне. / Пер. А.Ф. Лабзина. М.: В Университ. тип., 1817-1818. Ч. 1. 1817. VII, 358 с. – Ч. 2. 1817. VII, 387 с. – Ч.3. 1817. VII, 379 с. – Ч. 4. 1818. VII, 360 с. – Ч. 5. 1818. VII, 312 с. Ценз.: Л.А. Цветаев. Лабзин А.Ф. О чтении книг // Сион. Вест. 1818. Ч. 8. Кн. 2. С. 207-230. Избранная библиотека для христианского чтения / Сост. А.Ф. Лабзин. М.: Универс. тип., 1819. Ценз.: Н.А. Бекетов. Ч. 1. Фомы Кемпийского О подражании Иисусу Христу четыре книги. XII, 504 с. – Ч. 2. О тройственном пути души… XIX, 421 с. – Ч. 3. 396 с. – Ч. 4. Разговор сердца с Богом о приуготовлении ко внутренней молитве. Вертоградец роз. Из соч. Фомы Кемпийского. VII, 304 с. Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. / Пер. А.Ф. Лабзина. СПб.: Печатанo в Морской тип., 1821. Ч. 1. XII, 372, [2] c. – Ч. 2. 360, [2] c. – Ч. 3. 309, [5] c. – Ч. 4. VII, 304, [2] c. Ценз.: В.М. Котельницкий. Олавиде-и-Хауреги П.А.Х. де. Торжество Евангелия, или Записки светскаго человека, обратившагося от заблуждений новой философии: Сочинение, в котором победоносным образом поражаются лжемудрствования неверия и в коем доказывается истина христианской веры. / Пер. с фр. А.Ф. Лабзина. СПб.: В тип. К. Шнора, 1822. Ч. 1. В тип. К. Шнора, 1821. ХХ, 562, [2] с. – Ч. 2. В тип. К. Шнора, 1821. 471, [5] с. – Ч. 3. В тип. К. Шнора, 1821. 426, [2] с. – Ч. 4. В тип. Мед. Департамента Министерства внутр. дел, 1822. 196, [10] c. Ценз.: И.О. Тимковский. Русские переводы Якова Бёме // Библиографические Записки. 1858. Т. 1. № 5. Стб.129 – 137. Лабзин А.Ф. К жене моей [Стихотворение] // РА. 1866. №6. С. 855-860. Лабзин А.Ф. Письмо князю М.П. Баратаеву // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Моск. унив. / Под ред. О.М. Бодянского. М., 1870. Кн. 2. С. 209-210 (Смесь). А.Ф. Лабзин и его ссылка (1822). Письма З.Я. Карнееву / Публ. Г.Г. Примо, примеч. П.И. Бартенева // РА. 1892. №11. С. 353-392. Лабзин А.Ф. Письмо А.Х. Чеботареву. 16 сент. 1820 г. // РС. 1901. №7. С. 174. Лабзин А.Ф. Свидетельство действительного статского советника об Ундоровских водах // Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца. / Архив А.П. Языкова. Симбирск, 1904. Т. 4. С. 625-629. Лабзин А.Ф. Песня «Во селе, селе Покровском, среди улицы большой» // РС. 1905. №10. С. 194-196. Лабзин А.Ф. Французский променад // Русский Библиофил. 1914. №4. С. 68-69. Лабзин А.Ф. Французская лавка // Поэты-сатирики конца XVIII – начала XIX вв. Л., 1959. С. 521-523. Показания А.Ф. Лабзина [23 авг. 1822 г.] / Жизнь масонской ложи в документах. Публ. В.И. Сахарова и др. // Российский Архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв. IX. М.: Российский фонд культуры, 1999. С. 82-85. Переписка А.Ф. Лабзина с графом А.А. Аракчеевым. 1817 г. // Н. Дубровин. Письма главнейших деятелей в царствование Императора Александра I (1807-1829 гг.) / Н. Дубровин; предисл. Т.К. Мащенко. М.: Гос. публ. ист. Б-ка России, 2006. С. 204-206; 209-210.
Сион. Вест., издаваемый Феопемптом Мисаиловым. СПб.: Печатано при Имп. Академии Наук, 1806. Сион. Вест., издание ежемесячное, нач. с апреля месяца. СПб.: В Медицинской тип., 1817. Сион. Вест. Изд. ежемесячное. СПб.: В Мед. Тип., 1818.
Свиньин П.П. Наблюдения русского в Америке [в Филадельфии]: (Письмо к А.Ф. Лабзину) // ВЕ. СПб., 1812. Ч. 64, №14 (июль). С. 104-123. На с. 115-123: Отр. из Журнала путешествия моего в Америку, заключающий некоторые примеч. о рыбной ловле, производимой на отмели Новой земли. Невзоров М.И. Мои мысли о сочинителе книги: О фосфорной кислоте, яко вернейшем средстве против гнилости, К Эккартсгаузена // Друг Юношества. М.: Университет. тип., 1813, май. С. 84-167. Выборки из ряда книг К. Эккартсгаузена в пер. А.Ф. Лабзина. Полемика с рец. в «СПетерб. Вестн.» (1812, №8). Ценз.: И.Д. Двигубский. Дмитриев М.А. К садику кн. М.П. Баратаева // ВЕ. 1824. №7. С. 187-189. Оленин А.Н. Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Акад. Художеств с 1764 по 1829 год. СПб., 1829. С. 32-33. Безсонов П.А. Максим Иванович Невзоров // Русская Беседа. М., 1856. Вып. 3. Отд. «Жизнеописания». С. 85-129. Афанасьев А.Н. Н.И. Новиков. Библиографические Записки. 1858. Т. 1. №6. С. 161-181. Аксаков С.Т. Встреча с Мартинистами // Русская Беседа. М.: Тип. Александра Семена, 1859. Кн. 1. С. 31-76. Афанасьев А.Н. И.В. Лопухин // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1860. Т. 1. С. 1-60. Иловайский Д.И. Новые сведения о Н.И. Новикове и членах Компании типографической / С предисл. Н.С. Тихонравова // Летопись русской литературы и древности. Изд. Н.С. Тихонравов. М., 1863. Т. 5. Разд. 2 «Исследования». С. 3-122. Державин Г.Р. Издателю моих песен [А.Ф. Лабзину] // Державин Г.Р. Сочинения: В 9 т. / Под ред. Я. Грота. СПб., 1865. Т. 2. С. 678-680. Безсонов П.А. А.Ф. Лабзин. Литературно-биографический очерк // РА. 1866. №6. Стб. 817-836. [Прим. П.И. Бартенева]. Панаев В.И. Воспоминания // ВЕ. 1867. Т. 3. №9. С. 193-194. Голицын А.Н. Письма к Юрьевскому архимандриту Фотию // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1868. Кн. 3. (Раздел Смесь). С. 237-239. 1868 – 1869 Ложа Золотого Венца в Симбирске // Осмнадцатый Век. Исторический сборник, издаваемый П.И. Бартеневым. М. 1868 – 1869. С. 368 – 376. Записка о пропущенных цензурой книгах, наполненных богохульством // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Моск. ун-те. М., 1870. Кн. 1. (Раздел Смесь). С. 184-193. Бычков А.Ф. Письма Н.И. Новикова к Д.П. Руничу // РА. 1871. С. 1013-1094. Боровиковский В.Л. Из записной книжки // Девятнадцатый век / Под ред. П. Бартенева. М., 1872. Кн. 1. С. 213-219. Путята Н.В. Обозрение жизни и царствования Императора Александра I // Девятнадцатый век / Под ред. П. Бартенева. М., 1873. Кн. 1. С. 213-219. Грэлле-де-Мобилье. Дневник // РС. 1874. №1. С. 2-36. Галахов А.Д. Обзор мистической литературы в царствование Императора Александра I // ЖМНП. 1875. №11. Отд. 2. С. 87-175. Солнцев Ф.Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды. 1801-1875 гг. // РС. 1876. №1. С. 109-128; №2. С. 311-324. Попов Н.А. Игнатий Аврелий Фесслер. Биографический очерк // Вестник Европы. 1879. Кн.4. С. 586 – 643. Магницкий М. Всеподданейшие письма Императору Николаю об иллюминатах // РС. 1881. №1. С. 67-87; №2. С. 289-314; №3. С. 607-631. Л-ръ [Карл Лисснер]. К истории масонства в России // Русская Старина. 1882. Т. 35. № 9. С. 533 – 560; № 10. С. 61 – 76. Письма главнейших деятелей в царствование Императора Александра I (с 1807-1829) / Под ред. Н. Дубровина. СПб., 1883. С. 208-210, 213-214. Голицын А.Н. Рассказы, записанные Ю.Н. Бартеневым // РС. 1884. Т. 1. С. 123-134. Дело А.Ф. Лабзина // РС. 1885. №11. С. 381-388. Филарет (Дроздов). Рассказы, записанные А.В. Горским // РА. 1888. Кн. 3. №12. С. 583-596. Евгений (Болховитинов). Письма к В.Г. Анастасевичу // РА. 1889. Кн. 2. С. 21-84; 162-236; 321-388. А.Ф. Лабзин и его ссылка (1822) // Русский Архив. 1892. № 12. С. 353 – 392. Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал «Сионский Вестник» // РС. 1894. №9. С. 145-203; №10. С. 101-126; №11. С. 58-91; №12. С. 98-132. Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал «Сионский Вестник» // РС. 1895. №1. С. 56-91; №2. С. 35-52. Шильдер Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. СПб., 1898. Т. 4. С. 268-269. Свербеев Д.Н. Записки (1799-1826). М., 1899. Т. 1. С. 51-53. Из архива И.Е. Великопольского. Предисл., примеч. и публ. Б.Л. Модзалевского // РС. 1901. №6. С. 625-641; №7. С. 171-186; №8. С. 427-435. Булич Н.Н. Очерки по истории рус. лит. и просвещения с начала ХIХ века. Т. 1. СПб., 1902. С. 361. Воспоминания А.Е. Лабзиной. С предисл. и примеч. Б.Л. Модзалевского. С порт. А.Ф. и А.Е. Лабзиных. СПб., 1903. Ступин А.В. Записки // Щукинский сб. Вып. 3. М., 1904. С. 369-482. Воспоминания Софьи Алексеевны Лайкевич / Публ., предисл. и прим. Б.Л. Модзалевского // РС. 1905. №10. С. 168-201. Мезьер А.В. В поисках правды и смысла жизни. Очерк из истории русского масонства. СПб. 1906. Левицкий Д.Г. Записка А.Ф. Лабзину // Художественные сокровища России. 1907. №4. С. 90-93. Письмо издателя «Сионского Вестника» А.Ф. Лабзина Н.Н. Новосильцову // РА. 1908. Кн. 2. С. 31-45. Аксаков С.Т. Встреча с Мартинистами (Воспоминания из петербургской жизни). Собр. соч. С.Т. Аксакова. В 2 т. М.: Изд. А.А. Карцева, 1909. Т. 2. Стб. 131-177. Письма князя А.Н. Голицына к А.Ф. Лабзину [Публ. Б.Л. Модзалевского] // РА. 1911. №3. С. 483-486. Кизеветтер А.А. Духовная цензура в России / Исторические очерки. М., 1912. С. 188. Новиков Н.И. Письма к А.Ф. Лабзину // Русский Библиофил. 1913. №3. С. 12-31, 33-39; №4. С. 14-28. Модзалевский Б.Л. Лабзин Александр Федорович // Русский Биографический Словарь. XXII. СПб., 1914. С. 2-12. Отд. оттиск. Соколовская Т.О. Возрождение масонства при Александре I // Масонство в его прошлом и настоящем. / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. М.: Изд. «Задруги» и К.Ф. Некрасова, 1915. Т. 2. С. 153-202. (репринт. М., 1991). Кизеветтер А.А. Поездка в Авдотьино // Русские Ведомости. 1916. 10 авг. Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М.-Л.: Искусство, 1940. 162 с. О скульпторе И.П. Прокофьеве, авторе бюстов А.Ф. Лабзина и его жены (1800 г.) – с. 146. Корнилов П. Арзамасская школа живописи первой половины XIX века. Л.; М.: Искусство, 1947. С. 156-158. Записки А.Л. Витберга / А.И. Герцен. Собр. соч. в 30 т. М.: Изд. Академии наук СССР, 1954. Т. 1. Приложения на с. 380-452, 473-474, 531-534. Измайлов А.Е. Золотая струна // Поэты-сатирики конца XVIII – начала XIX вв. Л., 1959. С. 348. Кочеткова Н.Д. Идейно-литературные позиции масонов 80-90-х годов XVIII века и Н.М. Карамзин // Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. М.-Л. 1964. С. 176 – 196. (Также: XVIII век. Сб. 6). Задонский Н. Академический случай // Ульяновская правда. 1972. 5 марта. Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX веков. М.: Искусство, 1975. С. 214. Мартынов И.Ф. Библиотека Дружеского ученого общества и ее место среди русских книгохранилищ общественного пользования конца XVIII века // Коллекция редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М.: Изд. Моск. ун-та, 1981. С. 90-101. Майкова К.А. Масонские рукописи в фондах РГБ // Рукописные собрания Гос. библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Указатель. М., 1986. Т. 1. Вып. 2 (1917-1947). 384 с. Собрание Д.И. Попова (фонд 237). С. 53-60; собрание В.С. Арсеньева (фонд 14). С. 187-199. Валкин М. Памяти достойны // Ульяновская правда. 1988. 18 авг. Кириллов В. Был выслан на Волгу // Ульяновская правда. 1990. 9 авг. Шимонек Е. «Ключ к добродетели» в Баратаевке // Ульяновская правда. 1992. 1 авг. С. 9. Серков А.И. Судьбы масонских собраний в России // 500 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах. Амстердам: Ин де Пеликан, 1993. С. 27-35. Мильдон В.И. Лабзин Александр Федорович // Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. М.: Большая росс. энцикл., 1994. Т. 3 (К-М). С. 259-260. Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства по материалам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург: УрГУ, 1995. 224 с. Рец.: С.М. Некрасов. Беспалова Е. Тайна альбомного послания // Ульяновская правда. 1996. 2 марта. С. 12-13. Скала Алексий, протодиакон. Симбирский некрополь. Кладбище Симбирского Покровского мужского монастыря. XVIII-XX вв. Ульяновск, 1997. С. 86. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. / Подгот. текста и комм. К.Г. Боленко, Е.Э. Ляминой, Т.Ф. Нешумовой. М.: Новое литературное обозрение. 1998. 752 с. По указателю. Беспалова Е. Ссылка А.Ф. Лабзина и Симбирские масоны // Памятники Отечества. Вся Россия. Симбирск – 350 лет. Ульяновск, 1999. Ч. 1. Века над Венцом. С. 101-108. Васильева Ю.С. Портрет масона: И.П. Елагин // Самарский исторический ежегодник. Самара, 2000. С. 3-7. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. / Под ред. М.В. Рейзина, А.И. Серкова. 3-е изд. СПб.: Изд. Н.Н. Новикова, 2001. 570 с. Беспалова Е.К. И.А. Гончаров и симбирские масоны (К вопросу о реалиях «На Родине») // РЛ. 2002. №1. С. 124-135. Масоны в жандармских донесениях (конец 20-х – начало 30-х гг. XIX в.). Публикация В.Е. Корнеева // Российский Архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII – XX вв. Новая серия. М.: Российский фонд культуры. 2003. С. 171 – 186. [Предисловие. С. 171. – Донесение генерал-лейтенанта А.А. Волкова графу А.Х. Бенкендорфу. С. 172. – Список особам, взятым на замечание по тайным их сборищам. С. 172. – Предписание графа А.Х. Бенкендорфа генерал-лейтенанту А.А. Волкову. С. 174 – Донесение генерал-лейтенанта А.А. Волкова графу А.Х. Бенкендорфу. С. 175. – Список о лицах, обративших на себя замечания. С. 176. – Письмо Н.А. Головина Московскому военному генерал-губернатору князю Д.В. Голицыну. С. 181. – Рапорт Московского военного генерал-губернатора князя Д.В. Голицына Николаю I. С. 183. – Реестр вещей, найденных при открытии сундука. С. 184. – Письмо графа А.Х. Бенкендорфа Московскому военному губернатору князю Д.В. Голицыну. С. 184. – Из рапорта Московского генерал-губернатора князя Д.В. Голицына графу А.Х. Бенкендорфу. С. 185. – Рапорт генерал-лейтенанта А.В. Волкова графу А.Х. Бенкендорфу. С. 186.]. Бауман В.Г., Салахутдинова Д.К. О книгах, приобретенных А.М. Карамышевым в Швеции для Горного училища (ХVIII в.) // Книга в России XI-XX вв. Сб. науч. тр. СПб.: БАН, 2004. Вып. 21. С. 114-124. Арсеньев В.С. Воспоминания. Дневник. Материалы семейного архива. / Сост. и комм. А.И. Серкова, М.В. Рейзина. / Русское масонство. Материалы и исследования. СПб.: Изд. им. Н.И. Новикова, 2005. 565 с. Гриц А. Феопемпт Мисаилов, или бесовская гордость // Родина. 2006. №10. С. 62-67. Альтшуллер М. Беседа любителей русского слова. У истоков славянофильства. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 102, 402. Кочеткова Н.Д. Кружок Н.И. Новикова как явление русской культуры // РЛ. 2008. №1. С. 170-180. Васильева Ю.С. А.Ф. Лабзин в общественной жизни столиц и провинции конца XVIII – перв. четв. XIX в. / Под ред. В.А. Зимина. Самара: Офорт, 2009. 142 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|